Мобильные приложения: мертвый груз для памяти телефона или возможность обогатиться?
Темпы роста популярности мобильных приложений уже никого не удивляют. Сейчас сложно найти даже пенсионера с «кнопочным» телефоном, а все крупные компании давно анонсировали и успешно выпустили на рынок свои мобильные приложения.
В любом развивающемся бизнесе собственник рано или поздно приходит к тому, что для того, чтобы поспевать за динамикой рынка, компании нужно свое мобильное приложение. Давайте разберем, а так ли оно необходимо?
1. Вы точно хотите владеть миллиардным по счету приложением?
Перед тем, как начать поиск команды и разработку собственного приложения, ответьте себе на один главный вопрос: можно ли без этого приложения обойтись? Если у вашего бизнеса нет острых незакрытых потребностей – не стоит засорять память телефона своих клиентов.
Тренд рынка мобильных приложений идет вниз с 2016 года. Здесь стоит вспомнить правила жизни художников и музыкантов – «все, что вы хотите создать – уже давно создано».
Прежде всего, сформулируйте цель, которую вы хотите достичь с помощью собственного приложения:
- Если это выход на рынок с уникальным торговым предложением, то вам нужно очень серьезно подойти к расчёту финансовой и бизнес модели для вашего проекта. Считайте, что расходы на разработку мобильного приложения и ИТ-решения это всего 10% от расходов на запуск проекта. Основные расходы пойдут на рекламу и продвижение, чтобы привлечь необходимое для окупаемости проекта количество пользователей.
- Если это поддержка уже имеющихся клиентов или бизнес-процессов, то вам достаточно посчитать экономию от оптимизации текущего бизнес-процесса при использовании мобильного приложения?
Например, собственник небольшого отельного бизнеса в курортной зоне, мечтает создать личное мобильное приложение собственной сети отелей в количестве 2х штук. Какова вероятность того, что туристы, приезжающие в его отель раз в год, скачают именно это приложение, а не станут пользоваться популярным агрегатором, таким, как Booking или AirnBnB?
2. Вы трезво оцениваете расходы и доходы?
Стоимость разработки и поддержания функционала приложения – это ваши капитальные затраты, которые нужно оценить и спланировать реалистично.
Объявления «разработка мобильных приложений от 50.000 под ключ» не имеют никакой связи с реальностью: в лучшем случае вы получите функционал уровня «крестики-нолики», в худшем – просто оплатите написание ТЗ.
Стоимость создания простого мобильного приложения с нуля – около двух миллионов рублей для каждой платформы (IOS, Android). Разработка уникального сложного продукта выльется компании в 10-20 миллионов рублей, при этом еще 10-20% от стоимости ежегодно придется тратить на поддержку работоспособности приложения. Прежде чем отдавать такие суммы – проанализируйте окупаемость и ожидания от продукта.
3. Вы сможете заработать на мобильном приложении?
Этот вопрос не касается создателей онлайн казино или финансовых пирамид, – у них есть шанс стать богатыми быстро, но ненадолго, пока Роспотребнадзор не заблокирует приложение.
Если вам необходимо мобильное приложение для:
- оптимизации бизнес-процессов для уже имеющейся клиентской аудитории;
- увеличения клиентской лояльности;
- формирования имиджа компании, - то можете запускать проект в разработку.
Иначе, окупить создание приложения могут только миллионы скачиваний и гигабайты интегрированной рекламы.
Рассчитывайте, что на привлечение одного нового пользователя вы потратите 200-300 рублей, а на удержание этого пользователя 100 рублей в год - это расходы на рекламу, бонусы, подарки и тп. Соответственно, чтобы вернуть инвестиции в «игрушку» за 5 млн рублей, нужно чтобы каждый пользователь приносил прибыль больше чем расходы на его привлечение и удержание.
Сумма затрат на привлечение пользователей может быть и меньше, а срок возврата инвестиций гораздо быстрее, если ваше мобильное приложение станет «хайповым».
4. У вас есть уникальная идея?
Pokemon Go скачали 1 млн. пользователей за 19 дней, а аудитория TikTok достигла 2х миллиардов по всему миру. Если у вас суперидея, способная повторить результат, то скорее начинайте делать. Но если есть сомнения и вы не готовы ждать, то посмотрите сколько приложений «зомби» в магазинах приложений живут год-два и умирают. Вспомните, когда вы услышали про Тик-Ток впервые?
Наверняка в этом году, когда подросла старшая дочь. А ведь приложение было создано в далеком 2016 году и ждало своего звездного часа целых 5 лет.
Если вы хотите мгновенного результата или не обладаете уникальной и гениальной идеей – готовьтесь тратить 300 рублей в год на привлечение и удержание 1 пользователя.
5. У вас есть своя «бригада»?
Для создания собственного сайта или его мобильной версии вам достаточно привлечь дизайнера и программиста или позвать «сына маминой подруги». Простой одностраничный сайт можно сверстать за пару часов, при этом он будет информативным и хорошо выглядящим.
Для разработки мобильного приложения своими силами вам потребуется минимальная команда из 6 человек: дизайнер, 2 разработчика мобильных приложений (iOS, Android), разработчик бэк-энд, тестировщик, инженер технического сопровождения. Если это не «студенты», то откладывайте на ФОТ 10 млн рублей в год.
Самостоятельно очень сложно найти всю команду на fulltime в короткие сроки, скорее всего придется искать специалистов на аутсорсе.
Аутсорс может быть чуть дороже собственной разработки, но точно сэкономите на нервах и последующей техподдержке решения. Это как строить дом самому с «бригадой» или со строительной компанией: в первом случае это дешевый сомнительный результат и отсутствие ответственности, во втором - дороже, но полная ответственность специалистов. В любом случае, готовьтесь к тому, что потребуется все ваше время и участие, и если вовлеченности не будет, то ничего не получится.
6. Вы просчитали все риски?
Готовьтесь к тому, что люди будут приходить и уходить. В некоторых случаях, прихватывая с собой ваши идеи и разработки для конкурентов.
Ваше приложение обязательно взломают.
Будут возникать стандартные баги и обновления системы, при которых само приложение может просто не работать.
Поэтому, выстраивайте риск-модель сразу с началом работы над собственным приложением.
7. Приложение можно заменить мобильным сайтом/ Почему не мобильная версия сайта?
Вам точно не нужно отдельное приложение если все, что вы хотите в него поместить, можно заменить мобильной версией сайта. Помимо того, что адаптация сайта значительно дешевле, мобильную версию еще и проще продвинуть так, чтобы о ней узнали как можно больше человек.
Мобильное приложение нужно, когда:
- есть необходимость получать данные с периферийных устройств телефона: камера, микрофон;
- есть необходимость получать данные датчиков телефона: геолокацию, акселерометр и тп.;
- вам важно, чтобы приложение могло работать офф-лайн;
- вы хотите получить доступ к данным телефона клиента, например телефонной книге;
- вы хотите дать возможность пользователю использовать платежные инструменты xPay для оплаты Ваших услуг;
- вы хотите делать персонифицированные предложения вашим клиентам через push-уведомления;
- у вас есть набор требований по информационной безопасности, в котором используется мобильный телефон.
8. Продвижение и реклама /Как вы собираетесь заявить о себе?/ Как вы будете продвигать свой продукт?
Инструментов для органического продвижения мобильных приложений до сих пор не существует, а надеяться на кросс-маркетинг не приходится. Реклама может сработать или нет с вероятностью 50\50. Есть шанс, что вы просто «не попадете» в целевую аудиторию, даже заказав рекламу у крупного блоггера.
9. Вашей целевой аудитории это нужно?
Несмотря на то, что в 2020 году каждый третий житель планеты Земля скачал не менее 18 приложений, может быть и такое, что ваши клиенты – это настолько узкий сегмент аудитории, что для продвижения продукта среди них просто не нужно отдельное приложение.
Вы можете не попасть в направленность, возраст или мобильную платформу, ваше приложение может оказаться слишком сложным, неактуальным или устаревшим. Несмотря на то, что собственное мобильное приложение есть даже у концерна Bentley inc., у него катастрофически маленькая аудитория. Все потому, что разработчики не учли, что у владельцев авто премиум-марок как правило есть водители, которые не хотят заморачиваться.
10. У вас есть ресурсы для развития? /Вы готовы ждать?
Идея и ее воплощение- это только первый этап. Вас ждет долгий и тернистый путь поиска сотрудников для реализации, интеграции все более сложных процессов, наращивания рентабельности и обработки новых запросов рынка. Если вы не готовы постоянно вкладывать в разработку время, силы и деньги, то сэкономьте пару миллионов и ограничитесь e- mail рассылкой своим самым преданным клиентам.
Ежедневно выпускается сотни мобильных приложений, но при этом Facebook и дочерние компании не сдают своих лидерских позиций уже несколько лет. И если вы не жаждете славы Павла Дурова или Татьяны Бакальчук – подумайте, ваше желание создать приложение, это слепое следование трендам или давно назревшая необходимость и новый шаг в развитии бизнеса?
Если мы не смогли вас переубедить в решении делать свое мобильное приложение, то звоните нам: 8 (800) 301-07-62 – сделаем!