Что такое исповедь и какова роль духовного отца в нашей жизни? На эти важные вопросы отвечает один из наиболее известных православных проповедников нашего времени Митрополит Лимасольский Афанасий (Николау).
Церковь Христова действует как духовная клиника, как больница. В больнице обычно болен не доктор. Конечно, он тоже может быть болен, но главный в больнице – это пациент, который лежит в постели, получает исцеление и лечение. И Церковь исцеляет человека.
Она не возвращает Бога к нам, но возвращает нас к Богу. Она не делает Бога другом человека, но, скорее, делает человека другом Бога. Это очень важный момент, потому что это то, что отличает «Церковь» от «религии». Религия имеет тенденцию снискать расположение Бога, чтобы сделать его другом человека. Древние боялись своих языческих «богов», они приносили жертвы, чтобы умилостивить их. Это было результатом их религии. В Церкви – с точностью до наоборот.
В Церкви установлено, что Бог есть любящий всех Отец, Который обращается к упавшему и больному человеку и применяет к нему лечебную терапию. Именно человек – противник Бога, а не наоборот. В этом большая разница между Церковью и религией. Следовательно, объектом нашего внимания является человек.
Что же такое исповедь?
В тот момент, когда мы получаем Святое Крещение, мы облекаемся во Христа. Через святое миро мы получаем силу и жизнь, мы оживаем во Христе и вкушаем Его Тело и Кровь. И в соответствии с этим мы не должны были бы иметь нужду в покаянии, поскольку нам надлежит быть уже на прямом пути и ни в чем больше не нуждаться.
Однако наша человеческая природа не такая, она изменчива, она искажается, у нее есть свои слабости, она спотыкается и падает, и у нее так много проблем. В этом вся болезнь нашей падшей природы. Следовательно, нам нужны врачи и больница, куда нужно попасть и получить целебное лечение.
Больница – это Церковь, больной – каждый из нас, духовный врач – Христос. Он –Тот, Кто лечит. Но тот, кто физически находится на Его месте – это духовный отец. Он поставлен во имя Церкви, а не как представитель Бога. У нас нет представителей Бога, но он стоит как наш брат и отец. Он также прошел этот процесс исцеления или опережает нас в духовной борьбе, или, по крайней мере, знает лечебную терапию, описанную святыми отцами. Они сами были исцелены, а затем написали терапевтические руководства и передали в качестве драгоценного наследства свой опыт собственного исцеления. Духовный отец должен хорошо знать это наследие, и он должен был соответствующим образом пройти это обучение.
Следовательно, в таинстве исповеди мы, по сути, развиваем отношения не с нашим духовным отцом, но мы развиваем и устанавливаем отношения со Христом. Это очень важно. Посредством духовного отца мы идем ко Христу. Это было бы огромной ошибкой, ересью, идолопоклонством, демонической одержимостью, было бы наихудшим богохульством как против Бога, так и против человека, если бы духовный отец поставил себя впереди Бога и культивировал поклонение самому себе.
Подобные вещи были бы величайшим искажением, которое когда-либо могло быть совершено, и это богохульство против Святого Духа и богохульство против каждого человека. Если кто-то попался в эту ловушку, значит, этот человек действительно был одержим демонами. Это очень опасная вещь, это очень тонкая грань для духовного отца, которому нужно исцелить вас. Он должен вести вас ко Христу, он не должен держать вас близко к себе. Это также очень тонкая грань для того, кто исповедуется, кому нужно понимать, что духовный отец – только средство для того, чтобы прийти к Богу. Следует понимать, что мы должны искать Самого Христа, а не хороших отношений с духовным отцом.
Вы, конечно, можете спросить: «Разве не естественно, что между нами и нашим духовным отцом может развиваться человеческая связь, отношения любви и уважения?». Безусловно, это естественное следствие того, что отношения будут складываться с человеком, которому вы доверяете все секреты вашей жизни и кто стоит рядом с вами в каждом вашем падении, при любой трудности, в боли каждой минуты вашей жизни. Это естественно, что устанавливается духовная и крепкая человеческая связь.
Я хочу уточнить здесь, что есть разница между понятиями «духовный отец» и «духовник». Каждый, кто совершает таинство исповеди, является духовником. Но духовный отец всего лишь один. Апостол Павел говорит: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4: 15).
Следовательно, у нас есть только один духовный отец, тот, кто по благодати Божией родил нас во Христе. Тот, кто исполнил тайну нашего рождения и вхождения в Церковь. Но, конечно же, наш духовный отец в какой-то момент умрет, или мы можем переехать в другое место, или в какой-то момент мы не сможем увидеть его, и, как христианам, нам нужно будет исповедоваться. Тогда мы может пойти к любому священнику, исповедовать наши грехи, получить прощение и поддержку. Но это не значит, что все эти священники являются для нас духовными отцами. Нам следует иметь в виду эту разницу между духовным отцом и духовником, хотя иногда они могут совпадать, и духовный отец также может быть нашим духовником, особенно если он сыграл роль в нашем духовном возрождении.
В любом случае, отношения не будут здоровыми, если Христос, стоящий перед нами, будет удален и духовный отец займет Его место.
Правильный духовный отец – это тот, кто без всяких предрассудков помогает своим духовным детям расти и взрослеть. Другими словами, он не хочет сделать их такими же, как он, но чтобы каждый оставался неповторимой личностью и самим собой, потому что мы все различаемся. Каждый становится здоровым во Христе и остается собой, мы не можем все стать одинаковыми. В саду, например, у нас много разных деревьев. Как говорит апостол Павел, «Бог может изменить дикую маслину на благородную садовую» (см.: Рим. 11: 17). Бог не превращает маслину в апельсиновое дерево. Он не превращает всё в мандарины. Точно так же невозможно всех людей сделать одинаковыми.
Каждый человек должен найти свою личность, доделать свою индивидуальность в Господе Иисусе и оставаться здоровым, свободным и совершенным человеком во Христе. Это красота Церкви.
Не пропустите новые материалы – подписывайтесь на наш канал.