Согласно ПУЭ 7 , дата введения 01.01.2003 ,во вновь построенных домах проводка должна быть 3-х проводной (5-то проводной ), а в домах, построенных ранее, это требование является факультативным, т.е. на усмотрение владельца .
Даже и не помышляю подвергать сомнению действующие правила , а вот для тех , кто живёт в зданиях, построенных до 2003 года, осмелюсь кое-что посоветовать. Если вы живёте в такой квартире , то в неё извне приходят 2 провода : "Фаза" и "Ноль " , или "Нейтраль" , что по смыслу одно и то же. Третий провод из них Вы не сделаете никак.
Можно найти множество советов , как третий провод всё-таки сделать. Советы как будто разные, но все они сводятся к тому , чтобы нейтраль использовать как заземление. Это запрещено, и вот почему. Рассмотрим в качестве примера стиральную машину.
Стиральная машина - это такой металлический корпус , в котором находится что-то электрическое. К этому "что-то" через розетку подключены 2 провода : фаза "ф" и ноль "0". Корпуса ни тот, ни другой, не касаются , машина работает, все довольны. Зачем тут ещё и третий провод ?
Он нужен, если что-то пошло не так. Например, если внутри машины отвалился какой-то провод , лёг на корпус - и вот, теперь корпус агрегата находится под напряжением относительно земли. И если в помещении ещё и токопроводящий пол (кафель, бетон) , то этот корпус может и долбануть того, кто до него дотронется.
Замечу , что машина при этом может даже вполне исправно работать , только кусается. Что конечно же , неприятно. Чтобы избежать этой напасти, подключим корпус машины к нулевому проводу.
Если корпуса коснулся фазный провод , то в этом случае произойдет короткое замыкание (КЗ) .Для неспециалиста это звучит страшно , но любой электрик вам скажет, что КЗ - это едва ли не самое безобидное происшествие , какое может случиться с электроустановкой. При этом потребляемый установкой ток возрастает в сотни раз , и от этого сразу срабатывает защита от КЗ , на схеме это автоматический выключатель АВ . Срабатывает защита при этом за какие-то миллисекунды , ничего Вам за это время не сделается и даже провода не успевают нагреться.
Дело сделано, ваша драгоценная жизнь спасена. Но на приведённой схеме уже заметно, что тут что-то не так. Корпус машины в НОРМАЛЬНОМ РЕЖИМЕ присоединён к одному из питающих проводов. Хоть и к нулевому.
Наличие ещё одного провода делает возможным ещё один вариант неисправности. А именно - обрыв нулевого провода.
Обрыв провода показан красным крестом. Красные же стрелки показывают направление движения тока - от АВ через обмотку электродвигателя в машине - нулевой провод - Ваше "заземление" - на корпус.
Но ведь цепь не замкнута ! Какой может быть ток ? . Она замкнётся через Ваше тело, когда Вы дотронетесь до корпуса машины. И не радуйтесь тому, что между Вами и фазой есть обмотка двигателя. При его мощности, скажем, 440 Вт , ток через него в норме 2 А , а это значит, что его сопротивление 110 . Ом. Сопротивление человеческого тела примерно 1-2 кОм , значит, на него сейчас приходится 180-200 Вольт из 220-ти.
И заметьте, если бы Вы не заморачивались с третьим проводом (как на рис.1) , то при такой неисправности машина не работала бы, но и не лягалась.
Но попробуем сделать всё по правилам. Обратимся вполне официально к электрикам по месту жительства , оплатим, оформим . Проведут они в Вашу квартиру третий провод - это будет точно, заземление.
Ну, теперь-то всё по европейским правилам ! При замыкании на корпус сработает защита от КЗ , при обрыве "нуля" машина работать не будет, но и кусаться тоже. Можно бежать за маленькой.
Ан нет ! Добавив третий провод, мы добавили и третью возможную неисправность - обрыв заземляющего провода. Вы этого не заметите - ведь машина будет нормально работать. Как и зануление, при нормальной работе заземление не проявляет себя никак. Как огнетушитель и ремни безопасности - на скорость не влияют.
Поэтому вы годами будете жить, даже не подозревая об опасности , которая уже нависла над Вами. И вот, свершилось : произошло замыкание на корпус. Так как заземление не работает, КЗ не случилось , и потому защита от него не сработала. Машина в работе, но её корпус под напряжением , поджидает свою жертву.
Более того. В зависимости от места , где произошёл обрыв, может оказаться, что под напряжением оказались и корпуса других электроприборов , подключённых к этому же заземлению.
В прошлом году произошёл обрыв заземляющего провода , обозначен красным крестом. Вы этого, конечно, не заметили. А сегодня ещё и в стиральной машине замыкание на корпус. Из-за того, что заземление в обрыве , КЗ не произошло , и защита поэтому не сработала. Через заземляющий провод напряжение поступает на корпус электрочайника , который даже выключен , но стоит на своей подставке-розетке. Он теперь тоже кусается , вообще уже непонятно, за что.
Что же получается ? Каждое такое усложнение устраняет одну опасность, но порождает другую! Может , остаться с двумя проводами ? В СССР так и было - в быту.
Советский народ с двумя проводами освоил Космос и атомную энергию , потому уж точно, не был глупее своих западных соседей (по крайней мере, в технике).
А вот на производстве заземление было обязательным , было на учёте и регулярно контролировалось . Почему так ?
А потому, что заземление там выполнялось только стальным проводом и все соединения делались не иначе, как электросваркой. Там и сегодня так. При таких делах обрыв заземляющего провода также вероятен, как попадание метеорита в данную электроустановку. А потому такую возможность можно не учитывать.
Но другое дело - квартира. Там заземление выполнено тем же проводом , что и два других , и соединения точно такие же. Потому и вероятность обрыва заземления такая же , как и у других неприятностей.
Как видим , 100% -й безопасности не даёт ни один из способов. Поэтому
мой Вам совет - не заморачивайтесь Вы с этим заземлением , довольствуйтесь двумя проводами !
Если Вы примете мой совет, то неприятность будет для Вас ударом судьбы , а если Вы сделаете "как в Европе" , то получится , что Вы сами себе её приготовили. Вероятность же при данной технологии (все 3 провода и соединения одинаковы) одна и та же.
Положитесь на Всевышнего. В назначенный им час и заземление будет в обрыве, и на корпус замкнёт , и МЧС будет в отпуске.
А вы что думаете по этому поводу ? Я не претендую на истину в последней инстанции , всего лишь выражаю своё мнение. Любопытно будет услышать и Ваше.