Найти тему
Алевтина Князева

Бандитский бум идентичности

В годы существования Советского Союза почти все республики умело срывали свое истинное отношение к России. Но после получения ими независимости тайное стало явным – умело скрывавшиеся враги показали свое истинное лицо. Интересно, сколько еще лет Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения будут выбираться из феодального болота? Обычно на это уходят века! Все эти лимитрофные новообразованные государства базируют сам факт своего существования на отторжении от России. Это единственное, что они могут сказать в оправдание собственного существования и объяснить, как они появились на свет. Естественно, им надо как можно больше фактов и обстоятельств, которые можно было бы поставить в вину бывшей метрополии.

Поскольку бывшие советские республики получили независимость без борьбы, чего вообще-то практически никогда не бывало в истории, потребовались мифы о том, что они вырвали свободу у притеснявшей их России и русских, что их собственная история, преодолевающая «окраинный синдром», значительно знатнее и древнее, чем это считалось ранее.

Дискриминация русских на постсоветском пространстве — дискриминация человека по национальному признаку на территории государств, образовавшихся после распада СССР. То есть — русофобия.

После распада СССР в 1991 году и образования новых независимых государств, 25 млн русских оказались за пределами России, что намного больше, чем вся эмиграция русских из России за рубеж на протяжении с 1881 г. и до распада СССР. В настоящее время основными механизмами давления на русских являются разного рода ограничения в гражданских и политических правах, сужение сферы употребления русского языка, вытеснение русских из сферы управления, интеллектуального труда, частного бизнеса.

-2

В середине 1990-х годов был проведён опрос русских в Киргизии, Молдавии и Литве с целью «проанализировать общественное мнение русских нового зарубежья об их собственных проблемах, роли России в их разрешении, о своём месте в постсоветском этнополитическом пространстве». Согласно этому исследованию, большинство русских в странах ближнего зарубежья придерживаются мнения, что их положение резко изменилось в худшую сторону после распада СССР.

По их мнению, дискриминация русских происходила в политической, социально-экономической и культурно-языковой сферах. Так, значительная часть опрошенных (от 24 % в Киргизии до 75 % в Молдавии) полагала, что введение закона о госязыке затруднило поступление в вузы для русских. Несколько меньше опрошенных считали, что это способствовало негативным явлениям и в трудовой сфере (увеличило вероятность увольнения, затруднило повышение по службе и устройство на работу). При этом около 50 % опрошенных прогнозировали для себя затруднения в карьере из-за своей национальности.

Дискриминация являлась одним из составляющих мощного давления, «выдавливающего» русских из стран ближнего зарубежья.

Из романа Гунарса Яновскиса  «Сола» (латыш. Sola) 1963 года, включённого для изучения  в школе и посвящённого жизни эстонских и латышских добровольцев СС, отсидевших в советских тюрьмах за сотрудничество с гитлеровцами. В одном из эпизодов на эстонском острове эстонец Юхан говорит латышу Артуру, что встречал эстонского пионера и дал ему некое наставление о том, как относиться к русским.
"...если ты встречаешь русского, то разговаривай с ним так, будто ты стоишь в окне на втором этаже, а он во дворе по колено в грязи и дерьме, потому что настолько велика разница между русским и эстонцем. Будь вежлив и по-ледяному любезен, иногда даже улыбайся. Не давай по морде, а смотри на него свысока и увидишь, как он тебя боится. Так боится собака, когда слышит нотки малейшей резкости в голосе хозяина, и русский со своей узкой душонкой по-прежнему не кто иной, как избитый кнутами татар раб, каким он был на протяжении сотен лет, только теперь за нагайку, перекинутую через его горбатую спину, дергает монгол в чекистской форме.   

Родители русских учеников выразили своё возмущение тем, что подобные тексты, разжигающие ненависть к представителям иных национальностей, включены в список художественной литературы, рекомендуемой для изучения в школах.

Наиболее заметным проявлением подобного национализма стала дискриминация при кадровых назначениях в национальных республиках в составе России. Практически везде в этих регионах верхний слой назначенцев составляют исключительно представители титульной нации. Такая же проблема складывается при поступлении в университеты. В ряде национальных республик фактически произошла «коренизация» школы с вытеснением русского языка и преподаванием на языке титульной нации. Так, в Татарстане татарскому языку (в том числе татарской литературе и истории Татарстана) отведено 6 часов в неделю, русскому — 4 (ещё 3 часа на русскую литературу и 2 часа на историю России).

Практически в каждой национальной республике существует группа людей, которая преподносит весь русский народ «в чёрных красках». Например, члены Татарского общественного центра (ТОЦ) воевали на стороне чеченских сепаратистов. Они же в 2003 году разрушили часовню в Набережных Челнах. Местные суды, как правило, оправдывают такие действия. В Татарстане с большим трудом выдаются разрешения на строительство православных церквей и часовен. В Башкортостане отдается приоритет при защите кандидатских и докторских диссертаций башкирам.

По оценке экспертов Московского бюро по правам человека, российским регионом с наиболее развитой русофобией является Северный Кавказ. В 1991—1993 гг. произошло массированное «выдавливание» русскоязычного населения из Чечни, сопровождавшееся актами насилия. По сведениям газеты «Известия», в результате этнических чисток в Чечне в 1991—1994 годах погибли 20 тысяч человек и 250 тысяч покинули республику. В 2005 году инициативная группа бывших русских жителей Грозного направила президенту России открытое письмо с требованием официально признать факт массовых этнических чисток в Чечне в период с 1991 по 1994 год. Авторы обращения называли режим Дудаева фашистским и обвинили российские власти в попытке скрыть факт геноцида.

Русские в Туркмении

В 1959 году русские составляли 17,3 % от всего населения, в 1970 — 14,5 %, в 1979 — 12,6 %, в 1989 — 9,5 %. По результатам переписи 1995 года, русских в стране осталось 6,7 %[5]. По оценке президента Ниязова, опубликованной в 2001 году, русских в Туркмении было 2 %[ по данным МИД РФ в 2002—2003 г. в стране жило 3,5 % «этнических русских». На начало 2005 г. публиковалась оценка в 3,5 % русских. После распада СССР и установления диктатуры Туркменбаши, социально-экономическое положение русских значительно ухудшилось и большинство из них эмигрировало из страны в Россию в первые годы после независимости. В настоящее время русские в Туркмении — это одна из самых малочисленных диаспор русских в странах СНГ после Армении и Таджикистана, насчитывающая около 120—150 тысяч человек. С момента своего появления на территории будущей республики в последней четверти XIX века русские играли важную роль во всех сферах жизни страны, особенно в советский период, и в первую очередь в её столице — городе Ашхабад. Резкое изменение культурно-языковой ситуации в Туркмении, угроза исламизации, привели к массовой эмиграции русского и иного европейского населения в начале 90-х из Средней Азии вообще и из Туркмении в особенности. По мере усиления политики коренизации кадров постепенная эмиграция русских из страны началась задолго до распада СССР. Практически не осталось русского и иного европейского населения в сельских районах и небольших посёлках страны.

Русские в Казахстане

По данным Центра исследований русских меньшинств в странах ближнего зарубежья, из опрошенных русских Казахстана связали дискриминацию по национальному признаку с ограничениями в приеме на работу — 24 %, с продвижением по службе — 21 %. В первую очередь это — работники госбюджетной сферы и различных административных структур. Дискриминация имеется также и в представительных органах власти. Так, например, при равной численности русских и казахских избирателей (40 и 41 % соответственно), их представительство в мажилисе сильно отличается. Казахи имеют 60 % депутатских мандатов, русские — 27,8 %. Межнациональные отношения в Казахстане ярко выражены в противостоянии русскоязычного севера и казахского юга республики. В настоящее время по результатам опросов более важными для русских казахстанцев являются: защита прав человека (70 %). В конце 1980-х — начале 1990-х годов в России возник так называемый «бум этничности», который ознаменовался всплеском ксенофобских настроений и национализма среди представителей «титульных» групп по отношению к русским, что вылилось в ряде республик Северного Кавказа, в Туве, Горном Алтае, Башкортостане, Татарстане и других в дискриминацию «нетитульного», преимущественно русского населения, и отток его в другие регионы.

30 лет назад начались беспорядки в Таджикской ССР

-4

Неожиданная ненависть азиатов обрушилась на нацию, считавшуюся «старшим братом». Беснующаяся толпа с ножами и арматурой бегала по городу и кричала: «Таджикистан для таджиков!», «Русские, убирайтесь в Россию!». Таджикские национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала», — писал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в своей книге "Враг народа".Тогда были убиты, изнасилованы и покалечены тысячи русских жителей советской республики. Москва потеряла контроль над ситуацией внутри страны, что привело к экстремизму на Кавказе и в Средней Азии. Как быстро люди, воспитанные на пропаганде дружбы народов, превратились в кровожадных бандитов.

-5

И славяне побежали из Таджикистана сломя голову. Они продавали свои квартиры за бесценок или просто бросали их на радость азиатам. Но отток «оккупантов» вызвал нехватку врачей, инженеров, учителей и других специалистов. После их отъезда ситуация в стране окончательно покатилась под откос — началась гражданская война, еще больше загнавшая процветающую республику в средневековье.

Гастарбайтеры теперь чувствуют себя в Москве как хозяева.

Узбекский плов

Спровоцированная западными спецслужбами русофобская пропаганда проявилась и в Узбекистане. Тут все началось с резни турок-месхетинцев. После их отъезда ненависть перенеслась на другие национальные меньшинства — в основном на русскоязычных.

— Обстановка в республике накалялась с 70-х годов, а к 80-м уже балансировала на грани. В 80-е уже было страшно ходить по городу в ночное время, а по местам компактного сосредоточения узбеков — и в дневное. Группы молодежи могли оскорбить, унизить и даже избить одинокого прохожего, что зачастую сопровождалось грабежами. Были и попытки изнасилований прямо в метро. А уж случаи, когда водитель автобуса останавливался и «просил» всех русских выйти, чтобы автобус смог продолжить движение, были просто штатными, — пишет бывший житель Узбекской ССР, писатель Андрей Чиланзарский.

Бакинский погром

Досталось русским и в Азербайджане.

— С 13 января 1990-го начались погромы, и мой ребенок, вцепившись в меня, говорил: «Мама, нас сейчас убьют!» А после ввода войск директор школы, где я работала, азербайджанка, интеллигентная женщина, сказала: «Ничего, войска уйдут — и здесь на каждом дереве будет по русскому висеть». Бежали, оставив квартиры, имущество, мебель… А ведь я родилась в Азеpбaйджaне, да не только я: там еще бабушка моя родилась!.. — рассказывала впоследствии одна из выехавших.

Следующими жертвами стали офицеры и их семьи. Тюркские банды захватили детский сад, затем в акватории Каспийского моря пытались затопить суда с беженцами, атаку на которые удалось отбить.

— В течение следующих месяцев русских повально выселяли из квартир. В судах на все претензии заявляли откровенно: «Кто захватил? Азербайджанцы? Правильно сделали! Езжайте в свою Россию и там командуйте, а здесь мы хозяева!» — рассказывал очевидец происходящего Александр Сафаров.

— На многих домах надписи: «Русские — оккупанты!» Моя мама приехала по распределению из Курска в глухое горное азербайджанское село учить ребятишек русскому языку. Это было тридцать лет назад. Теперь она пенсионерка. Я второй год работала в школе. Пришла неделю назад в школу, а в коридоре надпись: «Русские учителя, идите в уборщицы!» Я говорю: «Вы что, ребята?» А они в меня плюют. Я их азбуке учила. Куда? Как? Ведь моя родина — Баку, — рассказывала в 1990 году в интервью «Учительской газете» одна из беженок.

А ведь Россия в отличие от западных стран никогда не угнетала национальные окраины. Она рассматривала все нации как свою неотъемлемую часть. В Российской империи любой немец, француз, черкес мог спокойно стать русским. А в Советском Союзе очень активно развивали культуру всех национальностей. Им не только создавали алфавиты, школы, но и строили инфраструктуру и промышленность, порой в ущерб центральным областям.

Американцами в Средней Азии и на Кавказе подкупалась местная элита, специально разжигались националистические настроения. Вдалбливалось, что СССР — тюрьма народов, а все проблемы нацменов — от «великорусского шовинизма». Начались призывы к погромам славян и родился лозунг «Хватит кормить Москву!». Многим царькам западные кураторы пообещали собственные «ханства» в обмен на неповиновение Кремлю.