Зарождение интерьерного жанра и наивысшие его достижения обычно связывают с именем Алексея Гавриловича Венецианова.
Картина "Гумно" была написана под впечатлением от полотна французского мастера Ф.М.Гране "Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме".
"Гумно" явилась основополагающей для целого живописного направления, лидером которого стал Венецианов.
Правильность выбранного Венециановым пути подготовки будущих живописцев подтверждает уровень профессионального мастерства выполненных им произведений. А.Г.Венецианов и его ученики А.В.Тыранов, Е.Ф.Крендовский, С.К.Зарянко, А.И.Беллер, Е.Тухаринов, А.Н.Мокрицкий создали в жанре интерьера лучшие образы.
Любимым и, пожалуй самым способным учеником А.Г.Венецианова был А.В.Тыранов. Судьба его типична для многих русских художников - выходец из народа. Недалеко от имени Венецианова находился Теребенский монастырь, возле которого проходили многолюдные ярмарки. Часто бывая там, Венецианов однажды увидел в артели художников богомазов 16-летнего подростка, растиравшего краски. В той же артели состоял и Н.Крылов. Способности обоих юношей были замечены, и через некоторое время они оба стали учениками Венецианова.
Ученики жили в семье художника в Петербурге, в доме на 5-й линии Васильевского острова. Венецианов всячески поддерживал их, о чем, например, свидетельствует обращение в управление Эрмитажем за разрешением на копирование для Тыранова, которого он рекомендует как сына. В 1826 году к Тыранову приходит успех: за картину: "Перспективный вид Эрмитажной библиотеки" он получает малую золотую медаль первого достоинства от Академии художеств.
Интерьера, запечатленного Тырановым на этом полотне, теперь не существует. Потому "Перспективный вид Эрмитажной библиотеки" для нас особенно ценен.
Библиотека, запечатленная на полотне Тыранова, предназначалась в основном для обитателей Зимнего дворца и придворных. В 1832 году получил разрешение ее посетить А.С.Пушкин, работавший в то время над историей Пугачева.
"Вид Большой церкви Зимнего дворца" (1829) вторая по своей творческой значимости картина Тыранова. За нее художник получил большую золотую медаль от Академии художеств, которая давала право на заграничную поездку. Обе картины были приобретны императором Николаем | и предназначались для пополнения коллекции русской живописи Эрмитажа.
К числу несохранившихся, погибших при пожаре 1837 года, относится и парадный интерьер Зимнего дворца, изображенный на картине одного из учеников А.Г.Венецианова - Е.Ф.Крендовского "Вид тронного залана бывшей половине императрицы Марии Федоровны" 1831 года.
Картину Крендовского одобрил не только Венецианов, она понравилась при дворе и была приобретена.
Одним из учеников А.Г.Венецианова наряду с Н.С.Крыловым и А.В.Тырановым, был глухонемой юноша А.И.Беллер, к которому учитель относился особенно тепло. Он был сыном каретного мастера и жил в Воспитательном доме, находящемся под покровительством императрицы Марии Федоровны, по рекомендации которой он и был направлен к Венецианову. В течение семи лет он жил в доме Венецианова, прилежно занимался сначала гравированием и литоргафированием, затем живописью. Был, как отмечает учитель, очень трудолюбив, хотя и не отличался выдающимися способностями.
В период пребывания у Венецианова Беллер написал картину "Вид Аполлоновой комнаты в Зимнем дворце". Точно и бережно передал художник облик небольшого, но интересного своей архитектурой зала. За эту картину Беллер получил звание свободного художника от Академии художеств и затем в течение многих лет преподавал рисование в Москве.
К сожалению не о всех учениках Алексея Гавриловича у нас есть сведения. Так, почти ничего не известно о талантливом мастере Ефиме Тухаринове Его работа "Вид Ротонды в зимнем дворце" (1834) считается лучшим изображением интерьеров Зимнего дворца. Работа была приобретена двором. Императрица в знак признания пожаловала художнику перстень. Известно, что живописец получил новые заказы, но, к сожалению, после 1837 года след мастера затерялся. Намек на его дальнейшую судьбу содержится в одном из писем Венецианова, где он сообщает, что Тухаринов "погиб совершенно, является из кабаков".
А. Мокрицкий, приехавший в Петербург из Нежина в 1830 году, не был связан с Венециановым так тесно, как другие его ученики. Он не жил в доме учителя, хотя приходил к нему часто (согласно записям его дневника) не только получать советы и наставления, но и просто провести вечер в семействе художника, поговорить о живописи и поспорить.
Совсем иной путь прошел С.К.Зарянко, занимавшийся у Венецианова с середины 1830-х годов и одновременно посещавший занятия в Академии художеств по классу М.Н.Воробьева. Уже первые его работы получили высокую оценку, за "Перспективный вид Фельдмаршальского зала" в 1837 году он получил малую серебряную медаль Академии.
Основным направлением в интерьерном искусстве можно считать изображение дворцовых и дворянских покоев. Именно эти документы дают возможность не только воссоздать утраченное убранство, но и ощутить дыхание ушедшего времени, последнего стиля русской дворянской культуры.