Начинающему инвестору сложно разобраться в многообразии компаний, представленных на бирже. Как понять, куда вкладывать свои деньги? Как инвестору оценить состояние той или иной компании и сравнить её с конкурентами?
Проще всего это сделать с помощью рыночных мультипликаторов.
Мультипликаторы используются на этапе микроанализа, когда необходимо сравнить несколько компаний из одной отрасли и выбрать из них наиболее привлекательную.
Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы понять: акция компании переоценена, недооценена или соответствует своей цене. С их помощью инвестор может выбрать наиболее доходные активы.
Для начала мы кратко расскажем об основных мультипликаторах а в следующей расскажем откуда брать информацию.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
P/E
Price to Earnings или Цена акции/прибыль на акцию.
Самый распространённый мультипликатор.
Мультипликатор P/E показывает, сколько лет должна проработать компания, получая ту же прибыль, чтобы окупить акционерный капитал.
Фактически это соотношение рыночной цены акции и чистой прибыли на одну акцию, или Price/EPS, которое показывает, за сколько лет компания окупит себя при сохранении текущих темпов.
Считается что чем меньше значение этого мультипликатора, тем лучше: это может говорить о неоцененности такой компании.
Чтобы посчитать P/E, нужно знать прибыль на акцию (EPS). EPS показывает, сколько зарабатывает компания на одну акцию, и рассчитывается как отношение чистой прибыли к количеству акций в обращении.
Практический смысл данного мультипликатора: он отражает количество времени, необходимое для окупаемости вложений в компанию. Например, если P/E = 5, значит, компания за пять лет зарабатывает сумму чистой прибыли, равную её стоимости.
Оценивать показатель стоит только в сравнении с другими представителями этого же сектора, при этом компания может считаться недооцененной если её показатель ниже среднего по сектору.
К примеру возьмем для сравнения показатели P/E крупнейших американских компаний финансового сектора.
Как видим средний P/E примерно 25-30.
Более привлекательными кажутся компании с низким P/E от 12-19: Morgan Stanley, The Goldman Sachs Group, Inc., Truist Financial Corporation.
Кампании с высоким P/E от 69-99 кажутся переоцененными: Wells Fargo & Company, PayPal Holdings, Inc., The Blackstone Group Inc.
Этот мультипликатор нельзя использовать при убыточности компании, если EPS=0 то и P/E=0.
Однако если P/E=0 это не всегда может говорить нам о том что компания не перспективная. Многие компании, особенно недавно вышедшие на биржу или развивающиеся, работают без прибыли или в убыток первое время.
Так же низкий P/E не всегда говорит о том что компания перспективная, у компании может быть высокая долговая нагрузка или другие проблемы которые не учитывает мультипликатор P/E.
Поэтому не стоит оценивать компанию по одному лишь мультипликатору P/E! Всегда необходимо брать в расчет все мультипликаторы компании, чем глубже вы проводите анализ тем успешнее будет ваш выбор.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
PEG
Коэффициент Price Earnings Growth ratio.
Коэффициент PEG является одним из разновидностей мультипликатора P/E, который корректирует недостаток P/E - PEG делает поправку на возможную будущую доходность на акцию компании.
Коэффициент PEG показывает насколько может быть переоценена или недооценена акция.
Мультипликатор PEG показывает, какую цену готов заплатить инвестор за рост компании в будущих периодах. Например, будут ли компенсирована высокая текущая стоимость на рынке компании, ее будущим ростом прибыли.
Единого нормативного значения коэффициента PEG нет.
Считается что чем больше значение PEG, тем менее инвестиционно-привлекательна компания.
Можно ориентироваться на следующие значения PEG:
- PEG = 0 или меньше - значит что компания имеет отрицательную чистую прибыль и в данном случае PEG не применим;
- PEG от 0 до 1 - компания возможно недооценена рынком и может быть инвестиционно- привлекательна для инвесторов;
- PEG от 1 до 3 - можно считать средним/оптимальным значением
- PEG выше 3 - возможно компания уже перекуплена и цена акции выше ее справедливых значений, такая компания может быть не привлекательна для инвестора.
Коэффициент PEG также как и P/E следует сравнивать с другими компаниями этого же сектора.
Пример: PEG финансового сектора
С точки зрения коэффициента PEG акции The Goldman Sachs Group, Inc. выглядят привлекательными (PEG=0,79).
Так же в оптимальных значениях относительно всего сектора находятся:
BlackRock, Inc. 1,94
Перекупленными выглядят акции компаний:
Bank of America Corporation 19,13
JPMorgan Chase & Co. 13,49
Citigroup Inc. 12,05
-------------------------------------------------------------------------------------------------
P/S
Price to Sales или цена акции/объем продаж (выручка).
Мультипликатор P/S равен капитализации компании к годовой выручке и показывает, сколько годовых выручек стоит компания. Капитализация — это рыночная цена компании. Чтобы ее узнать, нужно умножить цену акции на количество акций в обращении.
Мультипликатор P/S меньше подвержен колебаниям, так как объём продаж служит более стабильным показателем, чем чистая прибыль (P/E).
Чем меньше значение P/S, тем меньше вы платите за 1 рубль (доллар) выручки компании.
Считается что если P/S меньше 2 — показатель в пределах нормы, P/S меньше 1 — скорее всего вы покупаете ценную бумагу со скидкой.
К примеру возьмем для сравнения показатели P/S крупнейших американских компаний сектора здравоохранения (правый столбец).
Как видим средний P/S примерно 5-6.
С точки зрения мультипликатора P/S более привлекательными кажутся компании с низким P/S: Bristol-Myers Squibb Company, CVS Health Corporation, Anthem, Inc., Cigna Corporation.
Кампании с высоким P/S кажутся переоцененными: Intuitive Surgical, Inc., Zoetis Inc., HCA Healthcare, Inc.
Ещё один плюс P/S — его можно использовать когда у компании отрицательная прибыль (то есть EPS=0).Если у компании отрицательная прибыль, то мультипликатор P/E будет равен нулю.
Обратите внимание что компанию Bristol-Myers Squibb Company нельзя оценить по мультипликатору P/E, значение в таблице отсутствует, а это значит что P/E=0. Это говорит нам о том что у компании Bristol-Myers Squibb Company отрицательная чистая прибыль. Но как мы уже говорили это не значит что компания не перспективная нам следует оценить ее в полном объеме в том числе и по другим мультипликаторам.
В случае когда у компании у компании отрицательная прибыль (P/E=0), то P/S это как раз тот мультипликатор, который можно использовать. Выручка, в отличие от чистой прибыли, не может быть отрицательной.
Мультипликатор P/S в разных отраслях может очень сильно отличатся, поэтому мультипликатор P/S как и P/E более правильно сравнивать между компаниями из одной отрасли.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
P/B
Price to Book Value или рыночная стоимость компании/балансовая стоимость.
Этот показатель отражает отношение рыночной стоимости компании к её балансовой стоимости (активы минус обязательства).
Балансовая стоимость — это стоимость чистых активов за вычетом общей задолженности. Те деньги, которые разделят между собой акционеры в случае распродажи компании после уплаты всех долгов. Мультипликатор позволяет оценить, переплачивает ли инвестор за остаток, который ему достанется, если компания обанкротится.
Мультипликатор P/BV помогает оценить, сколько имущества компании приходится на одну акцию. Если данный показатель меньше единицы, в общем случае можно сказать, что компания может быть недооценена, так как за компанию на бирже дают меньше совокупной стоимости всех активов.
К примеру возьмем для сравнения показатели P/BV крупнейших американских компаний потребительского сектора (правый столбец).
Как видим средний P/B примерно 10-15.
С точки зрения мультипликатора P/B более привлекательными кажутся компании:
Walmart Inc. - 4,74
Mondelez International, Inc. - 3,03
Keurig Dr Pepper Inc. - 2,04
Что бы было более понятно Walmart Inc. P/B - 4,74, значит что за 1 доллар балансовой стоимости активов компании мы платим 4,74 доллара.
Так же мы видим что этот мультипликатор завышен у компаний:
Colgate-Palmolive Company - 90,29
Kimberly-Clark Corporation - 74,45
Altria Group, Inc. - 33,33
Важное уточнение! Мультипликатор P/B не стоит использовать для оценки технологических компаний, поскольку на их балансе могут быть только компьютеры и офисы, но реальные деньги им приносят нематериальные активы: технологии, патенты, бренд.
-------------------------------------------------------------------------------------------------