Найти тему
minibanda

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет (с пиком интенсивности около трех лет ), и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Для детей указанного возраста исключительно вреден малоподвижный образ жизни, а это значит, что родители, предпочитающие занимать свое чадо просмотром телевизора должны всерьез задуматься, готовы ли они принести в жертву здоровье малыша ради того, чтобы тот полдня посидел спокойно и не мешал им заниматься своими важными делами.

Кроме того, любые воспитательные приемы и образовательные методы, ограничивающие свободу движений, оказывают на развитие детей крайне пагубное действие. Поэтому выбирая для своих детей группы развития, обязательно узнайте, каким образом во время занятий ваш малыш сможет удовлетворить свою потребность в движении (в детском саду так же должны быть и прогулка, и физкультминутки, и гимнастика, и занятия физической культурой, и время для свободных игр детей).

Движение в прямом смысле слова жизненно необходимо ребенку, поскольку именно благодаря ему и сопровождающей движение усиленной вентиляции легких происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций.

В самом начале этого сензитивного периода,
в возрасте около года, ребенок исследует возможности собственного тела, часто это приобретает формы, которые не очень нравятся родителям - дети рьяно прыгают, стоя  в кроватке, пытаются куда-то влезть, едва научившись ходить, пытаются бегать, хлопают дверями, пытаются передвигать или носить тяжелые предметы и т.п.
Ребенку очень нравится повторять движения и действия за взрослыми, и было бы странным не воспользоваться этим положением и вещей
и не научить малыша открывать и закрывать за собой двери, ящики, аккуратно перелистывать страницы книг, мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, выбрасывать мусор, подметать, вытирать за собой столик после еды и т.п. Единственный нюанс - не стоит обнадеживать себя, что так ваш ребенок приучается быть чистоплотным (хотя и это, безусловно, так или иначе тоже происходит) и уже в полтора года начнет ощутимо помогать вам по хозяйству. Малыша в первую очередь захватывает сам процесс, он в восторге от тонких, скоординированных движений, на которые оказывается способным его тело. Он еще не ориентирован на результат (чистоту, порядок и т.п.), поэтому готов снова и снова мыть и без того чистую ложку и рьяно тереть тряпкой уже едва ли не до блеска вымытый стол.

Для того, чтобы малыш реализовывал свою потребность в движении и выполнении действий о
бязательно включите в его игрушечный арсенал какие-нибудь спортивные принадлежности - мячи, кегли, мягкий конструктор с крупными, но легкими блоками, если позволяет пространство, купите спортивный уголок или спорткомплекс (в подходящей по возрасту комплектации), катайтесь вместе на велосипедах, самокате, роликах и т.п. Приобретите игрушки, которые способствуют развитию каких либо движений и направлены на произведение с ними каких-либо действий - юлу, скатывающиеся шарики, машинку-каталку, открывающиеся коробочки и т.п., игрушки, предназначенные для того, чтобы их тянуть, кидать, катать, бегать за ними и т.д.
Ну и, конечно, п
рогулку тоже проводите с пользой - катайте ребенка с горки и на качелях, пусть лазает, строит из песка да и просто бегает по площадке. Не усердствуйте с сидением в песочнице, пусть даже ребенок по-настоящему это любит, и это дает нам, родителям, уникальный шанс посидеть на лавочке и пообщаться с другими мамами и папами. Помните, что движение позволяет ребенку снять излишнее напряжение, с которым по-другому он пока еще не умеет справляться, а хорошенько «побеситься» на площадке гораздо лучше, чем «стоять на ушах» дома, не правда ли?

Если сензитивный период развития движений и действий не прошел для родителей малыша незамеченным и его возможности были использованы в полной мере, ребенок уже в возрасте четырех лет по уровню координации движений и управлению собственным телом будет на уровне обычном для взрослого.