Найти в Дзене
minibanda

Сензитивный период развития речи

Сензитивный период для развития речи очень большой и занимает практически все дошкольное детство. Начинается он еще во время внутриутробного развития, когда плод сквозь околоплодные воды начинает слышать речь и самой матери и звуки окружающего ее мира (начиная с седьмого месяца беременности, слуховой аппарат плода уже достаточно для этого развит). Именно…

Сензитивный период для развития речи очень большой и занимает практически все дошкольное детство. Начинается он еще во время внутриутробного развития, когда плод сквозь околоплодные воды начинает слышать речь и самой матери и звуки окружающего ее мира (начиная с седьмого месяца беременности, слуховой аппарат плода уже достаточно для этого развит). Именно тогда ребенок привыкает к тому, что речь - это то, что сопровождает жизнь человека практически постоянно, малыш уже в животе способен реагировать на интонации и настроение матери.

Новорожденный с самого начала своей жизни относится к речи очень внимательно, сам еще не умея произносить ни одного членораздельного звука, он с первых дней своей жизни замирает, если слышит разговор или обращение к себе, и внимательно прислушивается (это заметно по реакции всего тела, как будто он прислушивается не только ушами, а сосредотачивается весь организм целиком). Дети часто внимательно смотрят на рот говорящего с ними взрослого, оборачиваются к источнику звука, и по отсутствию этих проявлений с очень большой долей вероятности диагностируются проблемы со слухом даже у таких малышей. Маленькие дети очень любят, когда с ними общаются (обращаются к ним, просто что-то рассказывают, поют или читают стихи) но, к сожалению, до сих пор существует немало взрослых, убежденных в том, что «он все равно ничего не понимает» и пренебрегающих таким важным для ребенка моментом как общение.

В скором времени малыш и сам старается произнести свои первые звуки, он начинает гулить, затем агукать. И не стоит смеяться над матерями, которые радостно заявляют, что это их малыш так говорит, это самая что ни есть правда - ребенок действительно упражняется в произнесении звуков, делая первые шаги к тому, чтобы говорить уже по-настоящему. Следующим шагом на пути становления осознанной речи становится произнесение сочетаний звуков, слогов или даже слов, но происходит это неосознанно, ребенок тренирует только артикуляционный аппарат. Хотя слова, обращенные к нему, особенно наиболее часто повторяющиеся, он уже вполне способен понимать.

В возрасте уже ближе к году ребенок наиболее часто произносимые слова употребляет абсолютно осмысленно, малыш уже может пользоваться несколькими словами из серии «мама», «папа, «баба», «дай», «на». Первое произнесенное ребенком осознанное слово это настоящая революция - ведь он начинает использовать речь по ее прямому назначению - выражает свои мысли общепринятыми символами. До возраста примерно полутора-двух лет пассивный словарь ребенка существенно пополняется различными словами, однако в активном словаре слов по-прежнемуне так много (много понятий ребенок знает, может показать или дать соответствующие предметы, но не всегда может произнести обозначающие их слова).  Примерно в этом возрасте и происходит так называемый кризис речевого развития - ребенок интуитивно понимает, что речь это отличное средство взаимодействия и общения, но он ею овладел еще не все сто процентов и не умеет пользоваться ею в полной мере. Поэтому чуть позже малыш начинает стараться переводить все имеющие в его запасе слова в активный словарь, стремительно осваивает новые грамматические конструкции и очень много тренируется в «говорении». Этот возраст 1,5 - 2 (2,5) лет называют временем лавинообразного нарастания словарного запаса. Мария Монтессори предлагает использовать это время с пользой, помочь малышу сформировать систему понятий, а не архаические представления и неструктурированный набор слов при помощи расширения словарного запаса с классификацией. Речь идет о том, чтобы каждое новое понятие и слово, его обозначающее, занимало место в ряду других слов и понятий. Для этой цели отлично подходят наборы фигурок, карточек или тематические книги («Мебель», «Животные», «Цветы», «Птицы» «Транспорт», «Посуда» и т.п.), коих сейчас продается великое множество. Монтессори предъявляет к такому материалу следующие требования: картинки должны быть максимально реалистичны, размеры предметов внутри одной группы желательно должны соотноситься друг с другом, желательно наличие обобщающей карточки, на которой были бы изображены все картинки вместе.

Ближе к двум годам дети научаются строить простые (а иногда и более сложные) предложения и вполне отчетливо выражают свои мысли. Именно в этом возрасте (и еще чуть позже) дети своими постоянными вербальными упражнениями доставляют серьезные проблемы родителям, которые вынуждены выслушивать рассказы обо всем, участвовать в разговорах на любые темы и отвечать на тысячи «зачем», «почему», «кто» и «откуда» в день. В этот период родителям нужно запастись терпением, но обязательно помочь ребенку адекватно его пережить, и как можно более полно удовлетворить все его желания пообщаться, и максимально серьезно ответить на все его вопросы. Такое положение дел совсем ненадолго (хотя порой родителям кажется, что постоянная болтовня никогда не закончится), и это, пожалуй, единственное в нашей жизни время, когда все то, что на уме, то и на языке. Ребенок комментирует все свои действия (так называемая эгоцентрическая речь) и процесс мышления нагляден как никогда позже в жизни. 
В этом же возрасте
около полутора-двух лет ребенок очень чувствителен к грамматическому строю языка и произношению. Поэтому если вы ранее грешили всяческими «би-би», «ням-ням» и «сюси-пуси», то самое время распрощаться с этими, не побоюсь этого слова, «словами-паразитами». Иначе ваш ребенок усвоит эти формы как настоящие разговорные обороты его родного языка.

Следующий серьезный шаг к развитию речи уже письменной ребенок делает в возрасте около трех с половиной лет, когда у детей формируется и развивается фонематический слух. Способность различать звуки в слове является основой письма. И здесь с Марией Монтессори можно не согласиться, но она предлагает сначала обучить ребенка письму (дети не умеющие писать, складывают слова из букв, и это тоже по сути считается письмом), а уж потом чтению, объясняя это тем, что при письме ребенок отражает свои собственные мысли (а это легче, чем читать, то есть воспринимать мысли чужие), кроме того, процесс анализа (разложение слова на звуки, чтобы его записать) первичен и потому легче для ребенка, чем процесс синтеза (складывание из букв целого слова и понимание его смысла). Кроме того, при такой системе обучения ребенок осваивает письмо и чтение практически параллельно (ведь, научившись писать, прочитать ты точно сможешь, и лишь позже годам к пяти дети в группах Монтессори осваивают правила чтения и овладевают этим умением в совершенстве). Чтобы помочь ребенку в этом возрасте нужно тренировать его способность слышать и различать различные звуки. Монтессори предлагает упражняться с выделением звуков сначала в начале, потом в конце и середине слов.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, если говорить о занятиях развитием речи с более старшими детьми, состоит в том, что
речь ребенка должна быть как можно более мотивированной. Не стоит провоцировать ребенка к немотивированной речи, например, так любимым педагогами и воспитателями рассказам по картинке, лучше и проще попросить ребенка рассказать о чем-то, в чем он лично участвовал, где сам был, можно с опорой на его фотографии. Гораздо важнее поощрять желание ребенка рассказывать о происходящем с ним и в его жизни, чем провоцировать к рассказам о том, что ему незнакомо и с ним лично никак не связано (я не говорю, что это умение не нужно вообще, но развить его лучше значительно позже).

Е
сли грамотно помогать ребенку на каждом этапе становления его речи, то уже к возрасту пяти-шести лет он будет общаться примерно на том же уровне (словарный запас, за исключением специализированной лексики, грамматические конструкции, способности построить монологическую и диалогическую речь и т.п.), а может быть даже и более высоком, что и большинство взрослых.