Начать писать небольшие рассказы, основанные на реальных событиях меня подвигли воспоминания разных людей о событиях, которые давно канули в Лету. Особенно так называемые «сибирские рассказы». И даже не сама история нашего народа, оказавшегося в незавидном положении спецпереселенцев в годы войны, а отдельные истории из жизни обычных людей.
Почему?
Оказавшись в очень нелегкой, а порой невыносимой ситуации, в крайней бедности, они не утратили ни чувства юмора, ни стремления к знаниям, ни широты своей души. Слушая эти рассказы, я всегда удивлялась, насколько смиренны и бесхитростны были наши предки.
Их поступки иногда не поддавались пониманию. Ведь мы, современные потомки, обретая все блага цивилизации, свободу слова, передвижения и т.д, постепенно теряем составляющую души, которая именуется идентификацией народа, я бы выразилась проще – это открытость, добродетельность и мудрость.
В небольшом сибирском поселке наряду с местными жителями жило несколько семей переселенцев. Жили по-разному: кто-то, приспособившись, смог обустроить свой быт и создать уют, а некоторые продолжали жить как временщики, особенно не заботясь об этой стороне вопроса.
Именно так жила семья героев этого повествования.
Их было четверо: муж, жена и двое детей. Их жилище было неказисто, внутри земляной пол, окна, пропускающие дневной свет только наполовину. Крайняя бедность сквозила во всем: скудное питание, рахитичный от недоедания младший сын и, что греха таить, не совсем опрятное хозяйство. Хозяин дома, тем не менее, занимал неплохую должность, что-то вроде заведующего цехом по производству пищевой продукции. Там же работали его земляки, которые иногда могли прихватить с собой что-нибудь, чтобы прокормить голодных детей, рискуя угодить в заключение на 10 лет по суровому закону сталинского времени.
Церен, так звали нашего героя, «закрывал глаза» на эти нарушения, поскольку знал, что возможно это спасет чью-то жизнь от голодной смерти. Сам он не позволял себе подобные вещи, так как был ответственным и честным человеком. И внешне он всегда был подтянут, аккуратен. В том же поселке жила Саглар, одинокая вдова с твердым непреклонным характером, статная и видная. Она не могла не заметить Церена, выгодно отличавшегося от многих своим внешним видом и положением. Тем более, идя на работу и с работы, он проходил мимо ее землянки. Вначале она просто приветствовала его, потом как-то пригласила на чай.
Впервые войдя в жилище Саглар, он был поражен чистотой и уютом, созданным заботливой рукой хозяйки. Стол у окна был накрыт белой скатертью, вышитая салфетка прикрывала угощение, везде было тщательно прибрано. Он стал все чаще захаживать к одинокой вдове, и все меньше ему хотелось возвращаться в свою неухоженную, не всегда чистую землянку. Решение созрело не в одночасье, неизбежно должен был настать момент, когда надо было определиться. Церен выбрал Саглар, что не удивительно.
Его жена, Альма, была тихой, покорной, доброй и очень красивой женщиной. Единственный ее недостаток – неряшливость. Узнав о том, что ее муж решил оставить их и уйти к своей новой возлюбленной, она позвала соседскую девчонку и велела ей оповестить всех земляков о том, что их приглашают к чаю. Обычно так созывали по какому-то важному поводу. Когда к назначенному часу приглашенные вошли в землянку, им предстала такая картина: посередине комнаты стоял упакованный фанерный чемодан, на столе стояли жестяные кружки с черным соленым чаем без молока и нехитрые угощения. Альма объявила всем, что ее муж уходит из семьи, и что она пригласила их с тем, чтобы они проводили его, благословили и произнесли «йорялы» (благопожелания)…
Так достойно проводила эта скромная женщина своего мужа в новую жизнь, уважая его выбор и мудро исключив всяческие кривотолки.
Послесловие.
Второй сын Церена умер от болезни вскоре после его ухода. Старший впоследствии стал многодетным отцом. Церен не забывал о бывшей жене, сыне, и внуках - всегда поддерживал всем, чем мог. Сам он прожил долгую и счастливую жизнь со своей избранницей. Детей у них не было. Супруги усыновили мальчика из многодетной семьи родственника и воспитали достойного человека, который подарил им троих внуков.