Найти тему
Большая перемен@

Развиваем мышление ребенка во время урока: пять упражнений без подготовки

Оглавление

Что общего между карандашом и ботинком? Этот вопрос одинаково застанет врасплох и взрослого, и ребенка. Чтобы найти на него ответ, придется мыслить нетривиально: и карандаш, и ботинок оставляют следы.

Подобные вопросы и задачки помогут развить свои мыслительные способности детям любого возраста.

Предлагаем пять простых упражнений, которые помогут вам разнообразить уроки без дополнительной подготовки, а вашим ученикам — развить мышление.

Соединение понятий по неочевидным признакам

Предложите ученикам связать два совершенно разных объекта: молоко и ёжика, глобус и барабан, медузу и наушники.

Не так важно, что именно вы назовете, главное — как ученики обыграют нестандартную связь. Они могут найти какой-то общий признак (молоко и ёжик сворачиваются) или придумать историю (волна унесла наушники с берега к медузе).

Это задание можно привязать к любому предмету: на истории и обществознании соединяем революцию и инфляцию, на уроке физики — молекулу и тепло, и так далее.

Периодически задумываясь над способами решения нестандартных задач, ученики привыкнут глубже вникать в суть любой полученной информации и задавать вопросы.

Вопросы с подвохом

Задайте ученикам такой вопрос, который не требует определённого уровня эрудиции, но подразумевает некоторые мыслительные усилия.

Например:

  • как перенести воду в решете? (сначала её заморозить или перелить в банку);
  • правда ли, что натощак можно съесть только одно яйцо? (второе уже будет не натощак; съесть не яйцо).

Обдумывая возможные ответы, студенты научатся анализировать полученную информацию, высказывать свою точку зрения и подбирать сразу несколько вариантов решения.

Визуализация

Назовите ученикам десять ситуаций и предложите представить их, закрыв глаза.

Например:

  • лис гоняется за курицей;
  • в ночи раздаётся крик ужаса;
  • после дождя появляется двойная радуга;
  • насекомое плавает в тарелке супа;
  • бриллиант сверкает на солнце;
  • на любимой футболке оказалось пятно;
  • друг вытаскивает деньги из вашего рюкзака;
  • кошка бьёт хвостом по дивану;
  • мать радуется появлению у неё малыша;
  • печенье с шоколадной крошкой лежит в коробке.

Затем попросите вспомнить и записать как можно больше ситуаций из тех, что вы описали.

Такое задание помогает развивать ассоциативную память. Если получится описать хотя бы восемь образов — это хороший результат!

Инструкция

Попросите студентов представить, что им нужно составить для инопланетянина краткое руководство по использованию какого-либо земного предмета: чайного пакетика, календаря, велосипеда (варианты для урока физики: чайник, выключатель света, лифт).

Ученики должны описать, что это за предмет, для чего он нужен, как именно его применяют, когда, какие могут быть последствия и так далее.

Это упражнение поможет ученикам научиться систематизировать знания и вовремя их применять.

Фокальные объекты

Предложите студентам переложить свойства одного объекта на другой и соединить то, что получилось.

Например, слова «бабочка» и «стакан». Стакан выдувают (если он стеклянный), он может быть хрупким, гранёным. Процесс выдувания стекла похож на появление бабочки из куколки, хрупкость бабочки можно объяснить как в физическом, так и в метафорическом смысле (эффект бабочки), грани крыльев бабочки — чешуйки, покрытые пыльцой.

Такое задание требует концентрации внимания. Хоть оно и похоже на упражнение с сопоставлением, подразумевает совсем другой подход и развивает умение абстрактно мыслить.

А какие упражнения для развития мышления посоветовали бы вы? Поделитесь с нами в комментариях!

И присоединяйтесь к команде Skyeng, если вы ещё не с нами! Проводите занятия по любимым предметам в комфорте и с поддержкой дружного сообщества.

_____

#развивающие игры #развивающие занятия #развивающие игры для детей #задачи на сообразительность #абстрактное мышление #игра на ассоциации #как научиться учиться #развиваемся играя #развиваем детей #развиваем мозг