Найти тему
На перекладных.

Ла Скала. Первое знакомство: ложи, "смокинговый" партер, легендарная галерка

Оглавление

Ла Скала - оперный патриарх. Мудрый, снисходительный, жестокий, любвеобильный, лукавый, справедливый, непредсказуемый.

Легендарный Ла Скала. Автор фото Ж.С. Бенуа.
Легендарный Ла Скала. Автор фото Ж.С. Бенуа.

Имя.

Ла Скала. По-итальянски "скала" - лестница. Это было бы очень символично. Этот театр - вечные ступени, которые приходится преодолевать: войти в него, восхититься, стать своим, начать разбираться в музыке, как завсегдатаи. Это для зрителей.

Для солистов лестница еще круче: "показаться" главному дирижеру, получить приглашение, понравиться взыскательной публике, спеть премьеру, спеть премьеру в день открытия сезона - 7 декабря. (Это день святого Амвросия, покровителя Милана).

На самом деле все гораздо прозаичнее. Театр построен на месте церкви с одноименным названием Санта Мария делла Скала.

Великолепный интерьер. Фото из открытых источников Сети.
Великолепный интерьер. Фото из открытых источников Сети.

Возраст.

Весьма почтенный. Здание построено в 1778 году по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини. Но надо заметить, это не самый старый оперный театр в мире. Старше театры в Неаполе, и в Париже.

Непрозрачный намек.

При демонтаже колонн старой церкви было найдено мраморное изображение Пилада, знаменитого мима Древней Греции. Резонно предположить, что Провидение намекало на молчаливое искусство балета. Но прославился Ла Скала, в первую очередь, оперой. Балет занял достойное место в репертуаре позже. Сейчас он на должной высоте, на этой сцене блистали Р. Нуриев, М Барышников, а в данное время главной этуалью является Светлана Захарова, прима мирового балета.

Ищите женщину.

Женщин в истории театра более, чем достаточно. Мария Терезия, императрица Австро-Венгрии одна из главных. По ее инициативе и был основан Ла Скала. Мужчины тут же подставили свои крепкие плечи. 90 самых состоятельных меломанов-аристократов Милана сделали солидные финансовые вклады.

В 1943 году здание было сильно разрушено в результате бомбовых
ударов английской авиации. Знаменитый
дирижер А. Тосканини, эмигрировавший в 30-е годы в США, после окончания
войны передал на восстановление любимого театра
1000000 лир, и уже
через два года сам встал за дирижерский пульт в
восстановленном театре. Кстати, именно по его инициативе еще в 1921
году Ла Скала был передан в
собственность государства.

В ожидании зрителей. Автор фото Д. М. Гроутас.
В ожидании зрителей. Автор фото Д. М. Гроутас.

Ложи, партер, галерка.

"На лицо ужасный, добрый внутри" - это о Ла Скала, Скромный и приземистый внешне, внутри он импозантен и воздушен. Золото и пурпур. 194 ложи плюс Королевская. Стулья разные по высоте, чтобы зрители не мешали друг другу. Если совсем точно, то образуется следующий ряд: стул, табуретка, что-то похожее на барный стул, просидеть на котором в течение хотя бы двух часов - серьезное испытание. Что касается партера, в старые добрые времена он, по воспоминаниям очевидцев, был не в чести. Кроме прочих неудобств со свечей сверху на зрителей лился горячий воск, поэтому даже разрешалось не снимать шляпы. В фойе раньше стояли столики с горячительными напитками и колодами карт для игры. Азартные итальянцы успевали испытать безграничный восторг от хорошо взятой ноты на сцене и горечь отчаяния от проигрыша в карты. Сейчас картежников в фойе увидеть нельзя. Зато можно полюбоваться картинами, которые вернулись на стены после реставрации и вновь открытым мраморным полом.

Среди нововведений - табло на спинке предыдущего кресла с
переводом
на трех языках. Опера традиционно поется на языке
оригинала.

В чем сила, брат?

Почему именно Ла Скала признается оперной Меккой? Сила в любви к опере. В угоду своей страсти Ла Скала с легкостью ломает свои же традиции. Например, когда-то здесь было принято ставить только итальянские оперы. Так повелось с "Признанной Европы" Сальери, которой театр открылся. Но опера, развиваясь, диктовала другой подход. И на сцену Ла Скала пришли произведения иностранных авторов, тоже самое касается солистов и даже дирижеров. Выбирались самые интересные музыкальные произведения. Приглашались самые "голосистые" певцы и талантливейшие дирижеры со всего мира. Оперной труппы, как таковой, нет уже больше сорока лет. Это стало репертуарной политикой театра.

За сезон обычно ставится около 13-14 опер и 8 балетов. Из этих 13-14 постановок 10 — новые, остальные — возобновление спектаклей прошлых лет. Кроме того,  Ла Скала сотрудничает с театрами Лондона, Берлина, Парижа и с Большим театром России.

Причем, к каждому спектаклю, как правило шьются новые костюмы и делаются новые декорации, а живет спектакль обычно один сезон. Исключение составляют оперные раритеты. Такие, например, как "Богема" в постановке Франко Дзеффирелли 1960 года.

Все работают в сумасшедшем ритме. Музыканты, постановщики, педагоги-репетиторы. Всего в штате около 1000 человек. 120 оркестрантов, 110 человек поют в хоре, 85 - балетных и работники постановочных цехов. Несмотря на самоотверженность сотрудников выдержать такой темп вряд ли было бы возможно, если бы не проведенная в 2004 году реконструкция всего театрального здания. Была отреставрирована старая сцена, освоены новые пространства., построены дополнительные помещения. Многое было автоматизировано.

Все процессы сценографии управляются через компьютер. На сцене и под сценой — много места. С боков — тоже большое пространство. Только вниз, под землю, здание уходит на 36 метров. Туда может опускаться сценография целой оперы, а на её место выдвигается другая сцена, с другим спектаклем. И ещё одна, с третьей постановкой, в случае необходимости может разместиться сбоку. Для такого же оперативного выдвижения.

Таким образом можно готовить к постановке сразу несколько спектаклей. То, что не используется в текущем сезоне, отправляется на склад в окрестностях Милана или в большой театральный музей, который находится в правом крыле основного здания.

Чужие здесь не ходят.

Рядом со складом на территории бывшего сталелитейного завода находится Ансальдо, лаборатория театра, где над созданием будущих спектаклей колдуют 150 человек. Портные, мастера, работающие по дереву, пластике, металлу. Причем, если непосредственные участники представления - интернациональная команда, то здесь, в мастерских только свои, гастролеров нет.

Сезам, откройся!

Как посмотреть театр, если билетов нет совсем, а отъезд на носу? Выход есть - экскурсия в Музей театра. Музей большой, занимает 15 помещений. На первом этаже постоянная экспозиция: картины, музыкальные инструменты, артефакты, причем не всегда не связанные непосредственно с Ла Скала. Второй этаж - библиотека ( 150 тысяч книг по истории театра и музыки) и площадка для часто обновляемых выставок, ведь в распоряжении сотрудников огромное количество очень интересных экспонатов. Одних костюмов на складе больше 40000. Но самое главное, музей - золотой ключик от самого театра. Экскурсия продолжается именно там. Если записаться на самую длинную покажут все: от подвала до люстры, которую раз в год спускают с верхотуры, чтобы заменить лампочки и смахнуть пыль. Зал удастся рассмотреть, даже если на сцене идет репетиция. Специально для таких случаев в некоторых ложах есть поднимающиеся стекла, чтобы экскурсанты не мешали артистам.

Уважаемая публика.

Это тоже неотъемлемая часть театрального организма. Одним из страстных почитателей театра был Джордж Байрон. Знаменитый французский писатель Стендаль оставил в своих дневниках немало восторженных отзывов о спектаклях Ла Скала. Его восторги дорогого стоят, он был настоящим меломаном, прекрасно разбирающимся в музыке. Здесь часто бывал герцог Висконти ди Модроне, один из покровителей театра, отец знаменитого режиссера Лукино Висконти. Но это скорее преданные поклонники. А настоящая публика здесь особая: искушенная, требовательная, капризная, можно сказать выращенная театром на свою голову. В течение очень длительного времени умудряется поддерживать завоеванную предшественниками репутацию.

Театр – как слепок общества: партер для смокинговой элиты; ярусы для меломанов; галерка, верхотура, для разношерстной публики.

Из воспоминаний о стажировке в Ла Скала Муслим Магомаев.

"Смокинговая элита" задает неизменный дресс-код: платья в пол от известных кутюрье, торжественные прически, драгоценности. Галерка - дух и настроение вечера. Физически эти два мира не пересекаются. В джинсах и кроссовках пожалуйте в отдельный вход и на галерку, на 2 верхних яруса, где-то на уровне 8 - 10 этажа. Спуститься к оркестру даже в антракте не получится - дорогу преградят вежливые капельдинеры.

Легендарная галерка. Фото из открытых источников Сети.
Легендарная галерка. Фото из открытых источников Сети.

Эй, вы там наверху!

Кроме демократичного дресс-кода здесь есть свои преимущества. Прекрасный вид сверху, возможность подробно рассмотреть великолепную люстру и насладиться самыми тонкими нюансами звучания музыки. Некоторые меломаны считают, что их можно расслышать только вверху. Но, самое главное, именно здесь можно встретиться с настоящей Галеркой, Великой и Ужасной, которая держит в ежовых рукавицах прославленных солистов, распоряжается судьбами композиторов, нагло навязывает свое мнение "смокинговой элите". Некоторые солисты совершенно реальным образом боятся завсегдатаев верхних ярусов, отказываясь из-за них от заманчивых предложений театра. Их называют крикунами, клакерами, шипящими хулиганами. Говорят, что музыканты до сих пор вынуждены платить им за положительную реакцию зала.

Все так, и по их милости Ла Скала действительно, время от времени лишается интересных исполнителей, идеально подходящих на роли в поставленных на его сцене спектаклей. Но это одна сторона медали. Другая в том, что именно друзья галерки вносят в зрелище азарт, делают его живым, сиюминутным, захватывающим, когда исполнители рискуют, часто испытывая чувства не менее острые, чем их герои в драматических ситуациях. Даже в постановках испытанных, традиционных, обитатели галерки держат театр в тонусе, не дают ему задохнуться и одряхлеть в патоке собственного величия. Кроме того, в большинстве своем эти люди прекрасно разбираются в музыке вообще, и в опере в частности. Как говорят очевидцы, они никого не зашикают только потому, что им не заплатили. Может быть не будет криков восторга, но "бу-у-у" в свой адрес хорошо спевший солист тоже не услышит. Более того, бывали случаи, когда исполнитель голосом, музыкальной проникновенностью, актерским решением образа покорял враждебно настроенную Галерку. И непримиримая Галерка сдавалась на милость победителя. Затаив дыхание вместе со всем зрительным залом, следовала за ним по всему спектаклю, а потом неистово аплодировала и орала "браво". Такие случаи были и, наверное, будут, но о них - следующий пост.