От эпохи немого кино до наших дней.
Предупреждение: здесь лишь избранные дуэты, попавшие в пост исключительно благодаря личным предпочтениям автора.
Cтэн Лорел и Оливер Харди
Творческий союз Лорела и Харди один из самых знаменитых на Западе. На втором месте, пожалуй, Эббот и Костелло, но Лорел и Харди уникальный комический дуэт, потому что пользовался успехом в эпоху немого кино и не потерялся с приходом звука.
На Западе тот, кто в комическом дуэте смешит, называется funny man, а тот, кто подаёт реплики и создаёт фон для шуток своей серьёзностью, называется straight man. Например, в дуэте Карцев и Ильченко Карцев - funny man, а Ильченко - straight man. Лорел и Харди были ещё уникальны тем, что у них не было такого разделения, они оба одинаково хорошо отыгрывали то смешного, то серьёзного.
Лорел (1890-1965) родился в Англии. Он играл в водевилях театральной компании Фреда Карно вместе с Чаплиным, а точнее был его дублёром. Чаплина Карно привёз на гастроли в США в 1914 году, а Лорел отправился на гастроли в Новый Свет раньше, в 1909 году, и так там и остался. До встречи с Харди он много снимался, но успеха не имел.
Харди (1892-1957) родился в США. До встречи с Лорелом он работал певцом и много снимался, но успеха не имел. Любопытно, что если Лорел работал с настоящим Чаплиным в театре, то Харди работал с подражателем Чаплина Билли Уэстом в кино.
Встретились Толстый и Тонкий в 1921 году на съёмках картины "Пёс-талисман", но их комический дуэт, вошедший в историю кино, начался с картины "Утиный суп" (1927). Лорел и Харди блистали на экране почти 30 лет, успев за это время сделать вместе 107 фильмов.
Кадр из их последней совместной картины "Атолл К" (1951). После этого не самого их успешного фильма они выступали в театре, объездили со своими комическими номерами всю Англию в 1953 году. Продюсеры предложили им снять собственное телешоу, но проблемы со здоровьем шестидесятилетних актёров не позволили планам на покорение телеэкранов осуществиться.
А это последняя съёмка Лорела и Харди, 1956 год.
После смерти Харди Лорел отказывался появляться в кино, зато охотно встречался с поклонниками, которые могли запросто позвонить ему по телефону и напроситься в гости. В 1960-х один такой поклонник уговорил Лорела продать ему права на персонажей Лорела и Харди. Он выпустил серию мультфильмов с культовыми героями и планировал возродить дуэт с другими актёрами, но после финансовой неудачи картины, которую наши локализаторы обозвали "Придурки против мумии" (1999), от идеи отказался. Вышедшая в 1999 году картина про племянников Лорела и Харди провалилась, однако критики и зрители отметили, что актёры постарались на славу и изображают Лорела и Харди с большим уважением к первоисточнику. В 2018 году вышел биографический фильм "Стэн и Олли" про британские гастроли комического дуэта в 1953 году. В роли Харди - Джон Си Райли, а в роли Лорела - Стив Куган.
В Англии есть несколько памятников Лорелу и Харди.
Юрий Тимошенко (Тарапунька) и Ефим Березин (Штепсель)
Ефим Березин (1919-2004) и Юрий Тимошенко (1919-1986) познакомились во время учёбы в Киевском театральном институте и сразу же стали выступать в паре. Маленький энергичный Березин и высоченный и спокойный Тимошенко были просто созданы для комического дуэта. Едва они окончили институт, как грянула война. Так что начинали они во фронтовой бригаде, но тогда они играли других персонажей. Монтёр Штепсель и милиционер Тарапунька впервые вышли на сцену в 1946 году. Сначала они работали конферансье на эстраде, разыгрывали миниатюры, впервые снялись в кино в 1953 году.
Тарапунька и Штепсель сделали вместе 11 картин, в том числе и короткометражных.
Персонаж Тимошенко называется в честь украинской реки Тарапуньки, протекающий в его родной Полтаве, в паре он всегда говорит по-украински. А Штепсель - монтёр, изобретатель и выдумщик, поэтому и получил такое имя. Березин и Тимошенко снимались и выступали вместе до смерти Тимошенко в 1986 году.
Джек Леммон и Уолтер Маттау
Дуэт Уолтера Маттау (1920-2000) и Джека Леммона (1925-2001) впервые появился на экране в фильме Билли Уайльдера "Азарт удачи" (1966). Леммон и Маттау были знамениты и по одиночке. Леммон в 1959 году сыграл Дафну в культовой комедии Уайльдера "В джазе только девушки", потом в не менее популярной комедии того же Уайльдера "Квартира", в драме "Дни вина и роз" и много где ещё. Маттау был менее популярен, но всё же играл в "Шараде" вместе с Одри Хэпберн и Грегори Пеком, а "Азарт удачи" принёс ему "Оскар". Как дуэт они прославились в фильме "Странная парочка" (1968), ставшем кассовым и зрительским хитом. Потом Леммон снял Маттау в своём режиссёрском дебюте, затем у них был совместный фильм "Первая полоса" (1974), а конец парочке положил фильм "Друг-приятель" (1981). Его тоже снял Билли Уайльдер, но у гения комедии случилась осечка, фильм был признан критиками творческой неудачей. "Друг-приятель" стал последним в карьере Уайльдера.
Дуэт возродился в 1993 году в успешной как зрительски, так и финансово комедии "Старые ворчуны". Через два года вышел сиквел "Старые ворчуны разбушевались". В 1997 году Леммон и Маттау сыграли главные роли в комедии "В открытом море".
А в 1998 году вышло продолжение "Странной парочки". Через 26 лет после выхода оригинала Леммон снова сыграл чистюлю Феликса, а Маттау - неряху Оскара. Сценарий снова написал Нил Саймон. Это стало последним совместным появлением дуэта Леммон/Маттау в кино.
Андрей Миронов и Анатолий Папанов
На экране Андрея Миронова (1941-1987) и Анатолия Папанова (1922-1987) впервые объединил Эльдар Рязанов в комедии "Берегись автомобиля" (1966). К тому времени Папанов уже успел сыграть в популярных у зрителей фильмах "Живые и мёртвые", "Дети Дон Кихота", "Приходите завтра...", а Миронов - в "Три плюс два". Дуэт хамоватого полковника в отставке Семёна Васильевича и обаятельного вороватого продавца комиссионки Димы Семицветова запомнился зрителям не меньше, чем дуэт Смоктуновский/Ефремов.
Потом Миронов с Папановым блистали на экране в "Бриллиантовой руке" (1968) Гайдая. Миронов снова обаятельный жулик, а Папанов опять грубиян, но на этот раз тоже жулик. Несмотря на бешеную популярность Лёлика и Геши, Гайдай больше не снимал вместе Папанова и Миронова. Они пробовались на роли Остапа и Кисы в фильм Гайдая, но режиссёр предпочёл им Высоцкого, которого потом пришлось заменить на Гомиашвили, и Филиппова.
Зато Марк Захаров без раздумий взял Миронова и Папанова, работать с которыми полюбил ещё со времён своей работы в театре Сатиры, в свою экранизацию романа Ильфа и Петрова.
К сожалению, на экране легендарный советский дуэт Миронов/Папанов появился всего лишь в трёх картинах. Зато в театре они вместе блистали довольно часто. Например, в "Ревизоре" в постановке Валентина Плучека. В роли Городничего - Анатолий Папанов, в роли Хлестакова - Андрей Миронов.
Джин Уайльдер и Ричард Прайор
Джин Уайльдер (1933-2016) прославился ролями в фильмах Мэла Брукса, вместе они сделали "Продюсеров", "Молодого Франкенштейна" и "Сверкающие сёдла". Ричард Прайор (1940-2005) получил известность как блестящий стэндап комик. Впервые они встретились в картине "Серебряная стрела" (1976). Уйальдер вспоминал в интервью, как на съёмках первой же сцены почувствовал невероятную свободу, играя с Прайором. Они оба сразу же начали импровизировать, придумывать на ходу новые шутки и быстро сдружились вне съёмочной площадки. Химия, произошедшая между актёрами на площадке, сохранилась на экране, и дуэт Уйальдер/Прайор быстро полюбился зрителям.
Хороший дуэт всегда строится на противоположностях: толстый и тонкий, спокойный и энергичный, наивный и хитрый, элегантный и грубый. Помимо очевидного различия чёрный/белый, актёры были очень разными по своей натуре. Прайор имел репутацию матершинника, алкоголика и наркомана, который однажды в наркотическом угаре облил себя ромом и поджёг. Уйльдер же имел безупречную репутацию, он был вроде Тома Хэнкса в 1970-х и 1980-х.
Самым успешным фильмом дуэта Прайор/Уайльдер стала комедия "Ничего не вижу, ничего не слышу" (1989).
Прайор и Уайльдер снялись вместе в четырёх картинах: "Серебряная стрела (1976), "Буйнопомешанные" (1980), "Ничего не вижу, ничего не слышу" (1989) и "Другой ты" (1991). В конце 1980-х у Ричарда Прайора начал прогрессировать рассеянный склероз. Последствия болезни, а именно скованность в движениях, видна уже в фильме "Другой ты". После этого фильма он больше не играл больших ролей, появившись на экране ещё два раза в эпизодах, оба раза в инвалидном кресле.
Жерар Депардье и Пьер Ришар
Жерар Депардье и Пьер Ришар вместе снялись в трёх картинах: "Невезучие" (1981) "Папаши" (1983) "Беглецы" (1986). Все их поставил режиссёр Франсис Вебер. Успех первого фильма своеобразной трилогии был так велик, что Вебер сразу решил написать ещё истории для полюбившегося публике дуэта.
Любопытно, что изначально Вебер видел в главных ролях в "Невезучих" других артистов, но они отказались сниматься вместе. А Депардье, прочитав сценарий, захотел себе роль Франсуа Перрена, которого в итоге сыграл Ришар. В 2003 году Вебер снял других "Невезучих". На этот раз Депардье сыграл комичного простака, в паре с ним снялся Жан Рено.
Ришар и Депардье подружились на съёмках на всю жизнь.
О нежном и уважительном отношении Депардье к партнёру по фильмам и другу можно судить по письму, которое он написал Ришару в 1988 году. Вот отрывок из него:
"Ты принадлежишь к той породе комиков, которым достается масса тумаков. До встречи с Франсисом Вебером сколько раз тебе приходилось поскользнуться на банановой кожуре! Сколько раз тебе напяливали ведра на голову, бросали торты в лицо! Прости, но я всегда считал тебя не клоуном, а князем Мышкиным, героем Достоевского… Сыграв в фильме "Беглецы" безработного Пиньона, вынужденного грабить банк, чтобы накормить замкнувшуюся в себе дочку, ты постиг наконец-то самую суть комедии, глубокую природу смеха..."
Заканчивает Депардье письмо так: "До нашего следующего приключения, Пиньон!"
У всех трёх фильмов есть голливудские ремейки. В ремейке "Папаш" под названием "День отца" снялся ещё один знаменитый американский комический дуэт Робин Уильямс/Билли Кристал. Актёры часто появлялись вместе на сцене, но в кино вместе играют главные роли лишь в этой картине.
В 2015 году друзья снова воссоединились в короткометражке "Агафья" по одноимённому рассказу Чехова. А в 2020 году должен был выйти полнометражный фильм с Депардье и Ришаром в главных ролях, но теперь отложен на неопределённый срок. Картина называется "Умами". По сюжету, повар в исполнении Депардье отправляется в Японию на поиски вкуса умами, а помогает ему в этом его друг в исполнении Ришара. Депардье и Ришар большие гурманы и ценители хорошего вина, так что тема картины им близка.
Кристиан Клавье и Жерар Депардье
Жерар Депардье и Кристиан Клавье сыграли вместе в 1995 году в криминальной комедии "Между ангелом и бесом" Жана-Мари Пуаре, также они снялись в двух фильмов серии об "Астериксе и Обеликсе".
Клавье отказался сниматься в третье части "Астерикса и Обеликса", сказав, что не любит повторяться, и вновь сыграть галла из комиксов его может заставить только очень хороший сценарий. А Депардье ещё дважды сыграл Обеликса в фильмах.
В 2019 году Клавье и Депардье снова встретились на экране в фильме "Исключительный кортеж" Бертрана Блие.
Кристиан Клавье и Жан Рено
Вероятно, Клавье роль в пришельцах нравится больше, чем роль Астерикса, потому что он снялся четырёх частях популярной французской франшизы.
В 1993 году вышли первые "Пришельцы", комедия о перемещении во времени средневекового графа и его слуги. В 1998 году вышло продолжение. В 2001 году тем же режиссёром был снят ремейк для американцев, где снова сыграли Рено и Клавье. В 2016 году в прокате провалилось крайне неудачное завершение трилогии "Пришельцы 3: Взятие Бастилии". Кстати, критики ругают третьих "Пришельцев" именно за сценарий. Либо у Клавье испортился вкус, либо срочно были нужны деньги.
В общей сложности Кристиан Клавье и Жан Рено снялись вместе в 7 фильмах. Помимо четырёх "Пришельцев" это криминальные комедии "Корсиканец" (2004) и "Операция Тушенка" (1990).
И приключенческая комедия "Папаши без вредных привычек" (2011).
Подписывайтесь на наш канал и ставьте 👍, чтобы не пропустить другие интересные посты 🤗