Когда малышу исполняется шесть-семь лет, родители начинают задумываться: а готов ли он уже к школе? Не пора ли ему взять в руки портфель (повесить за спину рюкзачок) и бодрым шагом под сентябрьским листопадом отправляться за знаниями? С букетом гладиолусов наперевес. Ведь годы-то идут, что ж ему школу в восемнадцать лет заканчивать?!
Когда малышу исполняется шесть-семь лет, родители начинают задумываться: а готов ли он уже к школе?
Но специалисты сходятся во мнении, что лучше отдать ребёнка в школу позже, чем раньше. Это как раз тот случай, когда поспешишь — людей насмешишь. И дело тут не только в том, что не стоит торопиться лишать ребёнка детства.
Психологически не готовый к школе ребёнок долго и трудно адаптируется к новым условиям и, как следствие, отстаёт в усвоении знаний.
Особенно это касается детей, у которых есть проблемы со здоровьем или задержка психического развития.
Я знаю одну хорошую маленькую девочку, которая сейчас нормально учится в пятом классе обычной средней школы, имея заболевания, с которыми, по идее, в спецшколу идти надо. Немалую роль в этом удивительном факте сыграло то, что девочка пошла в школу в восемь полных лет, дополнительно позанимавшись лишний годик с мамой и подготовившись к обучению в обычной школе.
Но восьмилетний первоклашка — это всё-таки исключение. В школу лучше идти с семи лет. К этому возрасту у детей формируется мотивация к обучению, развиваются для письма мышцы кистей рук.
Задумываясь о готовности ребёнка к школе, оцените состояние его здоровья (зрения, слуха, психики и т.д.) О здоровье малыша, о наличии у него хронических заболеваний Вас спросят и на вступительном собеседовании при приёме малыша в первый класс.
Заметьте: именно на собеседовании! Никаких вступительных экзаменов для зачисления в общеобразовательную школу проводить не имеют права. Вступительные экзамены — это только для гимназических классов и частных школ (которые не всем нужны).
Целью вступительного собеседования является как раз выявление готовности ребёнка к школе. В состав приёмной комиссии входят учителя, психолог (иногда логопед и врач), поэтому стоит, как минимум, прислушаться к их мнению, даже если Вам оно покажется не слишком справедливым.
На собеседование необходимо принести свидетельство о рождении ребёнка, карту прививок (из детсада или, если ребёнок «домашний» — из поликлиники) и Ваш паспорт (как одного из родителей). На месте придётся ещё написать заявление.
И, конечно, главное — доставить на комиссию «испытуемого». Постарайтесь успокоить малыша перед этой встречей, ведь педагоги и врачи будут проверять не столько его интеллектуальные способности, сколько психологическую и социальную готовность к школе.
Что наверняка спросят у ребёнка на собеседовании?
Имя, фамилию, отчество и возраст самого малыша и членов его семьи.
Кем работают родители?
Какое хобби есть у ребёнка, чем он увлекается?
Хочет ли ребёнок учиться и почему? Как представляет себе школьную жизнь?
Также малыша могут попросить посчитать до десяти, составить предложения с данными словами или небольшой связный текст по картинке, назвать дни недели, месяцы, времена года.
Иногда ребёнку предлагаются несложные задачки на логику и внимательность («Назови лишний предмет», «Назови обобщённо группу предметов» и т. д.)
Вообщем, как видите — ничего сложного.
И тем не менее, несколько советов, как подготовить малыша к школе и самостоятельно протестировать его готовность.
Во-первых, выучите с ребёнком не только ФИО его самого и всех родственников, но и телефоны, по которым можно связаться с родителями, путь от школы до дома, общие правила безопасного поведения дома и на улице, правила дорожного движения. Такие знания пригодятся не только на вступительном собеседовании.
Жизнь школьника гораздо сложнее, самостоятельнее и ответственнее жизни детсадовца, и эти новые правила помогут в критическом случае сохранить здоровье и жизнь.
С ранних лет приучайте ребёнка культурно и с достоинством общаться со сверстниками, уважительно относиться ко взрослым. Ребёнок должен осознавать себя частью общества и строить своё поведение по общепринятым стереотипам.
К сожалению, культурному поведению обучены не все дети. А в школьном возрасте корректировать асоциальное поведение ребёнка уже очень сложно.
Развивайте основные необходимые для обучения навыки:
— ребёнок должен владеть связной речью, правильной грамматически и фонетически, уметь подбирать и внятно произносить слова, строить предложения.
Учтите, что нечёткое произношение некоторых звуков (или их неразличение) серьёзно осложнит обучение и приведёт к ошибкам в письменных работах;
— у ребёнка должна быть развита мелкая моторика рук и пальцев. Для её развития хорошо помогают рисование, раскрашивание картинок, черчение линий, обведение рисунка по контуру (линии должны быть непрерывными и максимально уверенными), лепка, аппликация, вырезание фигур из бумаги, игры с мелкими предметами (камешками, пуговицами, спичками).