электропривод современного электромобиля
Автомобиль с индивидуальным электроприводом колёс
-инновационное транспортное средство
Электроприводы транспортных систем совершенствовались вместе с развитием систем электропривода. В настоящее время только электроприводы крановых механизмов обеспечивают высокий уровень автоматизации и экономичности приводов движения. В этих транспортных средствах обеспечивается: рекуперативное торможение, автоматическое поддержание заданных статических и динамических режимов, оптимальное управление механизмами.
Электроприводы электромобилей имеют существенно более низкие характеристики автоматизации и экономичности электроприводов. Разработки более совершенных электроприводов для электромобилей ведутся как автопроизводителями, так и электротехническими компаниями, но выпускаемые автомобили с электроприводами движения оборудованы системами на принципиально устаревших схемных решениях.
Электропривод движения автомобиля необходимо разработать по системе предусматривающей минимизацию механического оборудования для привода и управления автомобилем. Это возможно осуществить на основе электроприводов с мотор-колёсами и систем управления обеспечивающих маневры автомобиля за счет рассогласования скоростей правой и левой стороны привода колес (как у гусеничного трактора, танка) без рулевого привода поворота колес. Мотор-колеса необходимо разработать с применением существующих вентильно-индукторных электродвигателей, которые имеют простую и надежную конструкцию и оптимальные приводные характеристики для транспортных средств. Система электропривода должна полностью исключить торможение механическими тормозами, сохранив только автоматический стояночный тормоз, что позволит полностью рекуперировать энергию замедления автомобиля. Систему электропривода можно осуществить с вентильно-индукторными электродвигателями для каждого колеса, установленными внутри кузова с использованием карданов.
Изменение направления движения будет осуществляться рассогласованием скоростей приводов колес правой и левой стороны автомобиля. Такой способ изменения направления движения транспортного средства повышает управляемость и снижает износ колес. Автомобиль с такой системой электропривода будет существенно дешевле в связи с исключением изнашиваемого механического оборудования индивидуального изготовления и систем использующих расходуемые масла и др. материалы, упрощения конструкции кузова и подвески. Для подобного автомобиля наиболее просто можно применить системы автовождения, т.к. управление скоростью и направлением движения выполняется электронными устройствами.
Создание мотор-колеса с необходимыми массогабаритными параметрами и достаточным моментом привода потребует значительной опытно-конструкторской разработки, однако, производство системы будет существенно ниже запуска производства приводов современных автомобилей с использованием ДВС, т.к. производство вентильно-индукторных электродвигателей не требует специализи-рованного оборудования, а электродвигатель состоит из небольшого числа деталей.
Несколько предприятий РФ производят вентильно-индукторные электродвигатели и электронные системы управления электроприводами пригодные для электродвигателя мотор-колёс движения автомобиля.
Системы электропривода с мотор-колёсами могут быть использованы как в электромобилях с аккумуляторами, так и в автомобилях с гибридными приводами, троллейбусах. Производство должно обеспечить достаточно широкую номенклатуру мощностей и габаритов мотор-колёс пригодных для легковых, грузовых автомобилей, автобусов. Системы могут поставляться на автозаводы в качестве комплектующих.
Дубинский Г.Н. 8 921 9439657