Про таких обычно говорят «с шилом в попе», а одна моя знакомая выражается так: «У кого-то, может быть, и с шилом, а моему «туда» целый шампур засунули!»
Что делать, если малыш ведёт себя так, словно у него есть заведённый до упора моторчик? А как такой непоседа будет учиться в школе?
А самое главное –такая неугомонность является нормой или патологией? Подобными вопросами часто задаются родители чересчур активных ребятишек.
Нужно заметить, что вопреки бытующему мнению, состояние двигательной расторможенности, излишней двигательной активности (гиперактивности) в медицине расценивается как патологическое, и встречается оно у каждого третьего ребёнка из десяти, причём у мальчиков в пять раз чаще, нежели у девочек. Так что не стоит ругать и наказывать кроху за неусидчивость и плохое поведение – лучше покажите его специалисту.
Гиперактивность идёт родом из детства, точнее, даже из утробной жизни. Привычные «беременные» неприятности, такие как проявление токсикоза, лёгкий насморк или небольшая аллергия, гипоксия плода, а, возможно, сильная обида, о которой вы давно уже забыли, не проходят бесследно для крохи. Прибавьте к этому любые отклонения от идеального сценария родов, инфекции мамы или малыша, его проблемы со здоровьем на первом году жизни – и вот вам, пожалуйста, негативное влияние на чувствительную нервную систему крохи и, как следствие, формирование минимальной мозговой дисфункции (по-другому, синдром гиперактивного ребёнка).
Потому не пренебрегайте консультациями грамотного невролога – детский организм обладает поистине феноменальными восстановительными способностями («Для грудничка нет неизлечимых заболеваний» - сказал один очень умный специалист), и если вовремя поддержать его при помощи массажа, гимнастики, закаливания, фитотерапии, то предрасположенность к двигательной расторможенности может никогда и не проявиться.
Однако если в карте годовалого крохи всё же появилась запись «Минимальная мозговая дисфункция, синдром гиперактивного ребёнка» - отчаянию не должно быть места. Хотя вам и придётся несладко: малыш проносится по дому, как торнадо, сметая всё на своём пути, не реагирует на ваши призывы к порядку, игнорирует любые просьбы, а слова «нельзя» для него просто не существует… Но дело тут вовсе не в невоспитанности или плохом поведении – просто нервная система крохи чрезвычайно возбудима. Такому малышу окрики и наказания не помогут, нужна комплексная коррекция «ненормального» поведения – успокаивающие лекарственные средства, благоприятный климат в семье и верный настрой на воспитание близких. Взрослые быстро устают от проделок маленького сорванца и сильно раздражаются. А делать этого ни в коем случае нельзя! Да и бесполезно…
Постарайтесь в любой ситуации сохранять спокойствие. Помните, что у вашего малыша в первую очередь страдает и без того расшатанная нервная система, а жёсткими воспитательными мерами вы нанесёте ей ещё больший урон. Лучше по возможности уберите с глаз долой все вещи, которые ребёнку трогать не полагается, чтобы реже его одёргивать. Всегда будьте доброжелательны и ровны, вы же не враг собственному чаду.
Если малыш стал вовсе неуправляем, не кричите: «Прекрати, нельзя, сейчас получишь!», переключите его внимание, отвлеките. Больше гуляйте и играйте в подвижные игры – пусть малыш бегает, ему нужно давать волю неуёмной энергии! Обязательно приучите малыша к режиму дня: привычные действия, своеобразные ритуалы служат сигналами и синхронизируют работу нервной системы.
Не следует любого малыша, энергия которого бьёт через край, относить к детям с отклонениями в развитии нервной системы. Если малыш порой упрямится или не слушается, а также шалит в кровати, когда уже давно пора спать, иногда балуется, капризничает или просыпается ни свет ни заря – это нормально. Беспокойство родителей должны вызвать хаотичные, беспорядочные движения ребёнка на первом году жизни, их избыточность в совокупности с задержкой речевого развития и неуклюжестью.
С мыслью, что у вас «недетсадовский» малыш придётся примириться, да и в школу его не следует отдавать (как это сейчас модно) раньше 7 лет. Поскольку обычно гиперактивность сочетается с синдромом рассеянного внимания, и кроха не может сосредоточиться на данном ему задании.
Это не значит, что такому малышу путь в садик закрыт. Просто делайте это по возможности позже, а сокрушительную энергию чада направьте в мирное русло: отдайте в спортивную секцию, займитесь бегом по вечерам. И никогда не выясняйте отношения в присутствии ребёнка – ссоры между взрослыми не лучшим образом сказываются на психике любых (даже самых спокойных) детишек.
Детскую комнату рекомендуется оформлять в нежных пастельных тонах (идеален зелёновато-голубой цвет), а вот от зеркал и картин лучше отказаться.
Поведение гиперактивного ребёнка очень ярко начинает проявлять себя не с лучшей стороны, когда он оказывается в новых для себя садиковских условиях. Его эмациональное развитие, как правило, запаздывает, вследствие чего у малыша появляются низкая самооценка, высокая конфликтность, неуравновешенность, головные боли, страхи, нарушения сна и даже тики. Такой ребёнок тяжело адаптируется в коллективе.
Когда настанет пора идти в школу, не удивляйтесь, если у педагогов сложится превратное мнение о вашем чаде. Он может казаться невоспитанным, ленивым, избалованным (не смотря на все ваши усилия), а порой чуть ли не умственно отсталым. Но это далеко не так! Гиперактивные дети не отличаются по уровню интеллекта от остальных. И ваша задача это доказать: поговорите с учителем о проблемах ребёнка, выясните, не расходятся ли школьные требования с вашими.
Указания и задания следует формулировать ясно и чётко, прямо и наглядно. Не следует давать гиперактивным детишкам несколько заданий одновременно, лучше сделать всё то же самое, но постепенно, по мере выполнения. Первое время не гонитесь за успеваемостью, лучше сделайте всё для максимального комфорта малыша. Пусть он не станет круглым отличником, зато будет с удовольствием ходить в школу. Хотя запреты должны быть ограничены, с измальства запрещёнными должны быть телевизор и компьютер – даже простое мелькание кадров в той комнате, где находится занятый своим делом ребёнок, способно растормошить детскую психику.
Психология гиперактивных детей такова, что они совершенно невосприимчивы к наказаниям и выговорам (в таких случаях мамы сетуют «Как об стенку горох!»), но они быстро реагируют на любую похвалу. Используйте эту особенность во благо: создайте вместе с малышом систему наказаний и поощрений, но помните, что наказания должны следовать за провинностями незамедлительно. Смените тактику «ругани» на критику. В чём разница? Критика – это положительная оценка ребёнка в целом при отрицательной его поступка и альтернативном варианте. (Ты у меня хороший мальчик, но вот сейчас поступаешь неправильно (объяснить, как именно «неправильно»), а нужно делать так…) И ни в коем случае не проводите отрицательное сравнение своего ребёнка с другими детьми.
И самое главное – запаситесь терпением: по мере взросления бесшабашность вашего ребёнка будет ослабевать. В средних классах гиперактивность уже будет ничтожно мала (по сравнению с детсадовским периодом), а к концу школы, скорее всего, вовсе сойдёт на нет.