Найти в Дзене
SRSLY

О сериалах, «Оскаре» и жизни на Патриарших. Интервью с Надеждой Михалковой

Ваша героиня впервые появляется в «Беспринципных» в сцене, когда она приходит на собеседование со знанием музыкальных вкусов ее босса, героя Юрия Колокольникова. А какую музыку вы любите сами?

Ой, этот вопрос сравним с тем, если спрашивать: «Кого ты больше любишь: маму или папу?» Мне нравится очень разная музыка. Начиная от джаза, Дейва Брубека, заканчивая Антохой МС, фанком и Radiohead.

В последнее время вы часто играете роли добрых и трогательных девушек. Например, во «Льде-2» у Крыжовникова и недавно у Андреасяна в «Гудбай, Америка». По какому принципу выбираете роли? Важно ли, чтобы персонаж был вам близок? Или, наоборот, вы предпочитаете искать какой-то контрапункт с вашим характером?

К сожалению, сейчас киноиндустрия построена так, что контрапунктное мышление редко встречается у кастинг-директоров. Наверное, это связано не со знанием профессии или вкусом, а банально с тем, что за короткий отрезок времени надо сделать большой проект. Естественно, там не до поисков характеров. У меня есть интерес к разным ролям — неважно, страстная это обольстительница или какой-то жестокий человек. Главное в вопросах роли — руководствоваться сценарием, ну и, конечно, командой, работающей над фильмом.

Кадр из фильма «Лед 2», режиссер Жора Крыжовников
Кадр из фильма «Лед 2», режиссер Жора Крыжовников

Как режиссер вы начали с полнометражного хоррора «Проигранное место», а недавно мы оба были в одном конкурсе короткометражного кино на «Кинотавре»: вы с драматической картиной One mango, please. В каком жанре вам нравится работать?

Думаю, что на этот вопрос смогу ответить, когда попробую себя больше, чем в двух жанрах. Вообще, я выступаю за смешение жанров. Примерно четыре года назад, когда задумывался фильм «Проигранное место», в Европе и США только начиналось смешение жанров, в которых трагедия сталкивается с фантастическими элементами. Я точно знаю, в каком жанре мне ни пришлось бы работать, самый важный критерий — светлый финал. Это не значит, что в фильме должна быть сладкая финальная сцена, где у всех всё хорошо. Концовка вполне может быть грустной, страшной или открытой, но в ней все равно должна присутствовать энергия света.

Ваша история о няне из One mango, please как раз пропитана светлой грустью. Как вы к ней пришли?

Эту историю я услышала от своей знакомой, у нее как раз была такая няня-филиппинка, которая однажды позвонила и сказала, что ее муж умер, а на самом деле он не умер. Сюжет немножко переработали, там есть сценарные допуски. Интересно, что про ту историю я забыла. А потом перед благотворительным аукционом Action! мне позвонили и спросили: «А не снимешь для нас короткий метр?» Я долго собиралась, думала: «Ой, это же надо сейчас быстро организовать, мне надо вдумчиво что-то написать» — вдруг вспомнила историю про няню, и мы со сценаристом адаптировали ее под короткий метр.

Мне кажется, она получилась по-европейски красивой. А что вы планируете дальше как режиссер? Что-то пишете или присматриваетесь к чужим сценариям?

С чужими сценариями я работать не могу. Чтобы по ним снимать, мне нужно быть режиссером высокого уровня профессионализма или это должно быть попадание в интерес, вкус, состояние и в область твоего мышления. Сейчас мы пишем один сериал, но пока я не очень могу о нем рассказывать.

А какие темы вас интересуют в современном кино?

Я бы не делила кино на современное и нет, потому что искусство, в общем-то, из века в век говорит об одном и том же. Все давно написано в Библии. Можно работать с какими-то отдельными сюжетами и раскрывать по-своему тему. В основном мы говорим о любви, предательстве, дружбе, но в силу таланта, возможностей, времени, в котором ты это выпускаешь, кино приобретает тот или иной оттенок. Мне интересно любое кино, где я чувствую отношение режиссера к своим героям. Неважно, любовь или не любовь, главное — честную позицию.

Например?

«Брачная история». Или «Два папы». Камерные истории, и понятно, что про разное. В первой Баумбах пытается со зрителем выяснить, кто прав, а кто виноват, но в итоге подводит нас к пониманию, что у каждого своя правда. Миллион картин уже снято на эту тему, но твой фильм все равно будет по-своему уникален, когда есть что сказать. А «Два папы» — это что-то фантастическое. Вообще, за последнее время я посмотрела немало хороших картин. Например, «Грех» Кончаловского — большое классическое полотно, внутри которого столько всего!

Фильмов много, они разные, но в итоге все об одном и том же: мы всегда ищем ответы на одни и те же вопросы.

Но все они, по большому счету, кроме «Греха», довольно светлые. Скажите, вы любите сериалы или вам ближе все-таки классическая экранная форма?

Я люблю сериалы и могу надолго в них пропасть. Причем это не говорит о том, что они классные. Ты просто на них подсаживаешься. Это наркотик.

Тут работает какой-то другой спектр восприятия. Вы не смотрите на сериал как на некий объект искусства. Это скорее опыт восприятия телеромана, который даже не всегда очень талантлив, но от которого сложно оторваться.

Да, согласна. Это способ времяпрепровождения. Если в сериале меньше восьми серий, то, в принципе, он может быть какой-то частью большого романа, но если сериал большой, то он — просто нить, за которую ты ухватываешься и идешь по сезонам. Разумеется, есть какие-то большие мастерские сериалы, и их даже не назовешь простым развлечением.

-3

В какие сериалы вы влюблялись?

Я не буду здесь оригинальна. Несколько лет назад на экраны пришло новое видение жанра сериалов. К примеру, «Большая маленькая ложь». Из недавнего — «Ход королевы». Его я смотрела, пока болела, но не могу сказать, что в нем есть что-то, что мне невероятно понравилось. Этот сериал по-своему удивителен, но к нему есть вопросы. Ну и, конечно, наш сериал «Чики». Очень радуюсь и за его качество, и за смыслы, и за любовь к людям.

Но нет ли у вас ощущения, что российским сериалам и кино все равно чего-то не хватает?

Думаю, что не хватает историй. Снимать научились, играть научились, но какой от этого толк, если нет истории, которая ведет тебя из серии в серию.

Сейчас появляется акцент на гендере режиссера, деление на женщин-режиссеров и мужчин-режиссеров. Оно мне кажется странным, потому что, на мой взгляд, делить кино можно только на талантливое и неталантливое. В Америке же дошло до того, что на «Оскаре» уже вроде как даже стыдно, если в режиссерской номинации меньше двух женщин.

Хотелось бы сказать, что вроде бы Америка впереди всех, но вот эти правила — какой-то прошлый век. Я, как и вы, не делю. Единственное — иногда удивляюсь, когда понимаю, что какое-то конкретное кино сняла женщина. Обычно женский взгляд я чувствую. Причем не со знаком «минус» или со знаком «плюс», просто порой он чувствуется. А так я, конечно, против деления на фильмы женщин-режиссеров и мужчин-режиссеров.

Когда идет такая речь о разделении, то, по сути, это и есть дискриминация. Когда мы делим людей по признаку, то подчеркиваем, что они отличаются, хотя совершенно неважно, кто стоит по ту сторону камеры. Вы верно подметили насчет оптики, но эта оптика — просто различие, благодаря которой и возможно разнообразие и многообразие фильмов.

Соглашусь с этим. Есть французская картина «Мой король», там четко считывается, что ее снимала женщина. И это точно положительная ее черта! У меня никогда нет мыслей вроде: «Ну понятно, снимала баба, все ясно». Так же, как и у вас, у меня один критерий: талантливый режиссер или нет. Да и то, талантливый — не объективная мера, а субъективная. Скорее я оцениваю кино по тому, зацепило оно меня или нет, а кто его снял — женщина или мужчина, — мне абсолютно все равно.

Кадр из фильма «One mango, please», режиссер Надежда Михалкова
Кадр из фильма «One mango, please», режиссер Надежда Михалкова

Как вам интереснее развиваться сейчас? Как режиссеру или как актрисе? Или в вас борются эти начала?

Я все больше хочу писать и снимать, ведь могу таким образом управлять процессом. Знаете, нет, у меня вообще нет такого понимания, что один месяц я поработаю актрисой, а потом режиссером. Если ты человек наблюдательный, фиксирующий, то чему-то учишься все время. Как актриса на площадке ты смотришь, как работает режиссер, понимаешь, близок ли тебе тот или иной метод работы. Любое твое погружение в материал (при это неважно, кто ты: сценарист или актер) работает на вашу копилку, которая, вероятно, потом поможет при работе над полным метром.

А на «Кинотавре» вам что-то понравилось из фильмов коллег?

Я была там только один день и призналась лично себе, что устала от кино. Просто находилась в таком физическом и психологическом состоянии, в котором не была готова что-либо впитывать. В тот день, когда показывалась моя короткометражка, я сидела в зале и думала, как это странно, когда среди других работ еще и твоя, ты ждешь ее, волнуешься. После ее показа сидишь и смотришь чью-то картину, а в голове мысли про то, как же прошел твой фильм. Сложно объективно оценивать. Из понравившегося — «Сера» Ланы Влади, там прекрасные актерские работы.

Давайте вернемся к «Беспринципным» и, в частности, к Патриаршим. Расскажите про самую идиотскую историю, которая с вами приключалась на Патриарших.

Они всегда идиотские. Например, можешь пройти мимо знакомого и не заметить его, хотя он тебе машет. У меня еще плохое зрение, поэтому часто думаю: «Наверное, не мне». Вот и говорят потом: «Михалкова зазналась, что ли». Таких историй бесконечное количество.

Но вы не там живете?

Нет, я живу здесь уже 34 года.

Кадр из сериала «Беспринципные», режиссер Роман Прыгунов
Кадр из сериала «Беспринципные», режиссер Роман Прыгунов

Как вам кажется, этот сериал реалистичен?

Мне кажется, в нем гипертрофированно спрессовано большое количество историй, за которыми публике будет интересно наблюдать и даже подглядывать. Как человеку, прожившему тут все сознательные годы и знающему, где были молочные магазины и кондитерские, которые сменили магазины белья или очередные рестораны, мне интересно наблюдать за эволюцией места.

Внутри Патриарших действительно есть какой-то свой микроклимат, но у меня ощущение, что коренные жители этого района куда-то уже убежали. Я пока еще держусь.

Раз уж вы сами сказали про рестораны, есть ли у вас среди них любимый на Патриарших?

Здесь на очень маленьком пятачке огромное количество вкусных и хороших ресторанов. Это и Pino, и Remy Kitchen Bakery, и Cutfish, и Maritozzo, и Pinch. Если вдруг утром на Патриарших прудах тебе захотелось устриц и ежей вместо омлета, то, думаю, здесь даже с этим проблем не будет.

Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен