В.К. Штокало
Книга повествует о дважды Герое Советского Союза, Главном маршале авиации, заслуженном военном лётчике СССР, лауреате Ленинской премии, члене ЦК КПСС, депутате Верховного Совета СССР 8–11 созывов Павле Степановиче Кутахове. В ней собраны малоизвестные эпизоды его деятельности на посту Главнокомандующего Военно-воздушными силами – заместителя министра обороны СССР, а также показано его личное отношение к некоторым событиям того времени и людям, которые своим трудом и энтузиазмом помогали ему возрождать былую мощь советской военной авиации.
В книге использованы фотографии и документы из личных архивов: семьи П.С. Кутахова, М.Т. Айиткулова, Н.Т. Антошкина, А.С. Горяинова, Г.П. Захарова, Г.А. Краснопёрова, П.И. Климука, В.В. Карпова, С.В. Михеева, Г.А. Немчикова, В.А. Тельного, В.П. Шпака, а также предоставленные для публикации ветеранами ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского, 929 ГЛИЦ, 4 ЦБП и ПЛС, 43 ЦБП и ПЛС, 344 ЦБП и ПЛС, Балашовского, Барнаульского, Оренбургского, Челябинского высших военных авиационных училищ.
Работал главком – без преувеличения – с запредельным напряжением, не чуя ни времени суток, ни бремени лет. Рядом с ним «тише» работать было нельзя. В.В. Решетников, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эти слова Василия Васильевича Решетникова о Павле Степановиче Кутахове, главнокомандующем Военно-воздушными силами великой страны – Союза Советских Социалистических Республик, кратко и ёмко характеризуют человека, который, придя в военную авиацию курсантом в далёком 1935 году, отдал всего себя без остатка для укрепления её могущества, оставаясь на боевом посту до последнего дня своей яркой жизни.
Поэтому при написании книги предстояло решить весьма сложную задачу: раскрыть образ человека, на которого вместе с радостью и гордостью от того, что его, когда-то бегавшего босым мальчуганом по деревенским улочкам, назначили на должность главнокомандующего Военно-воздушными силами всего Советского Союза, легла огромная ежедневная ответственность перед Центральным комитетом КПСС, правительством страны и министром обороны. Была ещё ответственность перед самим собой, ибо нет на свете судьи беспристрастнее, чем ты сам, тем более для человека, прошедшего две войны и все ступени служебной лестницы от младшего лётчика до заместителя главкома, уже имеющего свой взгляд на возрождение былой мощи авиации и сложившийся годами стиль работы. Обстоятельства требовали от нового главкома, казалось бы, невозможного: в жёстких рамках требований вышестоящих министерств и ведомств, с учётом возможностей промышленности и конструкторских бюро, вывести военную авиацию на уровень мировых стандартов, оснастив её новейшей техникой и вооружением, а также создать задел с перспективой на будущее. При этом не быть слепым исполнителем чужих идей, а, глубоко вникнув в суть дела, приложить все силы и добиться реального воплощения только самых передовых и необходимых, в том числе и своих. Именно такая задача стояла перед Павлом Степановичем Кутаховым, когда он в марте 1969 года взял на себя бремя забот об укреплении глубоко «реформированных» Никитой Сергеевичем Хрущёвым, даже по сегодняшним меркам, Военно-воздушных сил. И он блестяще справился с этой задачей. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания очевидцев, а также история наших славных ВВС, знакомясь с которой всё новые и новые поколения людей нашей страны имеют возможность оценить огромную значимость этого человека для возрождения их мощи и величия. Оценить через призму новых «грандиозных новаторских идей» очередных «великих» реформаторов, которые ликвидировали дивизии и полки, объединив их в некие базы, расположенные в местах, самых удобных для ударов противника, оголив тем самым все стратегические направления, оперативно-тактическому оборудованию которых в авиационном отношении главком Кутахов придавал самое важное значение. Вместе с тем безжалостно, с корнем был уничтожен и созданный настоящими патриотами и фанатами своего дела великолепно отлаженный механизм обновления и регулярного пополнения Военно-воздушных сил авиационной техникой и вооружением. Однако для сравнения ещё остались авиационные комплексы (самолёты 3- и 4-го поколений), принятые в то далёкое время и до сих пор стоящие на вооружении, прошедшие испытания жесточайшими условиями военных конфликтов, а также современные, своими уникальными возможностями завоевавшие признание во всём мире, основы которых были заложены также при главкоме Кутахове.
Как же смог Павел Степанович, будучи на столь высокой должности, несмотря на жёсткое давление обстоятельств и вышестоящих руководителей, строго выдерживать свою, только ему ведомую, и, как показало время, чрезвычайно благотворную для ВВС и государства в целом линию? Ответ на этот вопрос мог дать только сам главнокомандующий. В книге это сделано на основе анализа документов, небольших архивных видеозаписей, воспоминаний очевидцев при личных встречах, а также опубликованных в различных изданиях и сети Интернет. В центре повествования – легендарная личность Павла Степановича Кутахова, замечательного человека с ярко выраженной индивидуальностью, ответственным отношением к порученному делу, а главное, с безграничной любовью и преданностью своей великой Родине – Союзу Советских Социалистических Республик.
На сегодняшний день о Павле Степановиче написано немало, в том числе и прекрасная книга Николая Бодрихина «Павел Степанович Кутахов», вышедшая к 100-летию со дня его рождения. Необходимо отметить объёмность глубокого исследования, проведённого Н.Г. Бодрихиным, а также подчеркнуть мастерство автора. Более того, в представляемой вашему вниманию книге «Главком П.С. Кутахов» использованы некоторые материалы из его произведения о жизненном пути выдающегося военачальника. Это сделано с единственной целью – полномасштабно показать личный вклад лучшего в истории, по общему мнению летавших и служивших в ВВС в 70-е и 80-е годы, главкома в развитие отечественной военной авиации именно на этой сложнейшей и ответственнейшей должности более чем за 15-летний период.
Мысль о написании новой книги, в которой бы более широко был описан именно этот период жизнедеятельности Павла Степановича Кутахова, родилась во время регулярных встреч ветеранов авиации, членов Военного совета Военно-воздушных сил, тех, кому довелось лично встречаться с ним, а также быть активными участниками внедрения его смелых идей и начинаний в жизнь. Тех, кто сам осваивал новейшую авиационную технику и вооружение и по прошествии многих лет имеет полное право оценить чрезвычайную важность совершённого этим беспредельно преданным своей стране и Военно-воздушным силам человеком. Во второй половине января 2017 года на очередной встрече, на которой присутствовали заслуженные военные лётчики Российской Федерации Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Севастьянович Кот, генерал-полковник авиации Алексей Семёнович Горяинов, генерал-полковник авиации Анатолий Фёдорович Тарасенко; заслуженный специалист Вооружённых сил СССР генерал-полковник Аркадий Николаевич Барсуков, заслуженный военный лётчик СССР генерал-лейтенант авиации Михаил Иванович Липатов, генерал-майор Юрий Игнатьевич Агарков и сын П.С. Кутахова Владимир Павлович, было решено приступить к работе над такой книгой. При этом было высказано единодушное мнение: в ней не должен быть представлен лишь скупой перечень дел, свершённых главкомом ВВС на благо обороноспособности Родины, а должен быть запечатлён образ самого Павла Степановича Кутахова как глубоко эмоционального человека, всей душой и сердцем болеющего за укрепление могущества своей страны, за людей, которые так же, как и он, видели в этом цель. Беспокоящегося об их судьбах, делящего вместе с ними радость общих успехов и горечь неудач. Живое общение с подчинёнными и собственные размышления помогали ему в сложнейших ситуациях находить верные решения, которые ложились в основу его указаний, директив и приказов. Благодаря безукоризненному исполнению тщательно взвешенных решений и вершились благие дела по созданию самых мощных Военно-воздушных сил страны за всю историю их существования.
Отмечу, что при написании книги довелось встречаться и беседовать со многими людьми, и каждый из них, узнав о планах работы, говорил о Павле Степановиче Кутахове только с восхищением и стремился помочь. Эта помощь была разноплановой: от воспоминаний о личных, даже мимолётных встречах с главкомом до рекомендации человека, который обладает нужной информацией и может оказать помощь в этом благородном деле. Так постепенно открывались всё новые и новые подробности жизни и деятельности этого замечательного советского человека. От души благодарю всех, чьи воспоминания легли в основу этой книги, кто своим советом и действиями способствовал появлению в книге редчайших фотографий и уникального материала, раскрывающего образ главнокомандующего Военно-воздушными силами Союза Советских Социалистических Республик, неординарного человека и пламенного патриота. Без вашей бескорыстной помощи эта книга не смогла бы быть написана и издана.
Отдельное огромное спасибо Владимиру Павловичу Кутахову – именно его решение явилось отправной точкой начала работы над книгой. Большим подспорьем при написании и образцом для подражания стала его прекрасная информированность о людях, которые трудились вместе с Павлом Степановичем и стали моими основными собеседниками.
Свой весомый вклад в подготовку материала и издание внесли сотрудники Издательского дома Академии имени Н.Е. Жуковского во главе с генеральным директором Игорем Викторовичем Агибаловым. Благодаря их профессионализму и не формальному отношению к сохранению памяти о человеке, поднявшем на мировой уровень военную авиацию нашей страны, книга имеет свой оригинальный вид.
Надеюсь, что книга будет интересна не только военным специалистам, но и самому широкому кругу читателей.
У маленьких людей – маленькие идеи. У великих – великие. Его [Кутахова] идеей было создание самой передовой в мире, самой современной, сбалансированной по роду сил авиации для защиты Отечества, чтобы «советские соколы», как он неизменно называл своих подчиненных, летали выше всех, дальше всех, быстрее всех.
Владимир Гундаров, заместитель главного редактора журнала «Независимое военное обозрение»
В начале марта 1969 года на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение освободить Главного маршала авиации Константина Андреевича Вершинина от должности главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР и назначить на неё маршала авиации Павла Степановича Кутахова. В соответствии с этим решением и приказом министра обороны от 10 марта 1969 года в возрасте 54 лет Павел Степанович принял дела и должность, полное наименование которой звучало как главнокомандующий Военно-воздушными силами – заместитель министра обороны Cоюза Советских Социалистических Республик, и автоматически стал членом коллегии Министерства обороны СССР. С этого дня и началась его работа по претворению в жизнь идеи создания самой передовой в мире, самой современной авиации. Работать на пределе человеческих cил и возможностей – другого варианта главком не рассматривал. Марафонская дистанция в должности главкома длиною 15 лет и 8 месяцев была пройдена целевым темпом, выбранным им самим, в котором был важен каждый шаг.
В этой книге мы попытаемся показать читателям, каким образом Павлу Степановичу Кутахову почти удалось реализовать свою идею. К сожалению, невозможно рассказать всё полностью, так как этим целеустремлённым, чрезвычайно трудоспособным человеком, истинным патриотом был проделан невероятный объём работы, а также потому, что многие подробности тех лет изгладились из памяти. Почему почти? Потому что внезапная кончина Павла Степановича не позволила ему завершить задуманное, хотя большая часть замыслов уже была реализована.
Главком Кутахов всегда был в курсе новейших мировых разработок в области авиации, умел чётко ставить задачи как перед самим собой, так и перед подчинёнными. Без страха и малейшего сомнения в достижении нужного результата брал на себя руководство процессами реализации задуманного, невероятным упорством и запредельными усилиями добивался решения поставленных задач. Безусловно, таких результатов главком не мог бы добиться только сам, без помощи соратников-единомышленников. Дважды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Николаевич Ефимов, прослуживший в должности первого заместителя главкома ВВС П.С. Кутахова с первого дня его назначения на должность главкома, а затем с февраля 1985 года возглавивший Военно-воздушные силы нашей страны, пишет об этом в своих воспоминаниях: «Подстать главкому формировался и коллектив – боевые заместители Иван Иванович Пстыго, Пётр Семёнович Кирсанов, Василий Васильевич Решетников. Это были опытные военачальники, прошедшие суровую школу войны, носители огромного военного опыта. Их мнения и рекомендации были востребованы в авиационных частях. К тому же это были лётчики-асы. И этим всё сказано. Подстать им прекрасные авиационные инженеры: Михаил Никитович Мищук, Василий Захарович Скубилин – носители передового опыта эксплуатации авиационной техники. Мозг главкомата – главный штаб возглавляли Александр Петрович Силантьев, Григорий Петрович Скориков. Все они участники войны, имеющие большой боевой опыт, что помогало Военному совету ВВС решать самые сложные задачи» [20].
Без сомнения, были и другие генералы и офицеры, которые, независимо от занимаемой должности, по словам Суворова, чётко «зная свой манёвр», со всей ответственностью помогали главкому претворять в жизнь его грандиозные планы.
О некоторых подробностях этой совместной работы с главкомом рассказывает Николай Бодрихин в своей книге «Павел Степанович Кутахов», вышедшей в 2015 году. А в статье Владимира Гундарова «Верю. Надеюсь. Кутахов» описано первое появление нового главкома на расширенном заседании коллегии Министерства авиационной промышленности СССР, где ему предстояло встретиться со всеми генеральными конструкторами и узнать обо всех новинках и проектах, над которыми трудились возглавляемые ими конструкторские бюро. В процессе подготовки к этой встрече Павел Степанович не стал откладывать в долгий ящик вопрос об оснащении советских ВВС новейшим на тот момент, только что появившимся за рубежом оружием с лазерной системой наведения. Он хотел знать, имеются ли у наших конструкторов какие-либо наработки в этом направлении. Своё желание главком по телефону сформулировал министру авиационной промышленности Дементьеву, который занимался подготовкой коллегии: «Пётр Васильевич, завтра на коллегии будет кто-нибудь из тех учёных и конструкторов, которые ведут исследования в области лазерного оружия? Если можно, пригласите их, пожалуйста, мне бы очень хотелось узнать, над чем они сейчас работают» [16].
На следующий день, с утра, ещё до начала заседания коллегии, Кутахов внимательнейшим образом ознакомился с развешанными вдоль стен на специальных кронштейнах огромными схемами, рисунками, чертежами, графиками, демонстрировавшими ход работ по созданию самолётов, вертолётов и их модификации, которые только ещё разрабатывались или уже проходили испытания. Рассказывая об этом эпизоде в своей статье, Владимир Гундаров подчёркивает, что главком «останавливался у каждого, подолгу рассматривал, о чём-то думал, потом, не торопясь, переходил к следующему. Вот он остановился у небольшого, всего в половину ватманского листа, плаката с заголовком "Оружие с лазерным подсветом". На схематичном рисунке был изображён пилот, сидящий в кабине самолёта. Человек неким прожектором подсвечивал цель, на которую шла ракета. В общем, довольно примитивный рисунок – на более художественный шедевр у чертёжника, наверное, не хватило времени. Но когда началось заседание коллегии, вопросы Кутахова касались в основном темы этого рисунка» [16].
Павел Степанович обладал уникальной способностью: «не будучи инженером, интуитивно чувствовал перспективность предлагаемых решений. На фоне совершенно реальных систем, которые уже находились на испытаниях, он увидел в голой идее важную суть и сразу за неё ухватился» [16]. Действительно, сегодня достаточно открыть любой военный журнал или зайти в Интернет, чтобы обнаружить там массу информации о широчайшем применении у нас и за рубежом оружия и систем с «лазерным подсветом», в том числе и в авиации.
Главкомом было предпринято немало действий для того, чтобы разработки наших замечательных учёных Давида Моисеевича Хорола и Евгения Александровича Федосова (впоследствии Героев Социалистического Труда) были реализованы в виде различных боеприпасов с лазерной системой наведения.
Активная позиция нового главкома и его абсолютная уверенность в острой необходимости немедленного начала работ по разработке нового оружия привели к тому, что коллегия рекомендовала принять постановление Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Совмине СССР о создании лазерного оружия.
Вскоре проект постановления уже лежал на столе у первого заместителя председателя ВПК при Совете министров СССР Николая Сергеевича Строева, который курировал авиацию. Процесс выяснения им возможностей применения ракет с лазерной системой наведения подробно описан в книге Е.А. Федосова «Полвека в авиации» [49], а итог таков – Николай Сергеевич решил придержать проект в своём ведомстве. Однако об этом главкома никто не проинформировал. То, что происходило впоследствии, Евгений Александрович изложил в своей книге: «Но, как говорится в народе, не на того напали. Кутахов не забыл ни о своём интересе к лазерному оружию, ни о постановлении ВПК. К тому же главком ВВС, настоящий патриот и очень эмоциональный человек, для которого нет ничего выше интересов Родины, мощи Военно-Воздушных Сил, – не знал преград на пути к поставленной цели». И когда Павел Степанович через некоторое время узнал от Федосова, что они с Хоролом ещё и не приступали к работам по созданию лазерного оружия, отреагировал мгновенно. «Он, с присущим ему напором и верой в правое дело, добился у председателя ВПК Леонида Смирнова вынести этот вопрос на заседание комиссии, где Хоролу и мне снова предложили выступить, теперь уже с анализом того, что выполнено по ранее принятому решению.
Кутахова поддержал министр оборонной промышленности Сергей Зверев. После этого началось создание систем лазерного подсвета "Прожектор", лазерно-телевизионных систем "Кайра", лазерной прицельной системы "Клен" и систем оружия с лазерными и телевизионными головками наведения» [49]. Так, благодаря прозорливости и способности главкома добиваться поставленной цели, началась новая эра в оснащении нашей авиации высокоточным оружием, не уступающим зарубежным аналогам. Последующие годы боевое применение авиации в различных конфликтах показало, насколько правильными и своевременными были его решения по разработке и принятию на вооружение этих систем.
Что же позволяло и кто помогал Павлу Степановичу Кутахову постоянно быть в курсе новейших разработок в области авиастроения и вооружения, а также в других вопросах, касающихся развития и укрепления Военно-воздушных сил страны или представлявших какой-либо интерес для них? Вне всякого сомнения, это уникальная способность главкома усваивать материал технической направленности, которая благодаря его постоянной работе над собой помогла накопить богатейший запас знаний в этой области. Также хорошо натренированная память, способная сохранять большое количество информации, необходимой его многосторонней деятельности главнокомандующего ВВС огромной страны, включая не поддающееся объяснению запоминание неимоверного числа фамилий, имён и отчеств своих подчинённых. И, конечно же, высочайшая работоспособность и требовательность к себе, скрупулёзность в работе с разноплановой информацией, ежедневно поступающей по различным каналам связи, а также в виде рапортов, служебных записок и сообщений, ложившихся на его рабочий стол (подготовкой занимались офицеры секретариата).
О некоторых особенностях работы главнокомандующего вкратце рассказал полковник в отставке Юрий Александрович Ивойлов. Его воспоминания, как и другие, под рубрикой «Незабываемые встречи с главкомом», размещённые в виде вставок в текст книги, помогут читателям узнать некоторые подробности о Павле Степановиче Кутахове и его стиле работы с людьми. Отдельного внимания заслуживает очень интересный факт, на котором Юрий Александрович остановился во время нашей беседы. Каким-то образом жители страны знали о том, что главком постоянно ищет новые технические решения вопросов повышения боевой мощи Военно-воздушных сил и старались помочь ему в этом, присылая свои предложения. В секретариате даже была специальная полка, на которой размещалась корреспонденция со всего Советского Союза. Порой предлагались очень смелые решения. Например, высказывалась идея сооружения взлётно-посадочной полосы, которая была бы скрыта под водой, а при необходимости выдвигалась на сушу. К каждому предложению прилагались чертежи и подробные расчёты. В обязанности офицеров секретариата входило проведение первичного анализа полученной корреспонденции и подготовка наиболее интересных и теоретически обоснованных предложений для изучения их в научно-техническом комитете (НТК) ВВС. В случае положительного заключения НТК с материалом обязательно знакомился главком. Так что нельзя исключить вероятность того, что, например, в постройке учебно-тренировочного комплекса «Нитка» для подготовки лётного состава палубной авиации на аэродроме Саки были использованы идеи одного из наших народных изобретателей, присылавших свои материалы.
Вернёмся к рассказу о работе главкома в области оснащения ВВС новейшими самолётами, вооружением и другими системами. Для этого обратимся к воспоминаниям непосредственных участников событий того времени. Один из них – Виктор Михайлович Чуйко, профессор, доктор технических наук, президент, генеральный директор Союза авиационного двигателестроения России. Встреча с ним, как и со многими другими, состоялась благодаря сыну главкома Владимиру Павловичу Кутахову.
Виктор Михайлович – яркий представитель плеяды советских инженеров-руководителей, самозабвенно работавших в то далёкое время в промышленности в области создания авиационных двигателей, настоящий патриот, безгранично преданный делу повышения обороноспособности страны. Он с самого начала акцентировал внимание на том, что в Советском Союзе была создана и успешно действовала система разработки авиационной техники конструкторскими бюро (КБ) и промышленностью совместно с заказчиком. Главным в этой системе было то, что заказчик (в данном случае ВВС), не только контролировал соблюдение заложенных технических требований и обеспечение качества выполняемых работ на конечном этапе, но и принимал самое активное участие на всех этапах: в разработке технической документации, процессе создания авиационной техники, её производстве и ремонте.
Мне семь лет посчастливилось служить в секретариате главкома ВВС Главного маршала авиации Павла Степановича Кутахова. Всё это время я имел возможность непосредственно общаться с этим выдающимся военачальником и человеком. Считаю своим долгом рассказать о некоторых эпизодах из его служебной деятельности, в которых личность легендарного главкома раскрывается наиболее полно.
Прежде всего, я и мои коллеги по секретариату поражались феноменальной работоспособности Павла Степановича, его титаническим усилиям по обеспечению превосходства нашей боевой авиации над любым потенциальным противником. Постоянно встречаясь с ведущими советскими авиаконструкторами, он требовал от них только прорывных решений, опережающих современную инженерную мысль. Он всегда владел информацией о новейших достижениях мировой авиатехники, которая была результатом ежедневного кропотливого изучения научных источников.
Каждый день в секретариат главкома ВВС из ТАСС доставляли переводы западных СМИ – в основном из США, Англии и Франции. Офицеры секретариата внимательно знакомились с материалами, выбирая наиболее интересные сообщения о последних новинках в области военной авиации, и докладывали главкому. Павел Степанович, внимательно изучив подготовленный нами материал, делал пометки и отдавал необходимые распоряжения.
Главным для него всегда было идти впереди, не опоздать, не упустить момент внедрения нового и современного. Он, фронтовик, Герой Советского Союза, совершивший в годы Великой Отечественной около 500 боевых вылетов и лично сбивший 14 фашистских самолётов, отлично понимал, что в профессии Родину защищать цена любого отставания – это жизни людей и судьба страны.
Сейчас в Интернете, наряду с вполне достоверными фактами о жизни и деятельности П.С. Кутахова, можно встретить и явные нелепости, не имеющие к реальности никакого отношения. Там, к примеру, присутствуют «воспоминания» о несдержанности главкома и его резких высказываниях в чей-либо адрес. Со своей стороны могу свидетельствовать, что за годы ежедневного личного общения с Павлом Степановичем я таких случаев не знаю, хотя, как вы понимаете, поводов для «нагоняев» и «разносов» в адрес подчинённых на военной службе предостаточно. Приведу в качестве примера лишь два из них.
В 1980 году поступила информация о катастрофе самолёта Ан-22 в районе аэропорта Внуково. Я немедленно доложил об этом главкому. Павел Степанович сразу же связался с начальником Главного штаба ВВС генерал-полковником авиации Г.П. Скориковым. Понятно, что чувствовали тогда эти люди, облечённые огромной ответственностью за жизни десятков тысяч своих подчинённых. Безусловно, психологическое напряжение было высочайшее, однако за все 20 минут разговора главком не произнёс ни одного грубого слова в адрес руководителя полётов и офицеров, готовивших экипаж и выпустивших его в полёт. Он детально обсуждал саму ситуацию и меры по предотвращению подобных случаев. Шло просто очень профессиональное обсуждение проблемы и поиск решения по её устранению, без малейших намёков на какое-либо раздражение и потерю самоконтроля.
У Павла Степановича, как и у многих выдающихся людей, рука во время письма часто не успевала за мыслью, из-за чего его почерк иногда становился просто неразборчивым. После того как главком, ознакомившись с очередным документом, накладывал на него резолюцию, документ возвращался в секретариат для выполнения его указаний, а вот их-то порой прочесть было практически невозможно! К тому же у главкома не было шаблона в написании резолюций, поэтому использовать предыдущие, написанные более отчётливо, для того чтобы разобрать почерк, не представлялось возможным. У начальника секретариата полковника Евгения Михайловича Петрова для таких случаев имелась лупа с многократным увеличением. Если положительного результата и в этом случае достичь не удавалось, Е.М. Петров, вздыхая, вновь отправлялся с документом в кабинет главкома. Павел Степанович воспринимал эти повторные заходы абсолютно спокойно, с готовностью брал документ в руки и пытался разобрать написанное собственноручно. Бывали случаи, когда это не удавалось даже ему, тогда он вновь терпеливо изучал документ и делал необходимую надпись – на этот раз более разборчивую.
В своё время между главкоматами сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил шло негласное и неофициальное «соцсоревнование» в профессиональном мастерстве, а выражаясь военным языком, – за повышение штабной культуры, включавшей качество отработки представляемых документов, своевременность и полноту исполнения указаний министра обороны СССР. И я с гордостью вспоминаю о том, что в Управлении делами министра обороны чаще всего победителями признавали именно моих коллег из штаба ВВС.
Это было одним из важных показателей уровня управления и дисциплины, достигнутым при главкоме ВВС П.С. Кутахове. Он сам подавал пример безукоризненной дисциплины и требовал того же от своих подчинённых, подчёркивая, что воинская дисциплина – основа и фундамент побед. И, чтобы это поняли мы, офицеры 70-х годов, Павел Степанович специально приказал организовать просмотр в Главном штабе ВВС документального фильма «Неизвестная война» советско-американского производства сразу же после выхода его на экраны в 1978 году.
Его уроки – уроки победителя и на войне, и в мирное время – навсегда остались в нашей памяти. Я и мои коллеги бесконечно благодарны ему за них.
Как отметил Виктор Михайлович Чуйко, высочайшая роль Павла Степановича Кутахова в том, что он смог органично включить в уже существующую целостную систему дополнительные звенья, а главное, организовать теснейшее взаимодействие внутри неё, что в совокупности позволило вывести работу системы на новый, более высокий, уровень. Этот уровень позволял не только удовлетворять запросы Военно-воздушных сил в новой авиационной технике на текущий момент, но и, самое главное, работать как на ближайшую, так и дальнейшую перспективу.
По словам В.М. Чуйко, этому во многом способствовали регулярные, не реже одного раза в месяц, поездки главкома в конструкторские бюро, на заводы авиационной промышленности, а также личные встречи с генеральными конструкторами, министрами, руководителями заводов и даже с рабочими. Во время бесед решающую роль в достижении успеха играл талант Павла Степановича общаться с людьми. Его умение ярко и убедительно доказывать исключительную важность обсуждаемого вопроса, вдохновлять на плодотворную, ударную работу, на воплощение просто фантастических на первый взгляд замыслов. При этом был обязательный строгий контроль над каждым принятым решением. В результате Павел Степанович Кутахов сам стал одним из важнейших звеньев системы, при его личном участии работающей безотказно и на полную мощность.
«Заказчику надо дать не то, что он требует, а то, что ему нужно» – именно такую фразу от Петра Васильевича Дементьева услышал однажды Виктор Михайлович Чуйко во время беседы министра с представителями ВВС, конструкторских бюро и заводов министерства авиационной промышленности (МАП). Эти слова очень значимы. Во-первых, их автор (П.В. Дементьев) ещё в 1941 году за выполнение заданий правительства по созданию и выпуску новой авиационной и специальной техники был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а затем четверть века возглавлял Министерство авиапромышленности. Во-вторых, именно в этих словах дана правильная оценка достигнутого и доведённого при активном личном участии Павла Степановича Кутахова до высочайшего уровня взаимопонимания между представителями Военно-воздушных сил и Министерства авиационной промышленности.
Здесь важны воспоминания Евгения Александровича Федосова2 , который писал: «Он любил работать с нами, со специалистами авиапрома, и был тем «двигателем прогресса», которому наша военная авиация и по сей день многим обязана.
В отличие от ряда других главкомов, которые занимали этот пост и до него, и после, П.С. Кутахов очень уважал конструкторов, людей науки и очень энергично погружался в обсуждение всех проектов, участвовал в заседаниях технических советов, и по меньшей мере ежемесячно во Владимировке руководители КБ и НИИ с ним встречались и проводили совещания по всему спектру создающихся летательных аппаратов, в том числе и по Ту-160» [49].
Е.А. Федосов – советский и российский учёный, специалист в области процессов управления авиационной техникой, академик Российской академии наук, доктор технических наук, под руководством и при непосредственном участии которого разработаны комплексы вооружения и управления: истребительных и ударных авиационных комплексов МиГ, Су, Ту, Як; зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Даль», «Оса», «Круг», «Куб», С-125 и С-300; системы противоракетной обороны А-35; боевых вертолётов Ми и Ка, а также ряда управляемых ракет класса «воздух – воздух» и «воздух – поверхность».
Таинственная Владимировка, куда с завидной регулярностью прибывал главком для встреч с руководителями конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, есть не что иное, как месторасположение 8-го Государственного научно-испытательного института (ГНИИ) Военно-воздушных сил имени В.П. Чкалова. Если быть более точным, Владимировка – одно из трёх сёл, в результате объединения которых согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1959 года на карте появился г. Ахтубинск. Этот город с начала 1961 года и стал основной базой вышеназванного института, на сегодняшний день всемирно известного как 929 Государственный лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) МО РФ имени В.П. Чкалова – сложной военной структуры со своим командованием, штабом, десятью испытательными управлениями, тыловой и другими службами.
В свою очередь институт стал звеном ещё более мощной комплексной структуры Военно-воздушных сил, в состав которой кроме него входили [2]: – управление заказов и поставок авиатехники (АТ) и вооружения (В), осуществляющее организацию и руководство всем процессом создания и испытаний AT и В – исполнительный орган для реализации соответствующих решений Главного командования ВВС; – 30-й Центральный научно-исследовательский институт ВВС (аэродром Чкаловский), который в 60-х годах занимался крупномасштабными исследованиями по программному планированию развития новой и модернизируемой авиационной техники, а с начала 70-х годов (во время руководства ВВС П.С. Кутаховым) интенсивно работал над обоснованием основных направлений развития техники и вооружения на перспективу и группировок дальней, фронтовой, военно-транспортной, армейской авиации и авиации ВМФ. Именно в этом институте были обоснованы концепции создания и основные тактико-технические характеристики всех авиационных комплексов ВВС 3-, 4- и 5-го поколений [1]; – 13-й Государственный научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники (13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС) (г. Люберцы) – крупнейшая научно-исследовательская организация, тесно связанная не только со строевыми частями, но и с НИИ ВВС и промышленности, высшими учебными заведениями [18]; – военные представительства ВВС на предприятиях промышленности, призванные осуществлять многоуровневый конкретный контроль создания авиационных образцов и их серийного производства.
Такой вид имела военная составляющая системы, с рассказа о которой начал беседу о Павле Степановиче Кутахове Виктор Михайлович Чуйко. В конце беседы, ещё раз отметив заслуги главкома перед ВВС, в том числе и в организации тесной внутрисистемной связи, он с горечью посетовал: «Начиная с 90-х годов, к сожалению, такая связь была потеряна и система нарушена. Дошло до того, что некоторые руководители говорили: "Не сделаете в срок двигатель, купим за границей"»
Его история началась 21 сентября 1920 года, когда Приказом Реввоенсовета № 1903 на Центральном аэродроме в Москве (Ходынка) был создан научно-опытный аэродром (НОА) Главвоздухфлота республики – первая в стране исследовательская и испытательная структура в сфере военной авиационной техники. Через сорок лет, пройдя через ряд преобразований в своей структуре, изменений в названии и базировании, в результате крупнейшей реорганизации декабря 1960 – января 1961 годов основной базой, к тому времени уже Государственного Краснознамённого научно-испытательного института Военно-воздушных сил, стал г. Ахтубинск и расположенный в его районе аэродром.
Наиболее интенсивная работа института пришлась на период 70–80-х годов, когда на испытания поступили авиационные комплексы 3 и 4-го поколения. За эти годы личным составом 8-го Государственного научно-испытательного института ВВС имени В.П. Чкалова (это название он получил в 1967 году) было проведено свыше 5000 государственных испытаний и 6000 специальных испытаний образцов авиационной техники и вооружения. Испытывались самолёты МиГ-23БМ, -25, -27, -29, Су-24, -27, Ту-22М, -160, Як-36, Ил-76М, Ан-72, -26, -124, -32; вертолёты Ми-8, -24, -14, -26, Ка-28, -252. Огромный объём работ выполнен по оценке средств авиационного вооружения, оборудования, систем управления и обеспечения боевого применения, авиационного оснащения военно-морского флота.
Сегодня ГЛИЦ организационно состоит из авиационно-испытательных баз, специализированных по объектам испытуемой техники: ахтубинская база с сетью полигонов; филиал ГЛИЦа в подмосковном Чкаловском; в Приэльбрусье; воздухоплавательный центр в Вольске.
За почти 100 лет существования Центром испытано более 390 типов самолётов, 280 из них было принято на вооружение. Здесь испытаны и приняты на вооружение ВВС России: беспилотные авиакомплексы «Рейс», «Стриж», «Крыло-1», «Пчела-1»; корректируемые авиабомбы с лазерной и телевизионной системами наведения; противотанковые управляемые ракетные комплексы «Штурм» и «Вихрь», предназначенные для поражения с высокой точностью наземной бронированной техники; авиационное артиллерийское вооружение различных калибров.
С более подробной разрешённой информацией можно ознакомиться на веб-сайте Центра.
Продолжение главы см. в книге «Главком П.С.Кутахов»