Одна вещь, о которой почти не говорят, - это то, насколько хорошо Китаю удалось избежать той культурной атомизации, которую эпоха Интернета принесла в западный мир.
До появления интернета американская культура была мейнстримом. Если вы не платили за кабельное телевидение, по телевизору можно было смотреть только дюжину каналов, и только 3-4 из них представляли политические программы, такие как новости или ток-шоу.
Крайние идеи, такие как антивакцинация, плоская земля, креационизм и т.д., не имели права голоса (по крайней мере, авторитетного). Это позволяло поддерживать единую культурную позицию нации. А учитывая, что в большинстве семей был один или два телевизора, дети и родители потребляли один и тот же контент, обеспечивая культурную преемственность между поколениями.
Интернет и смартфоны изменили все это. Американцы теперь живут каждый в своем собственном культурном пузыре. Семьи больше не согласны с одним и тем же базовым набором фактов, потому что у каждого есть алгоритмизированная, высоко персонализированная лента социальных сетей, продающая ему совершенно уникальное мировоззрение. Это привело к политической поляризации, социальному диссонансу и распаду общества. В США, да и во всем западном мире, больше нет такого понятия, как "мейнстримная культура".
***
В Китае больше смартфонов и пользователей Интернета, чем где бы то ни было в мире, но мейнстримная культура все еще остается доминириующей.
Интернет-СМИ тщательно контролируются и регулируются. Крайние теории, даже те, которые не имеют ничего общего с современным Китаем или КПК, подвергаются цензуре. Правительство даже мобилизует знаменитостей для пропаганды того образа мышления, который они хотят привить населению.
Конечно, существует огромный культурный разрыв между поколениями, но не на таком уровне, как на Западе. Родители и дети, по крайней мере, все еще могут договориться о таких вещах, как количество полов и вызывают ли вакцины аутизм.
Некоторое время даже существовал запрет на наименование реальных активов на основе интернет-мемов.
Это, конечно, трудновыполнимо, но это показывает, до какой степени КПК хочет, чтобы общество оставалось на одной волне. Никто из людей старше 40 лет нe понимает глупые интернет-мемы, поэтому называя в их честь, например, здания, мы лишь создаем еще одну точку разделения между поколениями.
Конечно, каждый западный человек, читающий это, яростно напечатает: oMg that SOUnds lIKE a oRwElLIAn nIgHtmARE!!! (О, боже мой, это звучит как оруэловский кошмар!!!)
Конечно, для них это так. Им с рождения промывали мозги, чтобы они верили, что свобода слова и самовыражения каким-то образом священна. Они не могут представить логическое обоснование того, почему должна быть полная свобода слова, они просто верят, что это аксиома.
Это потому что это как религия. Я не смогу убедить монахиню в том, что Бог не существует, так же невозможно убедить в том, что свобода слова не имеет практической пользы для общества.
Просто конечным результатом священной "свободы слова" будет мир, в котором ваш ближайший родственник - ваш смертельный идеологический враг, а единственные люди, разделяющие ваше особое мировоззрение, находятся в одной группе в фейсбуке за тысячи миль по всему миру.