Найти в Дзене
Клио - муза истории

Парадоксы "конфетного" художника Виктора Васнецова...

Виктор Михайлович Васнецов - типичный жанрист-передвижник. Он получает известность как автор картин "С квартиры на квартиру", "Книжная лавочка" (1876), "Преферанс" (1879). Но позже он скажет Стасову: "...во время самого ярого увлечения жанром в академические времена в Петербурге меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы". Эти "грезы" питались детскими впечатлениями и воспоминаниями художника, родившегося в Вятском крае, в семье сельского священника и с детства познавшего красоту и поэзию народных поверий и сказок. Именно в эти годы выходят в свет "Пословицы русского народа" В.И.Даля, "Народные русские сказки "А.Н.Афанасьева, "Онежские былины" А.Ф.Гильфердинга. В 1880 году на 8 Передвижной выставке Васнецов показывает картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" и "Ковер-самолет". Вслед за ними в 1881-82 годах появляются "Аленушка", "Три царевны подземного царства", "Битва русских со скифами", "Витязь на распутье". Вызвавшие поначалу недоумение критики, они
Виктор Васнецов. Богатыри.
Виктор Васнецов. Богатыри.

Виктор Михайлович Васнецов - типичный жанрист-передвижник. Он получает известность как автор картин "С квартиры на квартиру", "Книжная лавочка" (1876), "Преферанс" (1879). Но позже он скажет Стасову: "...во время самого ярого увлечения жанром в академические времена в Петербурге меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы".

Эти "грезы" питались детскими впечатлениями и воспоминаниями художника, родившегося в Вятском крае, в семье сельского священника и с детства познавшего красоту и поэзию народных поверий и сказок. Именно в эти годы выходят в свет "Пословицы русского народа" В.И.Даля, "Народные русские сказки "А.Н.Афанасьева, "Онежские былины" А.Ф.Гильфердинга.

В 1880 году на 8 Передвижной выставке Васнецов показывает картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" и "Ковер-самолет". Вслед за ними в 1881-82 годах появляются "Аленушка", "Три царевны подземного царства", "Битва русских со скифами", "Витязь на распутье".

Васнецов. В. Аленушка. 1881г
Васнецов. В. Аленушка. 1881г

Вызвавшие поначалу недоумение критики, они между тем очень быстро получили признание. Картины Васнецова были новы не только своими сюжетами, но и теми элементами декоративизма и условности, которые рассматривались тогда как неправомерное отступление от жизненной правды.

В 1881 году он создал окончательный проект абрамцевской церкви, оформил спектакль "Снегурочка" по пьесе А.Н.Островского.

В 1882 году Васнецов пишет иконы для абрамцевской церкви и участвует в отделке ее интерьера, делает для парка абрамцевской усадьбы проект "Избушки на курьих ножках" приступает к работе над панно "Каменный век" для исторического музея в Москве.

В ходе создания эскизов декорации к "Снегурочке", проектирования абрамцевской церкви, "Избушки на курьих ножках", Васнецовым был найден собирательный образ русского национального строения, представлявшего сплав архитектуры крестьянских изб, древних теремов, деревянных шатровых храмов, переосмысленных в былинно сказочном духе. Немаловажную роль в этом синтезе играли и традиции народного прикладного искусства. Явился новый тип строения, получивший широкое распространение в деревянном зодчестве России двух предреволюционных десятилетий.

В 1885 году Васнецов принимает предложение А.В.Прахова на роспись во Владимирском соборе Киева, храма-памятника, посвященного 900-летию крещения Руси. На него легла основная часть работы - центральный неф с запрестольной апсидой, куполом, столпами, образа главного иконостаса. Этой работе мастер посвящает 10 лет своей жизни.

Васнецов. В.М. Страшный суд. эскиз росписи для Владимирского собора.
Васнецов. В.М. Страшный суд. эскиз росписи для Владимирского собора.

В.М.Васнецов. Собор святителей русской церкви. Эскиз росписи для владимирского собора в Киеве. Конец 1880-х годов.
В.М.Васнецов. Собор святителей русской церкви. Эскиз росписи для владимирского собора в Киеве. Конец 1880-х годов.

Для Васнецова работа во Владимирском соборе была "путем к свету", путем постижения великих ценностей. Работа в соборе в первую очередь понималась для Васнецова как нравственный долг, и потому мастер стремится привлечь к ней лучших русских художников.
Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомится с памятниками раннего христианства в Италии, изучает мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве.

Таким образом, художник, прокладывавший дорогу русскому искусству 20 века, был одновременно мастером, видящим свой идеал в средневековых истоках искусства. Ликвидация разрыва между станковым и прикладным искусством стали для Васнецова миссией.