В прошлой статье мы разбирали системы переключения для шоссейных велосипедов, и, по сравнению с нашими горными товарищами, там все намного проще. Сегодня я постараюсь просто и вкратце рассказать про системы переключения для горных велосипедов.
1. Кратко о брендах компонентов
Если открыть предыдущую статью, то можно увидеть, что у шоссейных велосипедов рынок делят три производителя систем переключения: Shimano, SRAM и Compagnolo. А вот у горных велосипедов рыночек поделили только две, но уже хорошо известные нам компании - это:
- Shimano
- SRAM
Нужно заметить, что Shimano доминирует на рынке систем переключения не только в шоссейной сфере, но и в горной: их доля продаж - 65%. Все остальное делится между SRAM с его 30% и другими, более мелкими компаниями (5%), которые нам не особо-то интересны.
Shimano имеет такой объем продаж потому что они заполонили весь базовый сегмент своими системами переключения, в то время как SRAM вообще не выпускает базовых систем переключения, а находится в среднем-высоком классе. Более того, SRAM является компанией-инноватором, и время от времени они просто берут и переворачивают индустрию. Например, в 2012 году они выпустили систему переключения с одной (кто бы мог подумать) звездочкой спереди и 11 передачами сзади, и это был просто взрыв мозга, но об этом я расскажу немного позже.
2. Shimano
И так, Shimano, японский гигант, который занимает 65% рынка систем переключения.
Существует три главных фактора, на которые стоит опираться при выборе системы переключения:
- Износостойкость
- Точность
- Масса
Tourney
Если мы откроем каталоги данного бренда, то, скорее всего, первыми на глаза попадется линейка Tourney, ведь она является самой простой и дешёвой у Shimano.
Эта базовая система сделана из дешевых материалов, таких, как пластик и сталь, и, скорее всего, не прослужит вам долгие годы, но пару сезонов откатать на такой системе можно. И если вдруг у вас нет денег, но покатать очень хочется, то настоятельно рекомендую брать велосипед на этой системе переключения, а не на какой-нибудь китайской ноу-нейм системе.
Altus
Следующая в списке система переключения - Altus. Данная система имеет 9 скоростей, компонуется двумя или тремя звёздами спереди, что даёт достаточно широкий диапазон от 18 до 27 скоростей. Altus - это хорошая система, но рекомендую брать от неё только передний переключатель, а задний взять от какой-нибудь системы покруче.
Acera
Acera - это та самая система, которая "покруче", и от нее можно взять задний переключатель в дополнение к переднему из линейки Altus.
Эта система похожа на Altus, но здесь уже используется антикоррозийное покрытие, которое существенно продлевает срок службы. Рекомендую брать велосипед, начиная с этой системы переключения. У меня был велосипед на Acera, и он прослужил мне 10 лет, и даже после этого мог переключать скорости.
Alivio
Alivio и Acera очень схожи, но на практике Alivio служит немного дольше.
Deore
Начиная с этой системы, вы получаете абсолютно новые ощущения от MTB-велосипеда. Deore имеет разные варианты компоновки, от 10 до 12 передач на заднем переключателе, и от 1 до 3 на переднем. В целом, это очень универсальная система, которая закрывает все вопросы для новичков.
SLX
SLX - первая профессиональная система в нашей статье. Данная система имеет 12 скоростей сзади и компонуется звездочками от 10-45 до 10-51 (количество зубов на первой и последней звезде). Это очень широкий диапазон с точки зрения педалирования. Для новичка это просто какой-то космический корабль среди систем, а для профессионала такой системы будет уже маловато.
ZEE
ZEE - очень специфичная система, так как сделана в основном для даунхилла и фрирайда. Она достаточно тяжелая, но при этом точная
и износостойкая, что является ключевым для этих дисциплин.
XT
Еще известная как Deore XT. Это самая точная и износостойкая система в линейке Shimano. Кассета здесь так же на 12 скоростей, спереди одна звезда. Её очень любят профессионалы, так как это лучшая система переключения по соотношению цена/качество. Ходовые качества и износостойкость здесь на абсолютно высшем уровне.
XTR и XTR Di2
Венец линейки, отличается от XT более дорогими и износостойкими материалами, такими как титан и карбон. Если вы видите приписку Di2, то эта система оснащена электронным переключением. Данная электронная система максимально проста и точна в использовании, она подстраивается под ваш стиль езды.
3. Чем еще хорош Shimano?
Системами Shimano комплектуются велосипеды любых ценовых категорий, но стоит пояснить, что цена велосипеда зависит не только от системы переключения, но и от других составляющих, коих в любом современном велосипеде очень много. Но взаимосвязь действительно есть: чем дороже велосипед, тем лучше в нем система переключения.
Вот список с начальными и пред-средними системами:
- Merida Big.Seven 10-MD - Tourney - 32340 рублей
- Merida Big.Seven 15-D - Altus - 38220 рублей
- Merida Big.Nine 20-D - Acera - 41528 рублей
- Merida Big.Nine 400 - Deore - 54940 рублей
Видно, что разница не такая уж и существенная. Ну, кроме последнего велосипеда на Deore. Скачок на эту систему для новичка выглядит очень существенным.
Ну а в высшем сегменте разница уже гораздо существеннее:
- Merida Big.Nine SLX-Edition (2020) - SLX - 83790 рублей
- Merida Big.Nine XT2 (2020) - XT - 100695 рублей
- Merida Big.Nine 9000 - XTR - 360000 рублей
Но в данном ценовом сегменте бывают и карбоновые велосипеды, которые существенно отличаются от моделей помладше.
Главный плюс Shimano - это ремонтопригодность их систем. Велосипед с такой системой можно отнести к любому мастеру в любом городе, и там ее без проблем починят или настроят.
Ну а про системы переключения SRAM я расскажу в следующей статье.
Подписывайтесь на мой канал на Яндекс.Дзен чтобы не пропустить следующие интересные статьи, комментируйте, делитесь моими статьями в социальных сетях.
Видео версию данной статьи вы можете найти на моём YouTube канале:
Советую почитать:
Как выбрать велосипед? Самый ПРАВИЛЬНЫЙ способ для России
Как выбрать шоссейный велосипед? Часть 1