Машенька в свои семь уже знает два иностранных языка, играет на скрипке и читает Гомера в оригинале. Миша бегает кросс в пять километров наравне с усатыми спортсменами, солирует в детском хоре и отлично ладит с компьютером, а ему всего пять.
Наташа в три рисует потрясающие картины маслом и пишет стихи, и про неё уже сейчас говорят, что она будущая Софья Ковалевская. А вот Петя…
Дети-гении, дети-индиго… Говорят, что от природы у детей в равной степени есть все задатки и способности, ко всем видам деятельности, и это мы, нерадивые родители и учителя на корню «губим» гениальность наших детей. Мы же не хотим этого?
Вот и я не хотела. С самого начала моей первой беременности я решила, что должна быть не последней в состязании гениальных детей. Чем моя дочка хуже Пети, Маши или Наташи? Во всех красках я живописала себе, как обеспечу доченьке самое что ни на есть гармоничное развитие, самый высокий IQ-показатель, выбрала самую престижную школу ещё до её рождения…
Но пока я решила вплотную подготовиться: прочитала тонну трудов, ознакомилась с кучей методик, читала замечательные произведения вслух и пополнила свою коллекцию музыкальной классики. Всё шло замечательно, по крайней мере, для меня эти самые «труды» не прошли даром.
И когда появилась дочь, я вплотную занялась её развитием. Да вот только почему-то стирка грязных пелёнок постоянно отвлекала от Гомера, а всякие обнимания-поцелуйчики заняли большую часть того крохотного промежутка времени, что малышка не спала. Я ругала себя за бессознательность… Пока в один прекрасный день не спросила себя: а для чего мне это надо? Чтобы обеспечить дочери счастливое благополучное будущее? Да! Чтобы она выросла самой умной и тонко чувствующей натурой? Конечно! Но в большей степени для того, чтобы дать ей то, чего не было у меня. Чтобы я могла ею гордиться! Значит, чтобы произвести впечатление на окружающих! Вывод меня ошеломил. Позиция «я вам всем покажу!» абсолютно не приемлема в вопросах воспитания. Желание что-то доказать окружающим посредством успехов моего ребёнка стала казаться глупостью.
Я не отказалась от занятий вообще. Просто стала подходить обдумано и избирательно. Делала лишь то, что в действительности нравилось нам обеим, что не мешало живому общению с ребёнком. И я поняла, что ни одни карточки, ни одни занятия, предположим по биологии, не заменят совместного похода в зоопарк или просто на прогулку, где вы вместе разглядываете листочки, любуетесь цветами, делаете открытия (те, что открыли для себя уже давно), но вместе, вдвоём. Это потрясающе!
Хочу сказать, что сейчас наша дочь отличница в той самой престижной гимназии, а сын начал читать в два. При этом, как мне кажется, мы не прилагали ровным счётом никаких усилий к тому, чтобы всё сложилось именно так. А с выбором методики раннего развития я до сих пор не определилась…
Сегодня вы, наверное, уже не можете считаться настоящим родителем, если не обзавелись не только пелёнками-бутылочками, но и десятком научно сконструированных развивающих игрушек, компакт-дисками с действующей на сознание музыкой и парой сотен карточек со словами. Но подумайте, разве всё это может гарантировать ребёнку жизнь под знаком дипломов, грамот и всемирного признания? Разве это означает, что ваше чадо будет всегда успешным, счастливым и благополучным? Действительно ли можно искусственно сделать малыша вторым Лобачевским? Думаю, что нет. Как сказала мне одна хорошая женщина-педагог: «Вся прелесть этих развивающих занятий в том, что родители занимаются с ребёнком, проводят с ним время, уделяют внимание. Сами по себе, без родителей, они не несут никакого развивающего момента». Так значит, всё их развивающее воздействие заключается в правильном использовании? Сделать же малыша умнее, чем он есть, не способны ни одни занятия, ни одни самые современные методы воспитания.
Конечно, малышу требуется помощь со стороны во многих (точнее, изначально во всех) делах. Но при этом в погоне за идеалом нельзя лишать его таких интересных и немаловажных для развития «событий» как общение с таким же карапузом, красочное мазюканье ладошками по альбомному листу и концерт для кастрюли с поварёшкой без оркестра.
Даже если малыш освоит-таки в свои три года ценой ваших и его невероятных усилий нотную грамоту, это ещё не значит, что из него выйдет Моцарт. Если в четыре он начнёт бить все мыслимые и немыслимые рекорды в беге на длинные дистанции, это не свидетельство того, что к следующим Олимпийским играм он придёт на пике «спортивной формы».
Есть мнение, что ребёнок талантлив в том, что любит. «Предоставьте ребенку свободу, и одаренность проявится сама» - говорят психологи. Вот это мне по душе! Ни одни развивающие игры и игрушки не могут принести большей пользы, чем внимательное отношение к интересам малыша. Не выискивайте феноменальных способностей, просто приглядитесь, к чему тянется кроха. Поверьте, может оказаться так, что игра света и тени в листве деревьев за окном может показаться ему куда интереснее всех новомодных игрушек, а обычная соседская кошка покажется даже вожделеннее говорящего на русском и английском обучающего дракончика. Вот вам и высокие технологии! И, возможно, соседская кошка и солнечные лучи за окном помогут вашему малышу вырасти новым Клодом Моне. Кто знает?
Самое главное – не ставить перед собой цели вырастить гения, вы же любите кроху вовсе не за его гениальность.