В XVIIвеке страны Западной Европы прочно встали на пути развития капитализма. Этому способствовало и реформаторское движение церкви, и географические открытия, и общее понимание того, что феодальное общество не имеет будущего. По Европе прокатилась волна буржуазных революций – в первую очередь в Нидерландах и Англии – определивших дальнейшее развитие Европейской цивилизации.
В России процессы развития капитализма определялись властью. Первые робкие попытки провести реформы и модернизацию возникли уже при правлении Алексея Михайловича (годы царствования 1645-1676). При нём было принято «Соборное Уложение», оказавшее позитивное влияние на торговые процессы в Русском царстве. Реформировалось таможенное обложение, иностранные купцы лишились торговых привилегий. Также нельзя не отметить церковную реформу, которая должна была подтвердить самостоятельность Москвы в религиозных делах от Константинополя.
Но максимальный вклад в развитии государства был сделан Петром Великим. Деятельность царя-реформатора можно назвать «революцией сверху». Изменения охватывали практически все стороны жизни общества: были созданы сенат и синод, вводилась Табель о рангах. Старые элиты в лице родовых бояр отходили на задний план. На авансцене появилось новое дворянство, получавшее титулы за заслуги перед страной. Реформировалась армия, появился флот, и все это в условиях войны с сильнейшей тогда Швецией эпохи Карла XII.
При всём этом реформы Петра нельзя назвать до конца успешными. Высокая инертность и традиционализм русского общества тормозили энергичного царя.
Политическая жизнь замыкалась на самодержце, тогда как неплохим итогом модернизации государства могла стать демократизация общества, которое, вероятно, к этому было ещё не готово.
Напротив, происходило дальнейшее закрепощение крестьян – процесс противоположный модернизации. Мануфактуры создавались дворянами-феодалами в своих поместьях и использовали труд крепостных. Ни о каких капиталистических отношениях не могло быть и речи.
После смерти Петра у него не нашлось подобных ему харизматичных наследников, готовых продолжать проводить революцию сверху. К революции снизу вообще не было никаких предпосылок.
Россия не попала в общеевропейскую тенденцию перехода от феодализма к капитализму. Возможно, что опоздание с этим переходом повлиял и на дальнейшие события, произошедшие со страной на рубеже XIX и XX веков.