Найти тему
ПАНОРАМА КИНО

«Разжимая кулаки». Кира Коваленко рассказала историю осетинской семьи и получила Гран-при авторского кино на 74-ом Каннском МКФ

Каннский кинофестиваль – это удивительная возможность молодому режиссеру снять свою историю и рассказать о себе всему миру, только вот для того, чтобы попасть туда необходимо иметь свой оригинальный киноязык, свой почерк

У молодого режиссера Киры Коваленко он безусловно есть, ведь она одна из тех учениц легендарной мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии, которая сняла свой второй полнометражный фильм «Разжимая кулаки» и выиграла конкурсную программу 74-го Каннского МКФ в секции «Особый взгляд», второй по значимости после основной конкурсной программы.

Председатель жюри британская режиссер Андреа Арнольд, на вручении главной награды назвала драму Киры Коваленко «Разжимая кулаки» взрывом оригинальности, телесности и чувств

Продюсер Александр Роднянский, актриса Милана Агузарова и режиссер Кира Коваленко на 74-ом МКФ в Каннах
Продюсер Александр Роднянский, актриса Милана Агузарова и режиссер Кира Коваленко на 74-ом МКФ в Каннах

О чем же этот фильм? Это прежде всего мощное исследование молодой женщины, выросшей в шахтерском городке в Северной Осетии с наследием строго воспитания отца, пытающейся утвердить свою независимость

Создание любого фильма начинается с оригинальной истории, которая затем перерастает в написание сценария. История фильма «Разжимая кулаки» была построена на анонимных письмах женщин Кавказа, в которых они писали обращения к своим отцам, поскольку произнести вслух свои мысли они не имели права.

Эти истории были воплощены в образ обычной осетинской семьи и началась работа над сценарием, которую Кира Коваленко начала три года назад в соавторстве со знаменитым сценаристом Любовью Мульменко, Пройдя половину пути Кира поняла, что история получается обыденной, а ее фильму нужен новый голос, поэтому она остановила работу с Любовью Мульменко.

Более свежий взгляд на историю «Разжимая кулаки» обрести помог сценарист Антон Яруш, известный нам по работе с Кантемиром Балаговым в «Тесноте», с которым она и продолжила работу.

В итоге получилась человеческая история Осетинской семьи, без сгущения красок, где есть отец, сильный и удерживающий в поле абсолютного контроля своих детей, а их – четверо сыновей и дочь.

Отец некогда работал шахтером и получил травму, а дочь имеет свою травму с внутренним грузом ответственности перед отцом, который заявляется зрителю как хранитель патриархальных ценностей

Но на дворе 21 век, и главная героиня фильма хочет быть свободным, современным человеком, стать целостной и наполненной личностью, чему препятствуют ряд обстоятельств – это прежде всего ее тело, семья и воспитание.

Как следствие, возникает конфликт между молодым поколением и патриархальным укладом жизни в маленьких городках Северного Кавказа, где сохранились традиции из других времен. Дети покидают свои семьи, в поисках свободной жизни

Если в начале фильме отец семьи представлен как тиран, то в конце истории он оказывается трагической фигурой, вызывающей абсолютное сочувствие и понимание.

Именно сочувствие и любовь к своим героям всегда отличали работы Александра Сокурова. Очевидно, этот киноязык в своем кинематографе используют и его ученики, формирую собственный голос в своих работах.

Отсюда и успех на самом престижном международном кинофестивале в Каннах, как продолжателей оригинального киноязыка, которым обладает их учитель – легендарный Александр Сокуров.

Хочется отметить, что продюсером этого фильма стал Александр Роднянский, который помогает молодым талантам обрести свой голос. Его финансовая поддержка, в отличии от Министерства Культуры РФ, дает возможность появлению таких работ.

Если мировая премьера фильма «Разжимая кулаки» состоялась на недавно завершившемся 74-ом Каннском кинофестивале, то, когда российский зритель увидит эту картину – неизвестно. Остается только ждать его появление в российском прокате а пока посмотрите трейлер к фильму