Чтобы обеспечить высокое качество обучения сотрудников по цифровым и продуктовым специальностям, необходимо применять методологии, уже доказавшие свою эффективность. Одна из них - обучение по навыкам и компетенциям, skills&competencies.
Давайте разберемся, что такое обучение по навыкам и компетенциям и как оно происходит.
Практики - так мы называем тех, кто проходит подготовку в Центре экспертизы, так как они учатся на реальных, рабочих проектах - идут по траектории обучения к целевой бизнес-роли, то есть они должны стать готовым специалистом (Product owner, скрам-мастер, data scientist и т.д.).
Эта бизнес-роль должна владеть определенным набором навыков.
То есть, например, роль «Скрам-мастер» в целом отвечает за соблюдение подхода Scrum.
И чтобы реализовывать эту ответственность, роль «Скрам-мастер» должна обладать конкретными навыками.
Это как hard skills (профессиональные навыки), так и soft skills (не связанные с конкретными специальностями, которые помогают решать задачи и работать с другими людьми).
Эти навыки проявляются при освоении конкретных практик и создании артефактов (мини-продуктов), которые должна воспроизводить бизнес-роль. Для этого ей нужны конкретные знания.
Что такое навык?
Навык - это способность человека автоматически воспроизводить какое-либо действие. Проще говоря, это то, что вы хорошо умеете делать.
Чем больше времени вы практикуетесь в применении навыков, тем более отработанными и точными они становятся, а потому являются более ценными.
В методологии Центра экспертизы и на платформе Teal.One это выглядит следующим образом.
Практик, проходя по траектории обучения на пути к бизнес-роли (например, Product owner), учится создавать те или иные артефакты (то есть мини-продукты, как правило, это какие-то документы, оформленные по шаблону), воспроизводить те или иные процессы (практики).
Например, Product owner должен уметь упаковывать свою инициативу в конкретный артефакт – «Карточка инициативы» (Продуктовый канвас).
Умение создавать «Карточку инициативы» декомпозируется (разделяется) на конкретные навыки (например, Сегментация клиентов, Умение определять метрики продукта и т.д.)
Для того, чтобы создать этот артефакт, практик должен изучить теорию, то есть получить знания, например по фреймворку для управления инициативами и освоить какие-то практики. Все эти составляющие связаны одними и теми же навыками.
Строго говоря, получение знаний это не есть прокачка навыков, но это стартовый момент, чтобы ее начать, поэтому на платформе мы отображаем в знаниях владение навыком в степени «Знание теории».
И все эти навыки, которые нарабатываются практиками по мере прохождения траектории подготовки по бизнес-роли, и есть те навыки, которыми должна владеть целевая бизнес-роль, Product owner.
Проходя подготовку по бизнес-роли, практики прокачивают свои навыки.
Как это происходит?
- Во-первых, улучшать их в процессе освоения практик (процессов) и создания артефактов практикам помогают тьюторы
- Практики проходят через Peer-to-peer сессии. В идеале по методологии Центра экспертизы практик должен пройти 2 круга P2P, чтобы 2 раза улучшить свой артефакт.
- После круга P2P в работу включаются эксперты, они дают свою экспертизу на работы практиков.
Таким образом, с каждым разом практик все больше и больше прокачивает, улучшает те навыки, которые у него должны быть, и они, действительно, становятся навыками.
Навыки, прокаченные практиками, отражаются в профилях практиков на платформе.
И также оценить степень владения навыками помогает ассессмент (оценка) по бизнес-роли – то, насколько практик хорошо ее освоил.
При этом на платформе есть возможность провести эту оценку по различным уровням – например, «Стартовый», «Средний», «Высокий», компания сама решает, как определить уровни. Для каждого уровня задаются те навыки, которыми должна владеть бизнес-роль, и степень владения ими.
Каким образом происходит оценка степени владения навыком?
Каждая компания, в которой запускается Центр экспертизы, может выбрать свою скоринговую модель – как оценивается степень владения практика тем или иным навыком.
На платформе предустановлена скоринговая модель, но она не фиксирована жестко, каждая компания может пользоваться своей.
И во время P2P-сессий, и во время экспертиз, практики, выступая друг для друга в роли экспертов, и эксперты, дают оценку навыков в баллах по выбранной скоринговой модели, предлагая улучшения для артефактов и практик.
Нужна помощь в подготовке продуктовых команд, цифровых и продуктовых специалистов? Обращайтесь!
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.