Китайцы решили максимально активно захватывать рынок космических услуг, и у них очень даже неплохо это получается.
В рамках разработки многоразовой космической транспортной системы, Китай провёл первый испытательный полёт многоразового суборбитального аппарата 16-го июля.
Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC) сообщила, что корабль стартовал с космодрома Цзюцюань, а затем приземлился в аэропорту чуть более чем в 800 километрах от него.
Не было опубликовано никаких изображений, видеозаписей или дополнительной информации, такой как высота, продолжительность полёта или, к примеру, тип используемых двигателей. В релизе CASC сказано лишь то, что в космическом аппарате использованы интегрированные авиационные и космические технологии, стартует он вертикально, а посадку осуществляет по самолётному типу.
В прошлом сентябре сообщалось об испытании многоразового космического корабля, который находился на орбите в течение нескольких дней, доставив небольшую полезную нагрузку, а затем совершил посадку всё по тому же самолётному типу.
Так что же создают китайцы?
Есть мнение, что испытанный в прошлую пятницу аппарат может быть применён в качестве первой ступени полностью многоразовой космической транспортной системы, головной частью которой вполне может стать космический корабль, испытанный почти год назад.
Чэнь Хунбо из Китайской академии технологий ракет-носителей CASC (CALT) ещё в 2017 году заявил, что конечной целью является «полное повторное использование системы, выходящее за рамки частичного повторного использования ракет-носителей типа Falcon 9». Космоплан, разработка и испытания которого должны завершиться к 2030 году, должен быть способен к повторному использованию более 20 раз.
Захватят ли околоземные орбиты китайцы?
Планы у них грандиозные, а главное, они неплохо их реализовывают. К примеру, китайская аэрокосмическая научно-промышленная корпорация. (CASIC), ещё одно гигантское государственное предприятие, работает над собственным многоразовым двухступенчатым космическим самолётом под названием Tengyun («Тенгюн»).
Речь тут именно о самолёте с горизонтальными взлётом и посадкой, разработка которого должна быть завершена к 2025 году.
В планы китайцев также входят полностью многоразовые ракеты-носители, тестирование которых уже довольно активно проходит (а ряд частных компаний планирует «хоп-тесты» в ближайшие месяцы) и, примерно в 2045 году, ядерный шаттл.
Повторюсь, настораживать конкурентов должно то, как активно китайцы именно реализовывают свои проекты, не имея привычки сдвигать сроки.
1. Моя публикация о китайских многоразовых ракетах-носителях ещё 2017 года.
2. Китайцы в космосе — секретные спутники и возвращаемые ступени многоразовых ракет-носителей.
Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.