Найти в Дзене

Мистика и Ермолов. Детективная история о жизни после смерти прославленного генерала. Часть 21. Четвёртая глава

Оглавление

Продолжение книги-детектива Владимира Матвеева и Елены Годлевской «Собери моё тело».

Рисунок Константина Зайца
Рисунок Константина Зайца

МЕТАМОРФОЗЫ БЫТИЯ

Увы, нам эту прихожанку найти не суждено – время унесло героев этой истории в небытие. Не осталось прямых наследников у Каплинского, которые могли сохранить его архив или пересказать что-то из бесед с хранителем орловской старины, в 1974 году ушла в мир иной Мирдза Кемпе. И что удивительно: памятным местам, связанным с героями нашей книги, тоже присуща некая «чертовщина», этакое «ермоловское небрежение» потомков к памяти прошлого.

Затерялась могила Михаила Каплинского, похороненного на Крестительском кладбище. Снесён дом Алексея Петровича Ермолова – на том месте построено здание Орловского УМВД, а дом его отца – Петра Алексеевича – превращён в «коммуналку», оставаясь на самой короткой улице Орла – улице Ермолова, состоящей всего из трёх домов, единственным пока ещё не уничтоженным до конца материальным свидетелем взлётов и заката героя. Но никому нет дела до его сохранения!

Аналогичная ситуация – и с домом Мирдзы Кемпе.

Голубые слёзы

Семья Мирдзы Кемпе жила в Старой Лиепае на ул. Бернату, 41. 15 февраля 1975 года здесь была открыта памятная доска. А сегодня, пишет газета «Курземес Вардс», невзрачный домик стоит одинокий и тихий, доска с его стены пропала. После восстановления независимости Латвии этот дом был возвращён владелице, но она не смогла содержать его в порядке. И соседи подтвердили, что домик в плохом состоянии, старая черепичная крыша протекает, деревянные стены прогнили.

«После того как хозяйка дом продала, у него сменилось несколько владельцев. Но, как заметили жители тихой улицы Бернату, вот уже примерно год никто не появлялся.

Ключевое слово – частная собственность. Если дом является частной собственностью, то решать вопрос об облике его фасада и установлении или снятии памятной доски можно лишь по взаимной договоренности с владельцем дома и можно апеллировать только к человеческим и этическим соображениям. Но взаимности пока не получается…».

А в сквере у перекрестка улиц К. Улиха и Пелду 9 февраля 1989 года был открыт памятник Мирдзе Кемпе. Время от времени там звучат стихи. Но несколько лет назад ансамбль, посвященный её памяти, облюбовали воры металла, которые позарились на бронзовые изделия. И большую часть из них украли. А в прошлом году неизвестные нарисовали масляной краской на памятнике «слезы»…

Удивительно, невероятно, но по времени это совпало с очередным проникновением в склеп Ермолова!

О том, как выглядело в советское время место захоронения Ермолова, нам рассказала фотография памятника 1977 года в Паспорте на памятник «Могила героя Отечественной войны 1812 года генерала Ермолова А.П.», выданного Главкомом охраны памятников министерства культуры, и Акт технического осмотра исторического памятника (могилы) от 10 февраля 1959 года.

На фото – не только барельеф. Отчётливо видна рака (Рака (от лат. arca — ящик, ковчег, гроб), большой ларец в форме саркофага, сундука, иногда архитектурного сооружения, нередко украшенный различными изображениями, драгоценными камнями и др. и предназначенный для хранения мощей святых. – Большая советская энциклопедия), расположенная под ним. А вокруг – оградка.

Этот снимок в корне отличается от того, что сегодня размещается за оградой, примыкающей к барельефу Ермолова. Там уже – не рака, а могильная плита с надписью: «Вдова Генералъ Маiора Любовь Ивановна Пушкарева сконч. 22 Марта 1869 г. Федеръ Федоровичъ Пушкаревъ сконч. 2 Марта 1873 г.». Почему? Откуда взялось? Ведь в Акте зафиксировано: «…В 1954 г. поставлена ограда. В ограде у склепа под мраморной плитой сделан зелёный холмик, дорожки засыпаны песком». При этом, подчеркнём, могила у церковной стены все эти годы находится под охраной государства! Что и когда произошло в этом месте?

По словам прихожанки Свято-Троицкого прихода Светланы Яковлевой, много лет ухаживающей за местом, которое она считает могилой Ермолова, всё просто.

– Табличку Ермолова каждый год оскверняют: то зелёнкой зальют, то ещё чем-то. Кавказцы, наверное… Хожу, жалуюсь, но никто хулиганов не ищет. Табличку-то я очищаю, раствор придумала специальный, но обидно, – рассказывает прихожанка. – Лет десять назад стало ещё хуже. Явились какие-то молодые люди. Я только-только цветы высадила, щеколду на оградке поправила, думаю, где бы краски на ограду взять – облупилась вся. Тут – эти: щас, бабка, мы тебе поможем с благоустройством. Схватили раку с холмика и бросили за оградой. Она, мол, грязная и старая вся. Взамен притащили гранитную плиту – дескать, эта будет покрасивше. А на плите чужие фамилии – героя войны 1812 года и его супруги. Смеются: какая тебе разница – Ермолов генерал, и этот тоже генерал…

Так плита в оградке под барельефом Ермолова и лежит. А ермоловская рака – в двух метрах, на дороге. Судя по фото в паспорте памятника, именно эту бесформенную штуковину государство и брало под охрану двадцать лет назад. Теперь охраняет чужую гранитную плиту.

Всё запуталось ещё больше.

Не внесли ясность и учёные, которые исследовали найденные в усыпальнице предметы. Разве что выразили уверенность, что «могила Ермолова была разграблена целенаправленно».

К слову, своими находками в первый раз они познакомили орловцев 12.12.12 – в день, который многие люди считают особенным из-за совпадения трёх чисел. Кроме предметов, свидетельствующих о вандалах, были и ермоловские: часть бронзового оклада иконы, эполеты от генеральского мундира и фрагменты эполет от другой пары, части мундира с пуговицами, скорее всего, принадлежавшего отцу Ермолова – Петру Алексеевичу.

В июне 2013 года группа археологов и антропологов РАН отчиталась перед орловцами о работе с останками, найденными в усыпальнице Ермоловых. По словам антрополога Марии Медниковой, они собрали полный скелет сына Ермолова – Клавдия и почти полный – отца героя, Петра Алексеевича. Исследование костей, которые, по версии специалистов принадлежали Алексею Петровичу, удивило своей прочностью, отличающей их от прочих – как будто они принадлежат молодому человеку, а не 84-летнему старцу, каковым был при смерти Ермолов. Говорили о высочайшем содержании тестостерона, которым «научно» можно объяснить необыкновенную удаль Ермолова, бесстрашие и жизненную силу. Однако найдена лишь берцовая кость, кости голени, раздробленные части левой руки и таза. Вопрос, где остальное, остался без ответа.

Тем не менее, 17 мая 2013 года останки Ермоловых распределили по трём маленьким гробам, обшитым красной материей, и по-тихому опустили в склеп. Без торжеств и приглашения общественности, заявив, что всё это будет позже, когда отреставрируют придел церкви.

При этом Ермолова в очередной раз «обобрали», поскольку захоронили только кости, а найденные иконку, эполеты, пуговицы оставили в краеведческом музее – «для воспитания патриотических чувств молодёжи».

Поневоле вспоминается история с перезахоронением Николая Гоголя.

Рисунок Константина Зайца
Рисунок Константина Зайца

Как товарищи Гоголя обокрали

В 1931 году обсуждался вопрос о разрушении Даниловского монастыря, а значит, и Некрополя, где покоился прах Гоголя. И было принято решение: перенести прах писателя на Новодевичье кладбище.

31 мая 1931 года (тоже мистическое число!) приготовились к перезахоронению. Во время эксгумации Гоголя присутствовали известные писатели: Всеволод Иванов, Владимир Лидин, Александр Малышкин, Юрий Олеша, поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, критик и переводчик Валентин Стенич, историк Мария Барановская, археолог Алексей Смирнов, художник Александр Тышлер.

Позже В. Лидин напишет в воспоминаниях: «…весь остов скелета был заключён в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже бельё с костяными пуговицами. Я позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплётчик вделал в футляр первого издания «Мёртвых душ»; книга в футляре с этой реликвией находится в моей библиотеке».

Писатель Юрий Алёхин в середине 1980-х провёл собственное расследование обстоятельств перезахоронения Гоголя и сообщил, что Лидин в своих письменных воспоминаниях скрыл многие факты. По сообщению Алехина, "из гроба кроме куска материи стащили ребро, берцовую кость и… один сапог". Однако «любовь» интеллигенции к гробовым артефактам была далеко не всеми понята. Не случайно можно найти и иное окончание сюжета:

«Происшествие не понравилось Сталину, которому докладывали обо всём. Ягода получил указание, и уже через несколько дней всё похищенное было возвращено в могилу».

Орлу и Ермолову на «сильную руку» не повезло. Впрочем, в его жизни после смерти было, может быть, главное, то, о чём мечтает каждый живущий, – любовь.

Даже невозможно представить, что это была за любовь – женщины, перенесшей столько горя и бед в своей жизни – отец умер от туберкулёза, когда ей было 7 лет, во время войны в Испании погиб единственный брат, мать повесилась после того, как фашисты обнаружили и расстреляли партизана, которого она прятала, муж ушел к другой…, Ей, казалось бы, просто невозможно было найти ни сил, ни времени на какие-то нежные чувства да ещё к несуществующему в реальной жизни мужчине! Речь – о Мирдзе Кемпе.

Последняя любовь

Ермолов – последняя любовь Мирдзы Кемпе, или Мирдза Кемпе – последняя любовь Ермолова, избранница человека столь невероятной силы, что он смог выразить свою волю спустя десятилетия после смерти?

Мы знаем, что женщин у «льва», как называли Ермолова в старости, было немало, хотя считать его ветреным невозможно. Такое впечатление, что он всю жизнь искал ту единственную, которая смогла бы стать не только матерью его детей, но опорой, другом. При этом его большое сердце не знало национальных предрассудков, а душа не искала богатого приданого. Но нашёл он это лишь после смерти.

Мы не знаем, был ли наш герой влюбчив. В 1798–1801 годах он отбывал ссылку в Костроме и неоднократно бывал в родовом поместье дворян Ермоловых – в Долматово. Именно тут он пережил свою, может быть, самую пылкую любовь - к княгине Мещерской, сестре владелицы усадьбы. Однако жениться на Мещерской Ермолов не мог, так как она была замужем.

В 32 года, будучи уже генерал-майором, в должности инспектора части конноартиллерийских рот, расквартированных на юге России, он, приехав в Дубно (Волынская губерния), будет в шаге от свадьбы: «Скажу в коротких словах, что я страстно любил W., девицу прелестную, которая имела ко мне равную привязанность. В первый раз в жизнь приходила мне мысль о женитьбе».

Однако не случилось: «…недостаток состояния с обеих сторон был главным препятствием, и я не в тех уже был летах, когда столько удобно верят, что пищу можно заменить нежностями. Впрочем, господствующею страстию была служба, и я не мог не знать, что только ею одною могу достигнуть средств несколько приятного существования. И так надобно было превозмочь любовь! Не без труда, но я успел».

Пожалуй, он был обречён на брак с мусульманкой. В ноябре 1819 года Ермолова пленяет юная черкешенка Сюйда, которая становится его первой женой. Брак заключается тотчас.

Была ли это любовь? Сложно судить. Но намерения серьёзные: Ермолов надеялся привести жену в православие и узаконить брак христианским венчанием, о чём не раз говорил с владыкой Кавказским Феофилактом.

Однако приехав в Тифлис, Сюйда отказалась принимать другую веру, плохо понимала по-русски и тосковала. В конце концов, брак распался.

Другую жену по имени Тотай Ермолов тоже нашёл во время экспедиции. И вновь заключил кебинный договор. По возвращению в Тифлис предложил супруге принять православие и венчаться. Но…

После отставки Ермолова с Кавказа Тотай, как и предыдущая кавказская жена, откажется от принятия православия и поездки в Россию и возвратится с дочерью на родину.

А в 1835 году, на 58 году жизни, скучающему в отставке Ермолову понравится простая женщина – из крепостных его отца.

Была ли то любовь или поиск женского тепла – как знать… Известно лишь, что восхищённая подвигами Ермолова женская половина высшего общества предлагала опальному Алексею Петровичу жениться на женщине их круга, но он отказался, сославшись на лета и невозможность любить в столь зрелом возрасте…

И вот, словно дар небес, Мирдза Кемпе.

Свободная, образованная женщина из другого мира, своевольно «обвенчавшая» себя с Ермоловым, которого уже не было на этом свете, и сделавшая для него столько, сколько не сделала ни одна другая при его жизни. Она словно отлюбила его за всех жён, оказавшись самой бескорыстной и самой преданной. Любовь после смерти – такое могло случиться только с Ермоловым!

Рисунок Константина Зайца
Рисунок Константина Зайца

Продолжение

Мистика и Ермолов. Начало

Предыдущая глава