Никто официально не называет режиссера монтажа доктором, но это тот человек, который приходит и свежим взглядом оценивает собранную киноленту, не способную вызвать у зрителя реакцию. Режиссер монтажа вдыхает жизнь в материал, рассказывает историю, меняя крупности плана и ритмы.
Наш спикер – Дарья Гладышева. За ее плечами — учеба во ВГИК, Культбюро, Berlinale Talents, киношколе МакГаффина и Skillbox. Она профессиональный режиссёр монтажа художественного кино со стажем более десяти лет, готовый раскрыть тайны профессии и высветить то, что скрыто от глаз зрителей кино.
Этапы кинопроизводства
Прежде чем разбираться, кто такой режиссер монтажа, познакомимся с этапами видеопродакшена.
Подготовительный этап (preproduction) — этап который начинается после утверждения сценария. Начинается подготовка к проекту (поиск актеров, локаций, команды – всего, что нужно для съемок первого и последнего кадра). Здесь происходит корректировка диалогов, режиссерская правка, но работа уже запущена – тарелка о камеру уже разбита.
«Круто, когда монтажера зовут уже на подготовительном этапе. Например, мы делали большой проект «Джетлаг». Для тех, кто не знает английский (кстати, для монтажера вредно не знать английский. В монтаже без английского тяжело. Если хотите быть монтажерами – параллельно учите или подтягивайте английский) джетлаг – это состояние акклиматизации после перелета на большие расстояния при смене часовых поясов. В подготовительный этап, когда сценарий уже утвердили и шла подготовка к съемкам, мне позвонил режиссер, Михаил Идов. Мы с ним работали над фильмом «Юморист». Позвал работать с собой, хотя до съемок было ещё полгода. Во-первых, это было приятно. Во-вторых, понимаешь, режиссеры и продюсеры осознают важность работы монтажера и зовут в команду сразу. Потом мы встречались по раскадровке, сценарию, моментам, связанным с актерами, с режиссером, и он рассказывал об определенных точках.
Там была определенная стилистика, уже заложенная в сценарий. По тексту сценария было видно: здесь параллельный монтаж, тут обманка. Это было важно и это нормально – собирать команду до начала съемок. Поэтому, когда мне пишет продакшн, что они сняли сериал и нужно смонтировать первую серию, я спрашиваю у них: «Когда?», а они говорят: «Вчера» — я не работаю. Почему вы не позвонили в препродакшн? Почему я не читала сценарий и так далее. Монтажер соглашается, когда классный сценарий (если дело не в деньгах), и когда классная команда. Если совпало, то вам будет комфортно, и вы будете по-настоящему полезны.»
Съемочный этап (production) — самый короткий, дорогой и стрессовый, но и самый главный для монтажера. Есть такая фраза: «Мы снимаем не кино, мы снимаем материал». Потому что кино делается во время монтажа. Задача съемочного этапа – снять качественный материал, чтобы из него получилось собрать крутое кино. Вариантов монтажа одного и того же фильма неограниченное количество версий, и все они будут разными фильмами.
Есть понятие «монтажер на площадке» в съемочном этапе. Это необязательно тот, кто будет монтировать. С задачей на съемках справляется даже продвинутый студент-монтажер, потому что его задача быстро составлять дубли, которые нравятся режиссеру, и проверять, что они монтажны (функция скрипта — проверка, соберется сцена или нет). Так бывает на фильмах со сложной постановкой и на фильмах дебютантов: приглашаются специальные люди, которые в конце каждого съемочного дня смотрят, нормален ли материал или нет. Но все зависит от фильма и команды.
«В «Джетлаге» меня звали на сложные сцены, где было много кадров, и режиссер с оператором со мной советовались. Если вас приглашают на подобные сцены, будет проще собрать итоговое кино»,
— комментирует Дарья.
Монтажно-тонировочный этап (postproduction) — период после съемок, когда монтируется фильм. Здесь идет работа со звуком, графикой, цветокоррекцией, титрами, рекламой, фильмокопией, которые потом зритель видит в кинотеатре или на Netflix.
Монтажно-тонировочный этап — понятие времен Советского союза. Оно не так популярно, как тот же «пост» или «постпродакшн». Это основной этап, когда команда разбирает материал. Тут происходит «нелинейный монтаж» – когда у вас все уже отснято и вы «плаваете» в дублях, собирая фильм.
«Я монтировала «Джетлаг» параллельно. То есть с первого съемочного дня заходила в студию и пока готовила компьютер вместе с техниками, которые делали синхронизацию, сводили проект, проверяла уже снятые сцены. На больших проектах эту работу выполняют ребята-профессионалы, иначе монтажер утонет. Важно знать, сделан ли медиаменеджмент и бэкап, лооггинг (склейка видео и аудио). Дальше, когда кадры лежат по сценам, по «хлопушке» названы дубли, начинаем монтаж. Монтажники – это те, кто собирает, строит, а мы монтажеры (и не говорите монтажировать, правильно — монтировать). Мне больше нравится слово «эдитор» — редактор в переводе с английского. Это не только режиссер монтажа, который собирает из частей целое, это делается и в телефоне. Для работы редактора нужен опыт. Нельзя поставить кадры друг за другом, надо сделать единую стилистику, привести к решению, убрать лишнее, оставить главное и понимать, как это видно зрителю. Если режиссер не понимает этого, потому что у него задача рассказать задумку, то у монтажера главная задача представлять, как это воспринимает зритель, манипулировать восприятием и делать так, чтобы фильм смотрели от начала и до конца. «Я посмотрел фильм на одном дыхании» — это сказано о монтаже. Даже не про историю, не про игру актеров, а про монтаж и, отчасти, движение камеры оператора».
Далее идет CG, работа со звуком, цветокоррекция, мастеринг, DCP, но это уже не работа монтажера. Монтажер не делает цветокоррекцию. Если хотите, освойте. Конечно, можно базово покрасить. Базово можно и звук свести, этому учат на курсах. Но базовых навыков хватит только для YouTube. Для кино этих навыков мало.
Кто такой кинорежиссер монтажа?
На подготовительном этапе монтажер смотрит раскадровки. Он их не рисует, есть отдельные студии и художники. Необязательно монтировать так, как нарисовано. Кадрирование нужно, чтобы показать, как будет снято: крупный план, панорама, деталь. Режиссер монтажа смотрит, дает советы. Редко режиссер с оператором, с художником-постановщиком и раскадровщиком думают, как склеятся между собой сцены. То есть как кадры склеятся понятно, а как сцена будет смонтирована, не договариваются. Монтажер видит это и просит о добавочных кадрах, просит доснять. «Монтаж основывается на приемах. Но помните, что любой прием, навороченный монтаж, это жирная штука, которая может зрителю зайти, а может сразу все испортить» – добавляет Дарья Гладышева. Лучше заранее обговорить моменты с режиссером. Хороший монтажер по кадрам посмотрит и поймет, склеится или нет. Дарья ничего не монтировала на площадке, а ехала в студию, где выполняла прямую обязанность – быстро собирала черновую сборку, а ребята на площадке уже были спокойны, что отснятый материал проверен.
«Во время работы с Мишей Идовым, я накидывала несколько монтажных ходов. Есть фильм «Джетлаг», и сериал – тоже мой монтаж, но там другие приемы. Если посмотрите фильм, то увидите моменты, которые я присылала из сериала «Молодой папа», с вопросом – «Ты так хочешь?». Дальше мы обговаривали и наполняли финальный вариант фильма».
Также пригодится понимание сценарного мастерства.
«Монтаж – это круто, но мы рассказываем истории»
— девиз Дарьи.
Важно знать, где завязка, развязка, кульминация. Основы операторского монтажа нужны, потому как вы работаете с видеорядом и редактируете — убираете лишнее. Это большая ответственность: финальный фильм будет только один. Монтажер гарантирует: то, что вошло в кино — лучшее. Еще пригодится разбираться в искусстве и музыке, ходить по музеям и даже развивать ритм.
«Режиссер монтажа — супер сложная профессия, но отвечаю – и супер интересная. Надо контролировать процесс от начала и до конца, потому что иногда для хорошей сцены может не хватать лишь одного кадра.
В игровом кино материал снимается только один раз. Однажды во время работы над фильмом «Блокбастер» мы поняли, что кульминационная сцена не работает – не проснят крупный план, где героиня принимает решение за рулем автомобиля. Пришлось повторно разворачивать съемки. Нашли похожую машину, пошли на хромакей, повезло, что одежда, в которой снималась актриса, была ее собственной, ведь после завершения работы над фильмом костюмы продаются».
В съемках есть каноны. Один из них – это формат съемки, крупности планов.
Самый мелкий: детальный. Это глаз главного героя в начале фильма или фрагмент, где враг протягивает ему большую сумму денег, и зритель видит водяные знаки.
Потом идет крупный, то есть когда человек виден нам от макушки до кончиков пальцев на ногах. В дистанте мы друг у друга в среднем плане и их несколько видов, включая америаканский вариант – ковбойский.
Общий или ростовой, дальний — когда человек стоит один в поле.
Это вся классификация. Терминология не единая, зависит от школы (советской, голливудской и т. д.). Сейчас уже нет значительной разницы в подходах к терминологии; все размылось. Попадая в среду «киношников» на площадку, можно по терминам определить, откуда пришел человек:
«Я так слышала от операторов «молочный план», это по молочные железы, и сразу стало ясно — ребята пришли из телика»,
— делится Дарья.
Раньше киношники были как народы во «Властелине колец» – непохожие друг на друга и готовые отстаивать свою правоту, а теперь они лишь называют разными именами одни и те же вещи.
Освоив планы, перейдем к эффекту Кулешова. Эксперимент Льва Кулешова лег в основу понимания, что монтаж — это не сопоставление кадров, а смыслообразующий процесс. Склейкой одного и того же крупного плана актера Ивана Можжухина с разными кадрами он показал зрителям, как от перестановки кадров меняется смысл. Вот Можжухин смотрит на тарелку с супом – зрителю кажется, что он хочет есть. Он же смотрит на девочку в гробу – на лице скорбь и тоска. Теперь актер смотрит на женщину на софе – тут сами понимаете. Но дело в том, что крупный план Можжухина один и тот же. Это была революция в понимании монтажа. В монтаже и рождается смысл кино или видеоряда, который вы монтируете. Невозможно понять, куда смотрит Можжухин, если вы не покажете кадр с объектом.
Через некоторое время Альфред Хичкок сформулировал более подробно и понятно эффект Кулешова. Хичкок добавил в крупный план реакцию, что дало больше смыслов и сделало показанную эмоцию понятней.
«Одна из скрижалей основ монтажа – это понимание стыка кадров и того, что в монтаже рождается смысл. Поэтому смонтировать фильм можно по-разному. Монтажер способен испортить фильм или сделать его лучше. Фильм – это набор смыслов, помимо формы и атмосферы. В основе, пока вы учитесь, лежит ваше понимание истории, которое формируется за счет столкновения кадров»,
— напутствует Дарья Гладышева.
Полезные ссылки:
- Серия интервью, данная Хичкоком Трюффо – https://www.youtube.com/watch?v=025jcLp6k-k
- Будущий фильм «Джетлаг» – https://www.kinopoisk.ru/film/1402934/
- Страница Дарьи на КиноПоиске – https://www.kinopoisk.ru/name/2896155/