Найти тему

«Хирург кинопроцесса»: режиссер монтажа | Видеопродакшн и эффект Кулешова

Оглавление

Никто официально не называет режиссера монтажа доктором, но это тот человек, который приходит и свежим взглядом оценивает собранную киноленту, не способную вызвать у зрителя реакцию. Режиссер монтажа вдыхает жизнь в материал, рассказывает историю, меняя крупности плана и ритмы.

-2

Наш спикер – Дарья Гладышева. За ее плечами — учеба во ВГИК, Культбюро, Berlinale Talents, киношколе МакГаффина и Skillbox. Она профессиональный режиссёр монтажа художественного кино со стажем более десяти лет, готовый раскрыть тайны профессии и высветить то, что скрыто от глаз зрителей кино.

-3

Этапы кинопроизводства

-4

Прежде чем разбираться, кто такой режиссер монтажа, познакомимся с этапами видеопродакшена.

Подготовительный этап (preproduction) — этап который начинается после утверждения сценария. Начинается подготовка к проекту (поиск актеров, локаций, команды – всего, что нужно для съемок первого и последнего кадра). Здесь происходит корректировка диалогов, режиссерская правка, но работа уже запущена – тарелка о камеру уже разбита.

«Круто, когда монтажера зовут уже на подготовительном этапе. Например, мы делали большой проект «Джетлаг». Для тех, кто не знает английский (кстати, для монтажера вредно не знать английский. В монтаже без английского тяжело. Если хотите быть монтажерами – параллельно учите или подтягивайте английский) джетлаг – это состояние акклиматизации после перелета на большие расстояния при смене часовых поясов. В подготовительный этап, когда сценарий уже утвердили и шла подготовка к съемкам, мне позвонил режиссер, Михаил Идов. Мы с ним работали над фильмом «Юморист». Позвал работать с собой, хотя до съемок было ещё полгода. Во-первых, это было приятно. Во-вторых, понимаешь, режиссеры и продюсеры осознают важность работы монтажера и зовут в команду сразу. Потом мы встречались по раскадровке, сценарию, моментам, связанным с актерами, с режиссером, и он рассказывал об определенных точках.
Там была определенная стилистика, уже заложенная в сценарий. По тексту сценария было видно: здесь параллельный монтаж, тут обманка. Это было важно и это нормально – собирать команду до начала съемок. Поэтому, когда мне пишет продакшн, что они сняли сериал и нужно смонтировать первую серию, я спрашиваю у них: «Когда?», а они говорят: «Вчера» — я не работаю. Почему вы не позвонили в препродакшн? Почему я не читала сценарий и так далее. Монтажер соглашается, когда классный сценарий (если дело не в деньгах), и когда классная команда. Если совпало, то вам будет комфортно, и вы будете по-настоящему полезны.»

Съемочный этап (production) — самый короткий, дорогой и стрессовый, но и самый главный для монтажера. Есть такая фраза: «Мы снимаем не кино, мы снимаем материал». Потому что кино делается во время монтажа. Задача съемочного этапа – снять качественный материал, чтобы из него получилось собрать крутое кино. Вариантов монтажа одного и того же фильма неограниченное количество версий, и все они будут разными фильмами.

Есть понятие «монтажер на площадке» в съемочном этапе. Это необязательно тот, кто будет монтировать. С задачей на съемках справляется даже продвинутый студент-монтажер, потому что его задача быстро составлять дубли, которые нравятся режиссеру, и проверять, что они монтажны (функция скрипта — проверка, соберется сцена или нет). Так бывает на фильмах со сложной постановкой и на фильмах дебютантов: приглашаются специальные люди, которые в конце каждого съемочного дня смотрят, нормален ли материал или нет. Но все зависит от фильма и команды.

«В «Джетлаге» меня звали на сложные сцены, где было много кадров, и режиссер с оператором со мной советовались. Если вас приглашают на подобные сцены, будет проще собрать итоговое кино»,

— комментирует Дарья.

Монтажно-тонировочный этап (postproduction) — период после съемок, когда монтируется фильм. Здесь идет работа со звуком, графикой, цветокоррекцией, титрами, рекламой, фильмокопией, которые потом зритель видит в кинотеатре или на Netflix.

Монтажно-тонировочный этап — понятие времен Советского союза. Оно не так популярно, как тот же «пост» или «постпродакшн». Это основной этап, когда команда разбирает материал. Тут происходит «нелинейный монтаж» – когда у вас все уже отснято и вы «плаваете» в дублях, собирая фильм.

«Я монтировала «Джетлаг» параллельно. То есть с первого съемочного дня заходила в студию и пока готовила компьютер вместе с техниками, которые делали синхронизацию, сводили проект, проверяла уже снятые сцены. На больших проектах эту работу выполняют ребята-профессионалы, иначе монтажер утонет. Важно знать, сделан ли медиаменеджмент и бэкап, лооггинг (склейка видео и аудио). Дальше, когда кадры лежат по сценам, по «хлопушке» названы дубли, начинаем монтаж. Монтажники – это те, кто собирает, строит, а мы монтажеры (и не говорите монтажировать, правильно — монтировать). Мне больше нравится слово «эдитор» — редактор в переводе с английского. Это не только режиссер монтажа, который собирает из частей целое, это делается и в телефоне. Для работы редактора нужен опыт. Нельзя поставить кадры друг за другом, надо сделать единую стилистику, привести к решению, убрать лишнее, оставить главное и понимать, как это видно зрителю. Если режиссер не понимает этого, потому что у него задача рассказать задумку, то у монтажера главная задача представлять, как это воспринимает зритель, манипулировать восприятием и делать так, чтобы фильм смотрели от начала и до конца. «Я посмотрел фильм на одном дыхании» — это сказано о монтаже. Даже не про историю, не про игру актеров, а про монтаж и, отчасти, движение камеры оператора».

-5

Далее идет CG, работа со звуком, цветокоррекция, мастеринг, DCP, но это уже не работа монтажера. Монтажер не делает цветокоррекцию. Если хотите, освойте. Конечно, можно базово покрасить. Базово можно и звук свести, этому учат на курсах. Но базовых навыков хватит только для YouTube. Для кино этих навыков мало.

-6

Кто такой кинорежиссер монтажа?

На подготовительном этапе монтажер смотрит раскадровки. Он их не рисует, есть отдельные студии и художники. Необязательно монтировать так, как нарисовано. Кадрирование нужно, чтобы показать, как будет снято: крупный план, панорама, деталь. Режиссер монтажа смотрит, дает советы. Редко режиссер с оператором, с художником-постановщиком и раскадровщиком думают, как склеятся между собой сцены. То есть как кадры склеятся понятно, а как сцена будет смонтирована, не договариваются. Монтажер видит это и просит о добавочных кадрах, просит доснять. «Монтаж основывается на приемах. Но помните, что любой прием, навороченный монтаж, это жирная штука, которая может зрителю зайти, а может сразу все испортить» – добавляет Дарья Гладышева. Лучше заранее обговорить моменты с режиссером. Хороший монтажер по кадрам посмотрит и поймет, склеится или нет. Дарья ничего не монтировала на площадке, а ехала в студию, где выполняла прямую обязанность – быстро собирала черновую сборку, а ребята на площадке уже были спокойны, что отснятый материал проверен.

-7
«Во время работы с Мишей Идовым, я накидывала несколько монтажных ходов. Есть фильм «Джетлаг», и сериал – тоже мой монтаж, но там другие приемы. Если посмотрите фильм, то увидите моменты, которые я присылала из сериала «Молодой папа», с вопросом – «Ты так хочешь?». Дальше мы обговаривали и наполняли финальный вариант фильма».

Также пригодится понимание сценарного мастерства.

«Монтаж – это круто, но мы рассказываем истории»

— девиз Дарьи.

Важно знать, где завязка, развязка, кульминация. Основы операторского монтажа нужны, потому как вы работаете с видеорядом и редактируете — убираете лишнее. Это большая ответственность: финальный фильм будет только один. Монтажер гарантирует: то, что вошло в кино — лучшее. Еще пригодится разбираться в искусстве и музыке, ходить по музеям и даже развивать ритм.

«Режиссер монтажа — супер сложная профессия, но отвечаю – и супер интересная. Надо контролировать процесс от начала и до конца, потому что иногда для хорошей сцены может не хватать лишь одного кадра.
В игровом кино материал снимается только один раз. Однажды во время работы над фильмом «Блокбастер» мы поняли, что кульминационная сцена не работает – не проснят крупный план, где героиня принимает решение за рулем автомобиля. Пришлось повторно разворачивать съемки. Нашли похожую машину, пошли на хромакей, повезло, что одежда, в которой снималась актриса, была ее собственной, ведь после завершения работы над фильмом костюмы продаются».

В съемках есть каноны. Один из них – это формат съемки, крупности планов.

Самый мелкий: детальный. Это глаз главного героя в начале фильма или фрагмент, где враг протягивает ему большую сумму денег, и зритель видит водяные знаки.

Потом идет крупный, то есть когда человек виден нам от макушки до кончиков пальцев на ногах. В дистанте мы друг у друга в среднем плане и их несколько видов, включая америаканский вариант – ковбойский.

Общий или ростовой, дальний — когда человек стоит один в поле.

Это вся классификация. Терминология не единая, зависит от школы (советской, голливудской и т. д.). Сейчас уже нет значительной разницы в подходах к терминологии; все размылось. Попадая в среду «киношников» на площадку, можно по терминам определить, откуда пришел человек:

«Я так слышала от операторов «молочный план», это по молочные железы, и сразу стало ясно — ребята пришли из телика»,

— делится Дарья.

Раньше киношники были как народы во «Властелине колец» – непохожие друг на друга и готовые отстаивать свою правоту, а теперь они лишь называют разными именами одни и те же вещи.

Освоив планы, перейдем к эффекту Кулешова. Эксперимент Льва Кулешова лег в основу понимания, что монтаж — это не сопоставление кадров, а смыслообразующий процесс. Склейкой одного и того же крупного плана актера Ивана Можжухина с разными кадрами он показал зрителям, как от перестановки кадров меняется смысл. Вот Можжухин смотрит на тарелку с супом – зрителю кажется, что он хочет есть. Он же смотрит на девочку в гробу – на лице скорбь и тоска. Теперь актер смотрит на женщину на софе – тут сами понимаете. Но дело в том, что крупный план Можжухина один и тот же. Это была революция в понимании монтажа. В монтаже и рождается смысл кино или видеоряда, который вы монтируете. Невозможно понять, куда смотрит Можжухин, если вы не покажете кадр с объектом.

Через некоторое время Альфред Хичкок сформулировал более подробно и понятно эффект Кулешова. Хичкок добавил в крупный план реакцию, что дало больше смыслов и сделало показанную эмоцию понятней.

«Одна из скрижалей основ монтажа – это понимание стыка кадров и того, что в монтаже рождается смысл. Поэтому смонтировать фильм можно по-разному. Монтажер способен испортить фильм или сделать его лучше. Фильм – это набор смыслов, помимо формы и атмосферы. В основе, пока вы учитесь, лежит ваше понимание истории, которое формируется за счет столкновения кадров»,

— напутствует Дарья Гладышева.

Полезные ссылки:

Материал специально для подписчиков канала подготовлен Софией Разниковой. Вливайтесь в наши ряды, чтобы не пропустить новую полезную информацию и другие статьи, связанные с кино, съёмкой и анализом!