Именно от их работы зависит своевременность выхода каждого осужденного на свободу - нельзя ошибиться ни на день, ни уж тем более на месяц! Документы, переписка с судами и следователями, перевод на иной режим отбывания наказания - сотрудники спецучета занимаются всем этим... и не только.
В преддверии профессионального праздника «Народная газета» поговорила с начальником отделения спецучета УФСИН России по Ульяновской области, майором в/с Викторией Бутусовой.
Стал гражданином в колонии
- Чем конкретно занимаются подразделения спецучета?
- Основная задача - не допустить несвоевременного освобождения осужденных, ни днем позже, ни днем раньше, а также обеспечивать точное и безусловное исполнение решений суда. У сотрудников спецучета много обязанностей по паспортизации, оформлению документов осужденных; ведется работа с иностранными гражданами и лицами без гражданства; решаются вопросы о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации.
- Как осужденного можно признать «нежелательным», если он уже тут, в колонии?
- Мы готовим документы, по которым пребывание человека в России будет нежелательным уже после его освобождения, делать это нужно заранее.
- Насколько часто у осужденных встречаются проблемы с документами?
- Очень часто! В наш регион поступают осужденные из других территориальных органов - сбор документов, розыск, к примеру, паспортов, ложится на наш спецучет. Основная проблема с документами - у лиц без гражданства. Необходим большой объем работы, чтобы осужденного признали гражданином РФ.
- То есть осужденный негражданин может стать гражданином в колонии?
- Да, например, на первое февраля 1991 года он проживал на территории России, но не получил гражданства, мы это выяснили и оформили его.
- За какой помощью осужденные обращаются к вам чаще всего?
- Через нас идут все обращения осужденных - и в прокуратуру, и в суд, и к следователям. Спецучет составляет сопроводительные письма, знакомит осужденного сначала с отправкой письма, потом с ответом.
- Куда чаще всего пишут?
- В суды. Сейчас большое количество обращений в отношении тех осужденных, которые хотят перевестись ближе к месту жительства своих родственников. На сегодняшний день у нас отправлено около 300 материалов для перевода ближе к дому. А кого-то переведут к нам. Нужно разобраться с документами, высчитать, когда осужденный будет освобождаться. В июле проводится общая сверка данных по всей России. Каждый сотрудник спецучета в ней участвует: вызываются, опрашиваются все без исключения осужденные, сверяется окончание срока. И так каждый год.
- Огромный объем работы - сколько человек ей занимаются?
- В крупных колониях на 1200 - 1300 человек у нас пять человек, из них 1-2 аттестованных сотрудника. Остальные - гражданский персонал. Объем огромный, но справляемся!
Цифровой суд
- Насколько усложнилась работа в период карантина?
- Работа усложнилась - заседания проходят по видеоконференцсвязи, и нужно отслеживать ход документов, пересчет сроков. Но с этой задачей мы справляемся. Писем больше не стало: основная текучка как шла, так и идет. Если осужденный обратился, все в рабочем режиме: рассмотрели, ознакомили, исполнили решение суда.
- Как осуществляется перевод осужденных на УФИЦ, то есть на новый формат отбытия наказания («Народная» уже рассказывала об участках, функционирующих в режиме исправительного центра. - Прим. авт.)?
- Это обычная процедура перевода на более мягкий вид наказания. Сотрудники направляют материал в суд, принимается решение, вступает в законную силу, сотрудники спецучета подыскивают место на УФИЦ. Места у нас есть - их число увеличивается каждый год, начиналось с 30, сейчас около 70. Прорабатывается вопрос создания большого исправительного центра, не участка.