Найти в Дзене

Предвоенная авианаучная мысль в СССР

Оглавление

Военная авиация перед войной была молодым родом войск. Её создание стало важнейшим делом всего СССР.

В отличие от бронетанковых войск, в СССР уже был наработанный опыт по созданию образцов военных самолётов.

Самолёт Можайского - первый прототип воздушного судна тяжелее воздуха

До революции российским инженером Дмитрием Григоровичем была построена серия гидросамолётов, успешно применявшаяся во время Первой мировой войны:

Дми́трий Па́влович Григоро́вич (6 февраля 1883, Киев — 26 июля 1938, Москва) — российский и советский авиаконструктор, специалист по гидросамолётам и истребителям.
Дми́трий Па́влович Григоро́вич (6 февраля 1883, Киев — 26 июля 1938, Москва) — российский и советский авиаконструктор, специалист по гидросамолётам и истребителям.
  • летающая лодка М-5
  • тяжелый гидросамолёт М-9 (бомбардировщик)
  • гидросамолёт-истребитель М-11

В те же годы Первой мировой войны успешно действовала эскадра бомбардировщиков "Илья Муромец", разработанного авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского.

Первый в мире дальний бомбардировщик - "Илья Муромец"

Илья́ Му́ромец (С-22 «Илья Муромец») — общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914—1919 годов. На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Является первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком
Илья́ Му́ромец (С-22 «Илья Муромец») — общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914—1919 годов. На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Является первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком

"Отец русский авиации" Николай Жуковский создал научную базу для развития авиастроения.

  • При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации» (1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919), а затем в «Институт инженеров Красного воздушного флота» (1920) и, наконец, в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) - Википедия
Картина Т. Е. Иванова «Начало» с изображением Н. Е. Жуковского со своими учениками (слева направо) — Б. С. Стечкин, А. А. Архангельский, А. Н. Туполев, Н. Е. Жуковский, Б. Н. Юрьев, Н. Р. Лобанов, Б. И. Россинский на Ходынском поле в 1911 году при испытании самолёта ИТУ
Картина Т. Е. Иванова «Начало» с изображением Н. Е. Жуковского со своими учениками (слева направо) — Б. С. Стечкин, А. А. Архангельский, А. Н. Туполев, Н. Е. Жуковский, Б. Н. Юрьев, Н. Р. Лобанов, Б. И. Россинский на Ходынском поле в 1911 году при испытании самолёта ИТУ

Огромное влияние на создание авиации нового типа оказал русский авиаконструктор ещё царской России Николай Поликарпов.

Никола́й Никола́евич Полика́рпов (1892—1944) — русский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51 (впоследствии — ОКБ Сухого). Дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. Поликарпов является одним из основоположников советской школы русского самолётостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолёты У-2 (По-2) и Р-5 были одними из лучших в своём классе, а И-15 бис, И-153 «Чайка» и И-16 стали основой истребительной авиации СССР 1934—1941 годов, за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей» - Википедия
Никола́й Никола́евич Полика́рпов (1892—1944) — русский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51 (впоследствии — ОКБ Сухого). Дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. Поликарпов является одним из основоположников советской школы русского самолётостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолёты У-2 (По-2) и Р-5 были одними из лучших в своём классе, а И-15 бис, И-153 «Чайка» и И-16 стали основой истребительной авиации СССР 1934—1941 годов, за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей» - Википедия

Он работал в авиационном отделе Русско-Балтийского завода под непосредственным руководством Сикорского.

И́горь Ива́нович Сико́рский (25 мая (6 июня) 1889 год[4], Киев, Российская империя — 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год) - Википедия
И́горь Ива́нович Сико́рский (25 мая (6 июня) 1889 год[4], Киев, Российская империя — 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год) - Википедия

Несмотря на тяжелое положение первых лет советской власти не эмигрировал за границу и перешёл на работу во Всероссийскую коллегию по управлению Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом.

В 1923 году он создал первый советский массовый самолёт Р-1.

Р-1 — первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика и разведчика de Havilland D.H.9A образца 1916 года.
Р-1 — первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика и разведчика de Havilland D.H.9A образца 1916 года.

В 1927 году Поликарпов создаёт учебный самолёт У-2, который стал одним из самых выпускаемых самолётов в мире.

По-2 в Музее Чкалова
По-2 в Музее Чкалова
  • В сентябре 1928 года был разработан многоцелевой самолёт (разведчик) Р-5, который оказался одним из лучших в своём классе. Самолёт пошёл в серию с начала 1930 года и вскоре стал «рабочей лошадкой» авиации РККА. В том же году Р-5 занял 1-е место на Международном конкурсе разведывательных машин в Иране, опередив самолёты Великобритании, Голландии и Франции, а в 1934 году хорошо показал себя как спасательный при крушении ледокола «Челюскин» - Википедия
Самолёт-разведчик и лёгкий бомбардировщик Поликарпоа Р-5 (СССР) в полёте.
Самолёт-разведчик и лёгкий бомбардировщик Поликарпоа Р-5 (СССР) в полёте.

Уже будучи заключённым, работавшим в ЦКБ-39 (подведомственный ОГПУ-НКВД) разработал истребители И-15 и И-16, которые считались лучшими для своего времени.

Таким образом, этими конструкторами была создана основа для дальнейшего развития авиастроительной мысли в СССР, что и стало залогом паритета в небе в годы ВОВ.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!

Статьи из цикла "Великая Победа":

1. План "Барбаросса" - как Третий Рейх рассчитывал победить СССР

2. Как Гитлер пришёл к власти

3. Индустриализация в СССР как основа Великой Победы

4. Советская бронетехника перед Великой Отечественной войной

5. Двигатель В-2 как залог успешного советского танкостроения в годы Великой Отечественной войны

6. Три довоенных советских конструктора военной техники из народа