Существует множество способов сделать кино- и видеосъёмку живой, кинематографичной, «говорящей».
Часть этих приёмов — заслуга операторской работы. Качественная операторская работа начинается с определённой «базы», которую затем можно расширить с помощью дополнительных приёмов и «фишек».
Операторская работа действует и как самостоятельная часть визуального повествования, и в связке с другими фундаментальными инструментами кино: цветокоррекцией, саунд-дизайном, сильным сценарием.
Базовые приёмы
Любая съёмка не обходится без того, что мы называем «приёмами», но многие из них в силу развития и доступности технологий сейчас воспринимаются как нечто обыденное.
Такие приёмы являются базовыми — без них вы получите просто статичное изображение общим планом. Поэтому, первое, что нужно сделать, взяв камеру в руки, — научиться этой базе.
Статичный кадр
Статика — это съёмка неподвижной видеокамерой со штатива или с рук.
Действие в кадре происходит на небольшой площадке и полностью попадает в объектив без изменения положения камеры.
Именно за счёт того, что сама съёмка не даёт динамики и глубины происходящему, со статикой нужно учиться работать и выстраивать кадр таким образом, чтобы он не был плоским и скучным.
Наезд и отъезд
Наезд выделяет объект съёмки из окружающей обстановки с помощью плавного перехода от общего плана к среднему и крупному, обратный переход — отъезд.
Наезд (и отъезд) на персонажа — привычный приём, который значительно повышает кинематографичность фильма.
Панорамирование
Приём, предполагающий вращение камеры вправо или влево в горизонтальной плоскости.
Это довольно простой вид съёмки, который поможет больше раскрыть пространство за пределами кадра и визуально сообщит больше деталей зрителю.
Тренируя эти приёмы важно помнить о том, как вы выстраиваете локацию. Потому что, очевидно, для статичного кадра продумать композицию проще, а значит, при динамичной съёмке нужно не забивать на то, что находится за пределами кадра. Важно тщательнее продумывать локацию, чтобы в ней не было ничего лишнего и не терялось всё важное для сюжета.
Дополнительные приёмы
С базой операторских приёмов мы разобрались. Теперь поговорим о том, что делает операторскую работу ещё интереснее и вкуснее.
Панфокус
Приём, при котором фокусировка происходит не только на главном объекте в кадре, но и на проработанный задний фон.
С помощью этого приёма можно добавить кадрам сочности и выразительности, поиграть со зрителем, размещая в фокусе на заднем плане важные для сюжета объекты.
Обычно фокус на определённом объекте даёт зрителю прямое руководство к тому, на чём остановить своё внимание. Панфокус намеренно запутывает, с его помощью можно добавить в кадр намного больше деталей, на которые зритель бросит свой взгляд.
Вращение камеры вокруг героя в кадре
Такой приём позволит показать сцену более масштабной и крупной.
Однако здесь также важно проработать задний фон, а не просто использовать приём ради приёма.
Важно уметь не только показывать свои операторские скиллы, но и сообщать зрителю информацию, передавать атмосферу. В сочетании с панфокусом такой приём выглядит ещё более ярко. Главное, не перепутать его с нарушением правила 180 градусов.
Транстрав, он же — долли зум
Очень яркий приём, а потому обращаться с ним нужно ещё более осторожно.
Эффект, который придумал Хичкок, заключается в том, что объект в кадре сохраняет своё положение, в то время как фокусное расстояние вокруг объекта меняется, и наоборот.
Такой эффект можно получить как с помощью камеры, так и на монтаже. Приём поможет показать сильное эмоциональное потрясение героев или резкую смену обстановки. Он введёт зрителя в дискомфорт вместе с героем на экране.
Длинные планы
Продолжительный кадр без склеек не даёт зрителю расслабиться, фактически включает его в повествование и акцентирует внимание на всех деталях окружения.
Для того, чтобы длинный план удался необходима чётко отлаженная и отрепетированная работа всей съёмочной команды. Каждое действие актёров и перемещение камеры должно прописываться в тайм-лайн и сопровождаться кучей сложных технических решений.
Длинные планы — излюбленный приём трёхкратного обладателя оскара за операторскую работу Эмануэля Любецки. Чтобы понять, как нужно снимать живую следящую картинку, достаточно посмотреть его фильм «Бёрдмэн». Это идеальный референс длинного плана — в фильме самая долгая непрерывная сцена составляет 15 минут.
Голландский угол
Завалили горизонт и получилось прикольно? Смело говорите всем, что вы использовали популярный операторский приём.
Не имеет значения, сделано это в статичном или подвижном кадре. С помощью наклона камеры можно передать огромный спектр эмоций и состояний как отдельного героя, так и атмосферы сцены вцелом. Чем круче наклон от нуля градусов до 90, тем экспрессивней картинка получается.
Непривычное видение мира: опьянение, болезненность, психическое расстройство, а проще говоря, ненормальность, отлично изображается голландским углом. Таким образом, мы показываем, что персонажам в таком повёрнутом мире находиться привычно и они естественно этого не замечают, в то время как наш мозг не понимает, что это за наклон такой, непривычно, верните горизонт!
В заключение
Со всеми этими приёмами нужно учиться работать. Некоторые из них требуют потрясающей сноровки и мастерства.
Одно можно сказать точно — для успешного воплощения в жизнь большей части операторских приёмов нужен грамотный препродакшн: удачный выбор и подготовка локаций, продуманный сюжет и «картинка», подготовка слаженной работы съёмочной команды.
Не забывайте в своих проектах уделять внимание качественному препродакшну.