Найти в Дзене
Хохлов Сабатовский

Раскрыты секретные приёмы каждого оператора! Смотрим с примерами

Существует множество способов сделать кино- и видеосъёмку живой, кинематографичной, «говорящей». Часть этих приёмов — заслуга операторской работы. Качественная операторская работа начинается с определённой «базы», которую затем можно расширить с помощью дополнительных приёмов и «фишек». Операторская работа действует и как самостоятельная часть визуального повествования, и в связке с другими фундаментальными инструментами кино: цветокоррекцией, саунд-дизайном, сильным сценарием. Базовые приёмы Любая съёмка не обходится без того, что мы называем «приёмами», но многие из них в силу развития и доступности технологий сейчас воспринимаются как нечто обыденное. Такие приёмы являются базовыми — без них вы получите просто статичное изображение общим планом. Поэтому, первое, что нужно сделать, взяв камеру в руки, — научиться этой базе. Статичный кадр Статика — это съёмка неподвижной видеокамерой со штатива или с рук. Действие в кадре происходит на небольшой площадке и полностью попадает в об
Оглавление

Существует множество способов сделать кино- и видеосъёмку живой, кинематографичной, «говорящей».

Часть этих приёмов — заслуга операторской работы. Качественная операторская работа начинается с определённой «базы», которую затем можно расширить с помощью дополнительных приёмов и «фишек».

Операторская работа действует и как самостоятельная часть визуального повествования, и в связке с другими фундаментальными инструментами кино: цветокоррекцией, саунд-дизайном, сильным сценарием.

Базовые приёмы

Любая съёмка не обходится без того, что мы называем «приёмами», но многие из них в силу развития и доступности технологий сейчас воспринимаются как нечто обыденное.

Такие приёмы являются базовыми — без них вы получите просто статичное изображение общим планом. Поэтому, первое, что нужно сделать, взяв камеру в руки, — научиться этой базе.

Статичный кадр

Статика — это съёмка неподвижной видеокамерой со штатива или с рук.

Действие в кадре происходит на небольшой площадке и полностью попадает в объектив без изменения положения камеры.

-2

Именно за счёт того, что сама съёмка не даёт динамики и глубины происходящему, со статикой нужно учиться работать и выстраивать кадр таким образом, чтобы он не был плоским и скучным.

Наезд и отъезд

Наезд выделяет объект съёмки из окружающей обстановки с помощью плавного перехода от общего плана к среднему и крупному, обратный переход — отъезд.

Наезд (и отъезд) на персонажа — привычный приём, который значительно повышает кинематографичность фильма.

-3

Панорамирование

Приём, предполагающий вращение камеры вправо или влево в горизонтальной плоскости.

Это довольно простой вид съёмки, который поможет больше раскрыть пространство за пределами кадра и визуально сообщит больше деталей зрителю.

Тренируя эти приёмы важно помнить о том, как вы выстраиваете локацию. Потому что, очевидно, для статичного кадра продумать композицию проще, а значит, при динамичной съёмке нужно не забивать на то, что находится за пределами кадра. Важно тщательнее продумывать локацию, чтобы в ней не было ничего лишнего и не терялось всё важное для сюжета.

-4

Дополнительные приёмы

С базой операторских приёмов мы разобрались. Теперь поговорим о том, что делает операторскую работу ещё интереснее и вкуснее.

Панфокус

Приём, при котором фокусировка происходит не только на главном объекте в кадре, но и на проработанный задний фон.

С помощью этого приёма можно добавить кадрам сочности и выразительности, поиграть со зрителем, размещая в фокусе на заднем плане важные для сюжета объекты.

-5

Обычно фокус на определённом объекте даёт зрителю прямое руководство к тому, на чём остановить своё внимание. Панфокус намеренно запутывает, с его помощью можно добавить в кадр намного больше деталей, на которые зритель бросит свой взгляд.

Вращение камеры вокруг героя в кадре

Такой приём позволит показать сцену более масштабной и крупной.

Однако здесь также важно проработать задний фон, а не просто использовать приём ради приёма.

-6

Важно уметь не только показывать свои операторские скиллы, но и сообщать зрителю информацию, передавать атмосферу. В сочетании с панфокусом такой приём выглядит ещё более ярко. Главное, не перепутать его с нарушением правила 180 градусов.

Транстрав, он же — долли зум

Очень яркий приём, а потому обращаться с ним нужно ещё более осторожно.

Эффект, который придумал Хичкок, заключается в том, что объект в кадре сохраняет своё положение, в то время как фокусное расстояние вокруг объекта меняется, и наоборот.

-7

Такой эффект можно получить как с помощью камеры, так и на монтаже. Приём поможет показать сильное эмоциональное потрясение героев или резкую смену обстановки. Он введёт зрителя в дискомфорт вместе с героем на экране.

Длинные планы

Продолжительный кадр без склеек не даёт зрителю расслабиться, фактически включает его в повествование и акцентирует внимание на всех деталях окружения.

Для того, чтобы длинный план удался необходима чётко отлаженная и отрепетированная работа всей съёмочной команды. Каждое действие актёров и перемещение камеры должно прописываться в тайм-лайн и сопровождаться кучей сложных технических решений.

-8

Длинные планы — излюбленный приём трёхкратного обладателя оскара за операторскую работу Эмануэля Любецки. Чтобы понять, как нужно снимать живую следящую картинку, достаточно посмотреть его фильм «Бёрдмэн». Это идеальный референс длинного плана — в фильме самая долгая непрерывная сцена составляет 15 минут.

Голландский угол

Завалили горизонт и получилось прикольно? Смело говорите всем, что вы использовали популярный операторский приём.

Не имеет значения, сделано это в статичном или подвижном кадре. С помощью наклона камеры можно передать огромный спектр эмоций и состояний как отдельного героя, так и атмосферы сцены вцелом. Чем круче наклон от нуля градусов до 90, тем экспрессивней картинка получается.

-9

Непривычное видение мира: опьянение, болезненность, психическое расстройство, а проще говоря, ненормальность, отлично изображается голландским углом. Таким образом, мы показываем, что персонажам в таком повёрнутом мире находиться привычно и они естественно этого не замечают, в то время как наш мозг не понимает, что это за наклон такой, непривычно, верните горизонт!

В заключение

Со всеми этими приёмами нужно учиться работать. Некоторые из них требуют потрясающей сноровки и мастерства.

Одно можно сказать точно — для успешного воплощения в жизнь большей части операторских приёмов нужен грамотный препродакшн: удачный выбор и подготовка локаций, продуманный сюжет и «картинка», подготовка слаженной работы съёмочной команды.

Не забывайте в своих проектах уделять внимание качественному препродакшну.