В 1947 году норвежский исследователь Тур Хейердал (1914-2002) oтправился в необычайно опасное путешествие. Построив плот под названием «Кон-Тики» - копию древнеперуанского плота XIII века, - он со своей командой отчалил на нем из Южной Америки в Полинезию. Даже некоторые специалисты были уверены, что смельчаки идут на верную смерть.
Путь Хейердала
Хейердал выбрал маршрут, по которому, как он полагал, древние жители Южной Америки в свое время достигли Таити.
Перед выходом в море Хейердал проверил мачту "Кон-Тики». Буксир вывел плот из бухты Каллао в Перу, после чего плот был предоставлен сам себе.
Мрачные прогнозы
Эксперты заявляли, что «Кон-Тики»слишком мал и непрочен для плавания в открытом море и что команду смоет за борт. Кроме того, тревогу ученых вызывала и морская вода, которая, как они считали, неизбежно будет просачиваться, из-за чего все запасы провизии испортятся.
Еще одну опасность представляли веревки, скрепляющие бревна. Через несколько недель, предупреждали эксперты, они сгниют и плот развалится. Тем не менее Хейердал был уверен, что «Контики» выдержит испытание. Он и его команда из пяти человек вышли в море 27 апреля 1947 года - так началось их удивительное путешествие.
«Кон-Тики» был построен из бальсовых бревен, связанных конопляными веревками. Ни гвоздей, ни других металлических предметов при его сооружении использовано не было. Парус был сделан из холста, каютa - из бамбука и банановых листьев, а рулевое весло из мангрового дерева.
Одни в море
Сильные ветры помогали “Кон-Тики» продвигаться вперед, но никто точно не знал, как управлять плотом. Mope было таким бурным, что двоим приходилось удерживать плот на курсе с помощью тяжелого весла, пока остальные члены команды отсыпались. На третий день Хейердал обнаружил, что бальсовые бревна постепенно пропитываются водой. Но это оказалось даже к лучшему: веревки, скрепляющие бревна, больше не терлись о дерево, что предохраняло их от разрывов, которые предрекали эксперты.
Летучие рыбы
Примерно через неделю море немного успокоилось и жизнь на плоту наладилась. В пище недостатка не было - в море ходили косяки макрели, водились меч-рыбы, кальмары и огромные синие акулы.
По ночам над плотом прыгали летучие рыбы, многие из них падали на борт и на следующий день подавались к обеду. Один из членов команды даже как-то, проснувшись, обнаружил у себя на подушке сардину! Спустя примерно два месяца у путешественников закончилась пресная вода. Тогда они решили выжимать сок из свежих рыб, заворачивая их в ткань и выкручивая.
Во время путешествия Тур Хейердал поймал большую синюю акулу, которую путешественники тут же приготовили и съели.
Технические неполадки
Хейердал и его команда взяли с собой современную аппаратуру, включая радиопередатчик, но он в первый же день намок и перестал работать. Кроме того, у них никак не получалось найти радиоантенну подходящей длины. Они попробовали прикрепить антенну к воздушному змею, но ветер унес его в море. Тогда путешественники попытались прицепить ее к воздушному шарy, но палящее солнце прожгло в нем дыры. Как-то ночью радио вдруг ожило-мореплаватели поймали сигнал от человека из Лос-Анджелеса, пытавшего ся связаться с кем-то из Швеции!
команда отчаянно боролась с проливным дождем и сильным ветром, удерживая «Кон-тики» на курсе не давая ему налететь на скрытые рифы
«Огромная волна встала как раз под плотом и под няла высоко в воздух «Кон-Тики». Наступил рещающий момент: мы неслись на гребне волны с бешеной скоростью, наше еще живое суденышко скрипело, стонало и дрожало под ногами. Kpoвь у нас буквально кипела от возбуждения».
Из книги Тура Хейердала «Путешествие на «Кон-Тики»»
Смертоносный риф
30 июля путешественники впервые с момента отплытия увидели землю - это был полинезийский остров Ангатау. Его со всех сторон окружали острые коралловые рифы, что делало высадку практически невозможной, однако команда была уверена, что с помощью местных жителей им удастся добраться до берега. Однако сильный ветер отогнал плот обратно в море. Мореходы дрейфовали три дня и наконец подошли к другому острову, также окруженному опасными рифами. Шел проливной дождь, дул сильный ветер, и Тур Хейердал понял, что столкновения с рифом не избежать. Его команда приготовилась к тому, что сейчас плот швырнет на риф и «Кон-Тики» разлетится на куски.
Плот был восстановлен и теперь находится в Музее Кон-Тики» в Норвегии.
Прощание с «Кон-Тики»
Но команда держалась, даже когда волны подняли плот и разбили его о кораллы. Каюта разлетелась, мачта рухнула. Все члены команды остались живы, но плот потеряли. Измученные, в ссадинах и синяках, они пробирались через острые кораллы и собирали уцелевшее имущество. Им удалось спасти радио, плиту и другие предметы, разбросанные по рифу. Затем путешественники добрались вброд до необитаемого острова.
На следующее утро они настроили радио и попытались связаться с кем-нибудь, чтобы сообщить, где они находятся. Наконец канадский радиолюбитель ответил, и после нескольких недель, проведенных на острове, Хейердал и его команда были спасены.
Понравилась статья? Тогда подписывайся на канал и ставь лайк, впереди будет еще много интересных материалов!
А пока можно ознакомиться с другими статьями:
Король побегов. Реальная история "Мотылька"
Мятеж на «Баунти». Запутанная история выживания в открытом море.