Кино можно отнести к жанру отечественной киноклюквы новой волны. Отличие от старой волны, куда можно причислить всяческих «Сволочей» со «Штрафбатами», в том, что новые фильмы выглядят так, словно их снимали люди вообще в России не бывавшие. Вот честное слово, что «Спутник», что «Кольская сверхглубокая» на вкус как западная клюква, выращенная на «Красном рассвете», боевиках о Бонде и Рэмбо. Да, туда пригласили российских актеров, но это не сильно помогло.
Впрочем, если посмотреть на команду создателей, то кое-что становится ясным. Режиссер Арсений Сюхин родился в 1982 году, то есть детство и юность его пришлись на 90-е, когда образ кровавого совка насаждался буквально со школьной скамьи, а по телеку крутили пресловутые антисоветские голливудские киношки. В авторах сценария «Кольской сверхглубокой» числятся сам Сюхин, а также Сергей Торчилин (1984 г.р.) и Милена Радулович (1995 г.р.). По поводу Радулович, знакомой по «Балканскому рубежу», нельзя не отметить, что она сербская актриса, так что ей простительны заблуждения насчет России. Более того, стоит отдать ей должное за то, что выучила русский язык и согласилась проводить в кресле гримера по полтора часа в течение нескольких дней, чтобы появиться в кадре с обожжённым лицом.
Единственный «возрастной» сценарист - Виктор Бондарюк (1967 г.р.), которому, кстати, идея сценария и принадлежит. Наверное, очень любил в 90-е читать всяческую ерунду в желтой прессе.
По поводу антисоветчины, прививаемой со школьной скамьи, я не придумываю, ибо сам рос в то время. И очень многие мои сверстники так и остались на позициях «совок = зло». Ради справедливости все же отмечу, что «кровавого совка» здесь не так много, как в «Спутнике», где тема гэбни и лагерей очень жирно выделяется. В «Кольской сверхглубокой» все больше на уровне атмосферы. Мол, все советское было мрачное, и человеческая жизнь там ни во что не ставилась.
Но постойте, не все так однозначно (с). Ведь Арсений Сюхин в 2014 году снял на фотоаппарат вполне себе годную короткометражку «Сталинград» с правильным посылом (режиссер вообще специализировался на коротком метре, а «Кольская» стала его полнометражным дебютом). И вдруг взялся за киноклюкву. Или дело в «грамотном продюсировании»? Загадка и пища для размышлений в комментариях!
В общем, перейдем к сюжету, который основан на мифе о «колодце в ад» - очень популярной страшилке начала 90-х, согласно которой ученые опустили в скважину микрофон и записали крики тех, кто томится в аду. В детстве я это слышал где-то между историями о гробике на колесиках, Чикатило и всем прочем. Да, детвора тогда мешала все в кучу: и истории, основанные на реальности, и абсолютно вымышленный бред. Впрочем, и взрослые пересказывали друг другу всякую ерунду, которая печаталась на страницах желтой прессы. Сама байка, что интересно, зародилась на западе, а уже потом дошла до нас.
Итак, на Кольской сверхглубокой скважине ученым удалось досверлиться до чего-то зловещего, скрывающегося в недрах Земли-матушки. Конечно, показанная в фильме «скважина» никакого отношения к реальной не имеет. Диаметр настоящей скважины в верхней части 92 см, а в нижней всего 21,5 см. В кино же мы видим целый комплекс с огромным лифтом и подземными уровнями на манер «Обители зла».
В пресс-релизе, который подготовили перед запуском фильма в прокат, традиционно утверждается, что создатели ленты тщательно изучили документы, встречались с учеными и историками. Ну как обычно, все «по документами», но «кино художественное, а не документальное». Честно слово, надоели эти «бла-бла». Вот напишите уже честно, что снимали по мотивам желтушного трэша. Ведь в кино нет ни-че-го научнго. Это так же нелепо, как если бы сценаристы какого-нибудь «Восстания зомби-нацистов 3» с серьезными лицами утверждали, что внимательно изучали документы, общались с ветеранами и историками. Ничего против хорошего трэшака не имею, но не надо только зрителя обманывать своими заверениями о ПравдЪе в основе сюжета.
Создатели ленты посещали Кольскую сверхглубокую – самую глубокую в мире скважину, но съемки там не проводили. На данный момент скважина закрыта (с 1994 года), но умы граждан все еще тревожит. Причем, не только творческой интеллигенции, но и власть имущих. Последние обещали превратить научный объект в туристический. Впрочем, обещания – это наша национальная забава, верить им стоит очень осторожно, мягко говоря.
Натурные съемки проходили на берегу Баренцева моря и на руднике Северном в Заполярном (Мурманская область). В Сереном снимали сцену прибытия героев к скважине, а также съемки проводились под землей на глубине 200 метров. Работа на руднике при этом не прекращалась, и съемочная группа периодически слышала взрывы, разведавшиеся на глубине, что, по словам продюсера Александра Калушкина, невольно вызывало страх. Также съемочная группа привезла с собой из Москвы «лифт», на котором по сюжету герои спускались на глубину.
Съемки на берегу Барнецева моря неподалеку от села Териберка были под вопросом из-за сложных погодных условий накануне, но погода смилостивилась и позволила отснять все необходимое, в том числе сложные кадры с вертолетом. Актер Николай Ковбас вспоминает, что пилоты с радостью выполнили просьбу режиссера потрясти вертолет, но актерам было не до смеха.
Основные съемки проводились в павильоне в декорациях, которые сначала были реализованы в миниатюре и опробованы оператором, а только потом исполнены в полном размере.
За антураж советской эпохи отвечал оператор Гайк Киракосян. Киракосян рассматривал возможность снимать кино на пленку с использованием советской оптики, но от этой идеи отказались из-за дороговизны. Впрочем, советская оптика все же использовалась, хотя кино и снято на «цифру». Основными цветами, на которых выстроено цветосветовое решение картины, стали серый, желтый и красный. Причем по мере развития сюжета уменьшалась яркость, контрастность и насыщенность цветов. Также визуальными средствами уменьшалась высота потолков в помещении, чтобы создавалось иллюзия нахождения на глубине, замкнутости пространства и давления.
Было решено, что так как кино про восьмидесятые, то аниматроника, грим и декорации должны преобладать над компьютерной графикой. За дело взялись специалисты «Galaxy Effects», работавшие над «Притяжением» и «Т-34». Вся работа начиналась с детальных эскизов, по которым впоследствии делались макеты.
По своей структуре кино ориентируется на «Чужого», «Нечто», игру «Dead Space» и уже упомянутый «Обитель зла». Будут и военные, и ученые, и герои, и предатели, и местная Элен Рипли (Радулович). Будут и качественные монстры, и даже местами хороший саспенс. Но, увы, даже если закрыть глаза на клюквенность и рассматривать кино исключительно как хоррор, то ничего выдающегося снять не получилось.
Проблема даже не во вторичности. Хотя кино действительно очень и очень вторично. Есть же хорошие крепкие фильмы, которым вторичность не вредит. Беда в банальном отсутствии зрелищной и эмоционально сильной развязки. Весь фильм зритель ждет схватки с монстром, как это было в уже упомянутых «Чужих» и «Нечто», а вместо этого... Впрочем, не буду спойлерить концовку, но она слишком банальна. Да и тема «военные против монстров» бездарно слита. И именно по этим причинам фильм не тянет ни на пресловутый «наш ответ», ни даже на простой хороший хоррор. Средненько, очень средненько...
Производственный бюджет составил 125 млн руб., из которых 50 млн выделило государство (25 млн на безвозмездной основе). В отечественном прокате фильм прошел слабо, заработав 41,3 млн руб.
Спасибо, что дочитали до конца!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!