27 ноября 1955 года родился советский и российский вокалист Александр Нефёдов. На сегодняшний день многие слушатели уже с трудом вспомнят его имя, хотя в свое время Нефедов был достаточно знаменитым исполнителем и участником таких легендарных ВИА, как "Самоцветы" и "Поют гитары".
Мягкий и очень необычный вокал Нефёдова, граничащий с разговорной речью, казался для того времени чем-то новым, а его вдохновенное исполнение такого хита как "Бумажный кораблик", до сих пор вызывает только теплые и добрые чувства у слушателей. Но триумф Александра был недолгим и изменившаяся музыкальная атмосфера конца 1980-х сделала вчерашних кумиров абсолютно невостребованными. Но давайте обо всем по порядку.
Александр Сергеевич Нефёдов родился и вырос в Москве, СССР. В детстве, как и многие мальчишки, увлекался спортом, любил борьбу и бокс. Его родители были работниками шелкового комбината, и однажды в 1967 году они взяли Александра на демонстрацию, посвящённую 50-летию Октябрьской социалистической революции, где во время шествия выступал его троюродный брат Саша Нефёдов, который прекрасно пел и играл на гитаре. Вскоре вокруг брата собралось много людей, которые с радостью слушали исполняемые им песни. Этот момент так вдохновил Александра, что он попросил брата научить его играть на гитаре и петь.
С того момента музыка стала для Александра Нефёдова главным увлечением в жизни. В школьные годы он посещал музыкальный клуб и занимался в секции “баян-аккордеон”, а затем перешел в класс балалайки. Как позже признавался Александр Сергеевич, на его творчество очень повлияла ливерпульская четверка, пластинки с записями The Beatles ему подарил отец. Вот как он вспоминал о “битлах”:
Все, что было до Битлз даже нельзя сравнивать. Люди без музыкального образования произвели революцию в музыке. А как пели? Поют двое, но за счёт каких-то обертонов кажется, что поют трое.
После школы Александр поступил в Московский авиационный приборостроительный техникум и на третьем курсе вошёл в состав студенческого ВИА. Ансамбль часто выступал на вечеринках и давал небольшие концерты. Но у Александра была не очень хорошая для сцены черта характера - он был сильно стеснительным и всегда волновался перед выходом.
После окончания техникума, Нефёдов был призван в армию и попал в музыкальный взвод советских войск, а затем по распределению был направлен на службу в ГДР, в город Карл-Маркс-Штадт. В части солдаты-срочники создали музыкальный коллектив "Братья по классу, братья по оружию", который включал в себя струнные и духовые секции. За это время Александр освоил хоровое пение, игру на духовых инструментах и барабанах. Все эти навыки ему пригодились в будущем.
После ухода в запас, в ноябре 1977 года Александр устроился работать по специальности механиком авиационных приборов. Всё складывалось как нельзя лучше - престижная работа, хорошая зарплата, но музыка Александра не покидала. Ещё перед демобилизацией, одна знакомая дала Александру номер телефона администратора ансамбля "Поют гитары". И по настоянию коллеги из студенческого ВИА он позвонил. Вот, что рассказывал Александр в интервью Георгию Симоняну на его сайте "Вокально-Инструментальная Эра":
Этот ансамбль существовал очень давно, работал в Костромской филармонии под названием "Юность, мечта и песня" еще в 1960-е. В нем тогда играл на контрабасе сам Валерий Ободзинский. Потом ансамбль сменил название на "Поют гитары". Меня прослушали и приняли в ансамбль.
С этого момента началась осуществляться мечта Александра. Он бросил работу и стал заниматься музыкой уже профессионально. ВИА "Поют гитары" имел большой успех у публики и вскоре музыканты перешли под крыло Московской областной филармонии. Коллектив сотрудничал с Владимиром Мигулей, который даже специально для Нефёдова написал лирическую балладу "Встреча". Вот как вспоминал Александр это время:
Хочу сказать, что обстановка в коллективе была очень хорошей, по-человечески доброй. Все помогали друг другу. Например, мне всегда ребята говорили, что выбери в зале симпатичную девушку и пой только для нее (чтобы не волноваться).
Параллельно, работая в ансамбле "Поют гитары", Александр поступил в музыкальное училище. Но из-за насыщенного графика ВИА, Нефёдову стало сложно совмещать работу с учебой и он стал задумываться о сольном творчестве. Когда Александр учился на третьем курсе, это был 1980-й год, ему позвонил Юрий Маликов и пригласил на прослушивание в ВИА "Самоцветы".
И Александр согласился, тем более, что его гастрольный график не был таким насыщенным. После того, как Нефёдов стал новым участником "Самоцветов", ему доверили исполнять такие песни как: "Школьный бал", "Чернобровую дивчину", "Удивительные кони" и конечно же песню Преснякова "Кораблик бумажный", на которую позже был снят клип.
1986 год стал финальным для советских вокально-инструментальных ансамблей. “Самоцветам” приходилось выступать в полупустых концертных залах, гастролей становилось всё меньше, а затем и вовсе не стало. Проект “Самоцветы” был закрыт и Юрий Маликов стал заниматься карьерой своего сына Димы. Но Александр Нефёдов не растерялся в этой сложной ситуации и, чтобы остаться в профессии, он начал сольную деятельность.
В начале 1990-х Нефёдов участвовал международном конкурсе “Шлягер-92”, затем работал в модном на тот момент казино “Старая мельница”. Вскоре он начал записывать новые песни, которые спустя годы вошли в его сольный альбом под названием “Остановившись на миг” (2007). Несмотря на очевидные успехи, работы у Александра Нефёдова было мало - на дворе стояли “лихие 1990-е”.
В 1995 году произошло возрождение ансамбля “Самоцветы”, при участии Нефёдова и ещё нескольких музыкантов из разных составов ВИА. На сегодняшний день в ВИА “Самоцветы” официально числятся и работают: Елена Преснякова, Александр Нефёдов, Олег Слепцов и Георгий Власенко.
Бессменным руководителем коллектива является Народный артист РФ Юрий Маликов. В репертуаре ансамбля около 150 песен, среди которых такие знаменитые шлягеры, как “Всё, что в жизни есть у меня”, “Мой адрес - Советской Союз”, “Не повторяется такое никогда”, “Не надо печалиться” и многие другие.