Поверьте на слово: не люблю сплетничать. Поэтому не будем много о дикции, но поговорим о фикции. О фикции, которую мы наблюдаем почти каждый день по одному из ведущих телеканалов. (Кстати, кроме того, что я не сплетница, я еще и не оппозиционер какой-нибудь.) Начнем, пожалуй.
Фикция (от латинского fictio) объясняется как выдумка, вымысел, нечто мнимое, ложное. Программа, ведущими которой являются Ольга Скабеева и Евгений Попов, позиционируется как аналитическое обозрение, разговор на актуальные темы с именитыми экспертами – из нашей страны и зарубежными. И передача эта не простая, а привилегированная, если идет аж дважды в день в выгодное время на одном из главных каналов страны.
Сразу скажу: в подавляющем большинстве случаев я согласна с сутью того, о чем говорят эти ведущие. Я также понимаю, что это не только (а может быть, и не столько) их мнение, сколько определенная установка, придерживаться которой они обязаны. Хорошо, работа есть работа. Но давайте называть вещи своими именами. Если мы считаем, что журналистика – штука объективная, то деятельность наших героев – не журналистика. Если мы гордо провозглашаем, что у нас на телевидении все равны в выражении своих мнений по самым болезненным темам нашей жизни, то на деле это не так. Если мы решили, что телевидение – не площадка для хамства, то давайте этому следовать. Однако…
То, что делают Скабеева и Попов, журналистикой можно назвать только в части знакомства с фактами. И далеко не секрет, что и тот накал, свидетелями которого мы являемся, - результат отрежиссированного действа с оплатой актов. К тому же вся «аранжировка» показываемых событий, вся виньетка – это совершенно точно направленная обработка наших голов. Сознательно избегаю слова «пропаганда», потому что мне не нравится это слово, оно отдает чем-то ненашенским, западным, с противным привкусом «антисоветчины». А я – чаще всего единомышленница и Скабеевой, и Попова, и тех экспертов, которые за все хорошее против всего плохого. Но зачем же, дорогие мои ведущие-единомышленники-артисты, вести себя часто так нагло, по-хамски, надменно и агрессивно, переть, как танки на зайца, пользуясь своим правом первой скрипки?
Впрочем, «зачем же?..» - здесь риторическое восклицание. Понятно, зачем. Это такой стиль, навязанный тем, у кого нет ни вкуса, ни воспитания, ни уважения прежде всего к своему народу, - не давать выговориться, перебивать, гримасничать, фамильярничать, искажать смысл сказанного приглашенными экспертами - чаще всего с (из) Украины Все это не делает чести Ольге и Евгению, не добавляет уважения ни к ним, ни к программе в целом.
Кстати, это упрямое акцентированное скабеевское НА Украину, С Украины – это что? Самоутверждение? Но разве гражданин великой страны, как к месту и не к месту говорят эти ведущие о России (и с чем я согласна!), станет так мелко самоутверждаться? Да, Скабеева здесь следует нормам современного русского языка, но почему – с нахрапом? Впрочем, снова забираю свое риторическое «почему», так как ответ на поверхности. Так же бесцеремонно прерывают эти граждане моей великой страны тех, кто говорит не в струю, особенно если в тех словах есть хоть капля здравого смысла.
А вот я не хочу, чтобы меня, как гражданку России, представляли хамоватые журналисты! Не хочу. Хочу выражения точки зрения, на которой стою я и еще многие миллионы сограждан, логичного, четкого, но без грубости и надуманного уважения к чужому мнению, когда этого уважения в помине нет! Сразу, навскидку, - Леонид Гозман, Борис Надеждин, украинец Гордей Белов. Люди, от которых я ни разу не слышала хамства в эфире и тем достойные уважения. И пусть не согласна с ними – в их словах есть то, к чему можно было бы прислушаться. Впрочем, работа есть работа…
Видимо, режиссеры «60 минут» и им подобных передач решили, что именно в такой манере обычным российским людям будет доступнее и милее нужная информация. И это уже их мнение о нас – как о тех, кому якобы близко хамство?
В подобной манере ведут передачи, из которых мы должны в сотый раз узнать, что мы белые и пушистые, а все остальные «сдохнут», и г-н Соловьев, и г-н Шейнин. Примечательно, что с сутью излагаемого ими согласно большинство, я уверена, но с подачей – намного меньше, хотя есть те, кому тоже кажется, что унизить, оскорбить, вымазать грязью оппонента – и есть самое лучшее средство доказать собственную правоту. Простите, но эта логика недалеких, хотя она оправдывает себя наглядностью и потому действенна – для тех, кто мало думает и много смотрит шоу.
Можно, конечно, решить, что описанное поведение ведущих идет от их мощной эмоциональности и праведного гнева. Но ведь это их постоянный стиль! Значит, есть установка – установка на вопли, перекошенные лица и брань. Не хочется, господа, ах как не хочется, чтобы вы именно так меня и мою страну представляли.
Напоследок о дикции. То, что Скабеева копирует жесты, мимику и даже интонацию гуру журналистики и властелина канала "Россия 1" Дмитрия Киселева, - очевидно. В ученице виден учитель. Но вот «фефекты фикции» женщины – свои собственные. Все эти «прЭзиденты», «экспЭрты», «ВладЫмир Путин» выдают либо врожденную или приобретенную особенность артикуляционного аппарата, либо специально выработанную или невольно появившуюся манеру произношения, которой Скабеева как бы ставит себя выше тех, с кем общается, по-деревенски кичится, желая выглядеть более убедительной и «антилехентной».
Фанаты Ольги С., простите. Наболело.
Благодарю за прочтение, размышления и подписку на канал.
Хотелось как лучше...