Найти в Дзене

Есть ли опиаты в грудном молоке и почему консультация стоит так дорого. Отвечаю на неудобные вопросы после интервью Гордеевой

Оглавление

Кто такой Фёдор Катасонов? Я довольно давно пишу в фейсбуке и телеграме, и там меня читает несколько десятков тысяч человек, которым не надо представляться. Однако аудитория Дзена со мной не знакома, и потому надо как-то представиться, чтобы вы лучше представляли себе, кого вы читаете. Очень удобным способом для этого может стать интервью, которе недавно вышло на канале «Скажи Гордеевой».

Это интервью вызвало много откликов. Те, что пишут мне лично, в основном позитивные. Однако в интервью случились и спорные моменты, которые вызвали резкий негатив. Отрицательные отзывы встречаются мне в комментариях и сториз, и, на мой взгляд, требуют реакции с моей стороны, потому что где-то я не прав, где-то меня недопоняли, а где-то это проявления неоправданной агрессии по отношению к невиновному человеку. Все эти ситуации требуют как минимум попробовать объясниться.

Итак, первый вопрос, который задел многих —

Про грудное вскармливание

Здесь есть несколько тем.

Первая, очень возбудившая многих, это мои слова о наркотиках в грудном молоке. Это была полушутка, но она не вышла, и здесь я должен признать, что меня занесло :) Да, молоко обладает слабым опиатным эффектом за счет казоморфинов — продуктов трансформации казеина, которые действуют на опиоидные рецепторы малыша.

Однако казоморфины, разумеется, не вызывают зависимости, да и вообще содержание их в грудном молоке очень мало, даже в коровьем их куда больше (если точнее, то в самом молоке их нет, они образуются из него в процессе переваривания). Они имеют наркотический эффект, но не в бытовом его понимании (прихода не вызывают, к игле не приведут). Однако молоко действительно обладает успокаивающим эффектом, и его даже иногда рекомендуют применять для обезболивания при вакцинации. Короче говоря, извиняюсь за залихватскую формулировку: строго говоря, наркотики в молоке действительно есть, но, конечно, наркомания грудным детям не грозит.

Кстати говоря, еще более сильные вещества, влияющие на опиоидные рецепторы, выделяются самим нашим организмом — это эндорфины. Вы можете словить от них приход после сильной продолжительной растяжки, когда вдруг пропадает боль и начинается легкая эйфория.

-2

Мои слова про «вредную привычку», которой я называю кормление годовалых детей по ночам, уже не имеют отношения к наркотикам в молоке. Я действительно вижу много проблем, связанных с ночными кормлениями, а также вижу положительное влияние отказа от этих кормлений, которые физиологически ребенку уже не нужны.

ГВ является предпочтительным и идеальным питанием для детей до 6 месяцев, затем питательных свойств молока начинает не хватать, поэтому мы вводим прикорм. Кстати, поэтому же мы не даем цельное неадаптированное коровье молоко до года — оно не добавляется, а заменяет материнское или адаптированную смесь, а питательная ценность его низка.

После 6 месяцев питательная ценность молока продолжает неуклонно снижаться, как и потребность в нем. Да, есть исследования, которые показывают, что она в принципе есть. Но это не должно быть поводом для сохранения кормления, и ценность эта в соотношении с другими продуктами невысока и может служить аргументом для сохранения ГВ, если есть желание его прекратить. Это не та ценность, которая значимо влияет на развитие ребенка. И наоборот, иногда бывает, что только отказ от груди приводит к интересу к твердой пище, а вследствие того и физическому развитию.

Ночные кормления нарушают сон, часто плохо влияют на психику родителей, могут приводить к перееданию (и всем проблемам вследствие того). Американские педиатры пишут, что ночные кормления не нужны детям старше 3–4 месяцев, которые удвоили вес, но это важно правильно интерпретировать. Разумеется, это не значит, что 4-месячный ребенок будет голодать 12 часов, ночной интервал увеличивается постепенно. После полугода средний ребенок спокойно может спать без еды 8 часов — это вопрос привычки. И в целом питаться ночью не полезно никому (кроме самых маленьких), ночью желудочно-кишечный тракт должен отдыхать.

В интервью я также сказал, что если ребенка мучает живот, а он не голодный, то не надо заливать его молоком. Мне кажется, это понятно — давление растет, перистальтика только усиливается, то есть газы и спазмы беспокоят больше. Это вызвало критику, потому что грудное молоко способствует перевариванию. Это так, но переваривание происходит выше тех отделов кишечника, которые сигнализируют о себе коликами, и потому здесь это полезное свойство неуместно. Вы можете временно получить успокоение, но почти сразу снова станет громко.

Кроме того, важный момент — это стигматизация матерей, которые кормить не хотят или не могут. Мне уже писали благодарности после этого интервью именно женщины, которым было мучительно кормить или у них была необходимость выйти на работу. Такие женщины испытывают большое давление, спровоцированное лактоэкстремистками, и навешанную на них вину за то, что они не могут кормить. Мне важно донести до них, что они не вредят своим детям, и дать индульгенцию на отказ от ГВ.

Второй вопрос, который очень триггерит зрителей —

Про деньги

Не удивительно.

Тех, кого удивляют проговоренные в интервью цены на консультации, не забывайте, что речь о Москве. Здесь такси на три километра может стоить 700 рублей — 10% от моей консультации. Если у вас в городе такси стоит 200 рублей — представьте консультацию за 2000, а если 100 — то за 1000. Москва — дорогой город, и рассматривать здесь цены в абсолюте и переносить их на зарплаты в некрупных городах не стоит.

Что же до моих собственных стимулов, то тут я не буду обсуждать, думаю, все понятно. Идея, что врач должен служить 24/7, мне не близка. Все надо рассматривать комплексно, и отсекающие цены на выезды на дом к одному пациенту позволяют мне освободить время, чтобы сделать для многих родителей бесплатную Школу беззаботного родительства, например.

И последняя денежная тема — платная медицина. Придется снова повторить: бесплатной медицины не бывает. Каждый гражданин платит кучу денег на медицину, и почти никогда не получает отдачу. Деньги эти распределяются самым диким образом, и в результате мы имеем крайне низкокачественную медицинскую помощь.

Представьте ситуацию, когда вы сами выбираете, в какую больничную кассу или страховую компанию отнести свои взносы, и требуете с нее в ответ. Она перераспределяет деньги по потребностям, но в условиях конкуренции, и потому отдача за эти деньги для каждого человека будет гораздо выше. Поэтому тут нет речи о том, чтобы взять нынешнюю ситуацию и сделать услуги платными.

Речь о полной перекройке системы, в которой те же средства могут использоваться в разы эффективнее. Собственно, можно посмотреть на уровень смертности и уровень медицины в нашей стране, где она «бесплатна», и там, где она официально платная. Россия вымирает, а страны с платной медициной растут.

Последний вопрос — самый больной для меня —

Про Юрия Дмитриева

Читал чудовищные обвинения карельского историка Юрия Дмитриева в педофилии и других грехах, а меня вслед за ним — как его защитника (хотя если говорить про суд, то я не защитник, а приглашенный специалист).

Эти обвинения тем удивительнее, что никто из обвинителей никогда не видел ни Юрия, ни его дочь, но совершенно точно знают, что он с ней делал.

Юрий Дмитриев в суде. Фото Сергея Маркелова
Юрий Дмитриев в суде. Фото Сергея Маркелова

Этим людям я хочу сказать вот что. Юрий Дмитриев был дважды оправдан судом. Тем самым, где оправдательный приговор по вероятности мало отличается от чуда. В стране, где сидят десятки тысяч неправосудно осужденных. И тем не менее, он был оправдан — потому что состава преступления не обнаружилось. Но он сидит уже пятый год и его снова судят — потому что это не правосудие, а приказ сверху. Который предыдущие два судьи героически отказались выполнять.

Я был в Петрозаводском суде в прошлый четверг, 22 июля, опять давал показания. И давал бы снова и снова, но надежда на новое оправдание с каждым разом все ниже, и я ужасно боюсь, что это последний суд. Но и приказ выполнять не так просто, потому что состава преступления-то по факту нет, поэтому если у вас есть достоверные сведения, что Дмитриев виноват — прошу обратиться к прокурору, она будет очень рада.

Но доказательств, конечно, никаких нет. Есть доморощенный интернет-суд, где каждый может не задумываясь обвинить невиновного и пожелать ему тюрьмы или смерти. Те, кто кричат «Дмитриев — педофил», дудят в дудку пропаганды, которая делает умелые и своевременные вбросы, чтобы влиять на такое вот некритическое и агрессивное общественное мнение.

Свободу кормящим и некормящим, свободу медицине и свободу Юрию Дмитриеву!

אמן