Найти тему
Советская авиация

Рассказ советского пилота о работе и перегонке Ан-2 в Монино

Оглавление

Данный текст написан пилотом Александром Ивановым, который 36 лет пролетал на Ан-2, базировавшихся в псковском аэропорте. В 1984 году он перегонял самолёт Ан-2 СССР-70992 в музей ВВС в Монино.

Ан-2 в Монино в 1991 году. Фото: Paul Seymour
Ан-2 в Монино в 1991 году. Фото: Paul Seymour

Моя карьера началась после окончания Бугурусланского ЛУГА в 1980 году, поэтому первые 11 лет я ещё успел поработать в малой авиации, где был порядок. Это ‒ лучшая в мире работа на лучшем самолёте, который незаслуженно обижали, а он всё работал и работает.

Александр Иванов. Фото предоставлено им же.
Александр Иванов. Фото предоставлено им же.

Ну, а потом начался развал, выживание, работа в частной компании (что хочу, то и ворочу) и т.д. Пять лет уже не летаю. Авиакомпания «Лукиавиатранс», в которой я проработал последних 20 лет фактически развалилась по вине её жадных до денег хозяев. В результате, они только мне не заплатили полмиллиона, а другим ‒ и поболее того!

Ан-2 «Лукиавтотранса» в 2008 году. Фото Сергея Рябцева
Ан-2 «Лукиавтотранса» в 2008 году. Фото Сергея Рябцева

Теперь о нашем самолёте. С 1980 по 1984 год я, понятное дело, не один десяток раз летал на 70992. В отряде у нас было два самолёта Ан-2П с мягкими креслами (второй ‒ СССР-35524 в начале 1990-х годов продали в Венгрию), кресел было не 10, а 12. Помнится, на 70992 средний ряд кресел был снят.

Бывший СССР-35524 в Венгрии в 2008 году. Фото: Tamás Lépesfalvi
Бывший СССР-35524 в Венгрии в 2008 году. Фото: Tamás Lépesfalvi

Ещё один Ан-2, СССР-81509, купили у Псков-Авиа в середине 1990-х годов македонцы из Скопье, даже фамилии помню: Спасовски Чеслав и Горчевски Деметр. Я перегнал самолёт в Ровно, а дальше они полетели сами.

Бывший СССР-81509 в аэроклубе Подгорица (Черногория)
Бывший СССР-81509 в аэроклубе Подгорица (Черногория)

Далее: я думаю, самолёт 70992 был списан не по причине налёта 15 000 ч, а просто он понадобился музею, тогда решить этот вопрос не составляло труда. После ремонта в Виннице (мы тогда постоянно гоняли туда ВС) решено было отправить самолёт в его последний полёт.

Винницкий АРЗ во времена СССР. Фото с сайта flaps.su
Винницкий АРЗ во времена СССР. Фото с сайта flaps.su

И вот, 29 марта 1984 года мы вылетели в сторону столицы. Маршрут пролегал через Великие Луки и Калинин, ныне Тверь (раньше летали по «разводке»). Состав экипажа:

  • командир 3 АЭ 320 ЛО Егоров Валерий Иванович;
  • 2-й пилот Иванов Александр Васильевич;
  • штурман 3 АЭ Купцов Алексей Алексеевич;
  • инженер АТБ Петров Владимир Михайлович.
Валерий Иванович Егоров в 2009 году. Фото предоставлено А.В. Ивановым
Валерий Иванович Егоров в 2009 году. Фото предоставлено А.В. Ивановым

В марте обычно погода не очень, а в МВЗ войти надо было в хорошую погоду, поэтому сели на аэродроме МВЛ Змеёво. И только 2 апреля погода позволила вылететь на аэродром Чкаловский, время полёта составило 4 ч 25 мин. Получив необходимые разрешения, на другой день, пробыв в воздухе 10 минут, мы приземлились на одну из рулёжных дорожек музея Монино. Так закончилась лётная карьера нашего самолётика, а его сверстники ещё долго бороздили пятый океан.

А.А. Купцов и А.В. Иванов в Киеве в 1983 году. Фото предоставлено А.В. Ивановым
А.А. Купцов и А.В. Иванов в Киеве в 1983 году. Фото предоставлено А.В. Ивановым

Встретили нас отставные генералы, начальство музея, провели подробнейшую экскурсию по музею, записали наши данные.
После посадки мы зарулили в какой-то укромный уголок, помню, что там недалеко стоял Ту-144. Наш инженер надпилил лонжероны нижних крыльев, сказали, что таков порядок. Вот такая история перелёта.

Ан-2 в Монино в 1987 году. Фото Николая Ганшина
Ан-2 в Монино в 1987 году. Фото Николая Ганшина

А лет пять-семь назад я решил посмотреть по гугл-картам, на месте ли наш самолёт? Не нашёл, стал копаться в интернете, с большим трудом мне удалось выяснить, что он находится в ангаре. А почему? Оказывается, в те неблагополучные годы наш самолёт стоял рядом с Ил-14, на котором случился пожар, пострадал и Ан-2. Получается, что помещён в ангар он был не ради лучшей сохранности, а по причине пожара.

Ан-2 в Монино в 2012 году. Фото Сергея Рябцева
Ан-2 в Монино в 2012 году. Фото Сергея Рябцева

Полную историю самолёта Ан-2 ‒ экспоната монинского музея, Вы можете прочитать по ссылке.

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!