Если я чего-то не знаю - то лучше так и сказать: "Не знаю". А то, помню, не раз и не два так было, когда меня кто-то спрашивал, как пройти туда-то. Где в данный момент находится мой начальник. На какой маршрутке лучше доехать до аэропорта. Что я думаю по тому или иному поводу...
И как-то я почему всегда себя чувствовал обязанным - уделить внимание, обслужить. Вытянуться во фрунт и чётко ответить по существу запроса. Получалось часто очень путано, тем более, когда знанием я не обладал, а выслужиться, "стать хорошим" - хотелось. На меня же надеются, я же "спаситель" (вот она, скрытая выгода?)
В первый год работы в школе меня и ещё одного моего коллегу так разводили. Даём, например, детям самостоятельную работу - а они так невинно, невзначай одно спросят, второе, третье... Кончается тем, что ты просто бегаешь от парты к парте, подсказываешь (от меня же этого ждут!), к концу урока совершенно изматываешься.
Или вот как-то раз у меня был концерт в санатории. Я тогда был преисполнен энтузиазма и желания выступать везде, где можно, совершенно с собой не считаясь. Например, на базе отдыха - я сам платил довольно-таки большие деньги, чтобы переправиться на лодке туда и обратно. Вот и в санатории я тоже выступал бесплатно, ещё и после суточной смены (в охране тогда работал). Цель же творчества - самоотдача, вот я и "самоотдавался". Пока я готовился к концерту, часть зрителей уже сидела в зале. И один из них меня всё время о чём-то спрашивал (причём он сразу же стал со мной на "ты") - и я, получается, его обслуживал, отвечал ему. Хотя надо было сосредоточиться на выступлении. И все вопросы оставить для встречи, а до этого не отвлекаться.
(И вообще, надо было больше себя ценить - не выступать невыспавшимся, не выступать в вечернее время, когда у меня тонус достаточно низкий. Не распылять силы до мероприятия. И не позволять, чтобы мне "тыкали". И вообще не выступать "бесплатно" - чтобы ко мне не относились потребительски, не смотрели как на того, кто должен обслуживать и развлекать. Об этом не так давно люди писали в комментариях к некоторым моим статьям: что, мол, люди искусства - это обслуга для тех, кто "трудится по-настоящему". Я думаю, что те, кто трудится по-настоящему, с уважением относятся к труду других, в том числе и к творческому труду. А что касается того, что многие представители творческой интеллигенции начинают о себе мнить сверх меры, поучать, совершать какие-то оскорбительные выходки, поливать Родину грязью - то приведу здесь цитату Жванецкого: "зазнайство при таланте невозможно, оно наступает после". Или вместо).
И ещё - стоит иногда посмотреть на личность человека, которому от вас чего-то надо.. Потому что очень часто человек задаёт вопросы с интонацией хозяина - не считаясь с вашим временем, вашими обстоятельствами, границами. Манипулирует, использует. Тяжелее всего, если эта самая личность имеет какие-то основания претендовать на ваше дружеское расположение. Например, вы познакомились на фестивале с поэтом, раза два или три поговорили, послушали друг друга на разных площадках. А потом вы возвращаетесь домой в одном поезде (в сидячем вагоне); вы засыпаете, а ваш знакомый неожиданно будит вас и начинает читать свои стихи. Среди ночи - самое время. А он же типа уже ваш друг, его не прогонишь просто так. Или вам звонит ваш товарищ, с которым вы когда-то учились. Только за то время, что вы не пересекались, товарищ научился не слушать, перебивать, смотреть свысока, позволять себя вас оценивать ("как-то ты односложно отвечаешь", "отрывисто говоришь" и т.п.). Хотя, по большому счёту, вы этому человеку ничем не обязаны - он и за время совместной учёбы ничего для вас особо не сделал, а тем более после.
Вспоминаю историю из школьного детства. Праздную день рождения, пришли друзья, каждого из которых я приглашал лично. И тут - звонок. Открываю - одноклассник. В число близких друзей он не входил, просто услышал про день рождения и решил прийти. Без приглашения.
Вообще, самим фактом такого визита человек уже ставит всех в неловкое положение. Потому что если пустить - останется осадок от того, что поддались вы на манипуляцию, согласились на неприятный вам сценарий. Можно и не пустить, но всё равно праздник уже будет подпорчен. И опять же, осадок останется, что "как-то нехорошо мы поступили с человеком". Веселиться так, как до этого, уже не сможете.
Тогда мы этого одноклассника пустили. А сейчас... а сейчас я бы ему сказал прямо:
- Я могу тебя пустить, но ты нас всех поставил в неловкое положение. Считай, праздник ты нам уже испортил. И сейчас тоже отнимаешь моё время. Что будем делать?
Пусть подумает и ответит. И пусть не думает, что такое потребительское и неуважительное отношение останется без внимания.
"Будь прям и твёрд с врагами и друзьями", как писал Редьярд Киплинг. И с друзьями, может быть нужно даже больше твёрдости. Больше "не знаю", больше "нет". Чтобы и вы в жизни сумели сделать больше...
______________________________________
Автор - Тимофей Михайлов (г. Самара) - писатель, поэт, композитор, сценарист.
Очень важно освоить эти слова: "Нет" и "Не знаю"
21 июля 202121 июл 2021
19
4 мин
1