Артист с незаурядной внешностью и непревзойденными актерскими способностями Михаил Кононов известен по фильмам «Большая перемена», где он сыграл роль учителя истории Нестора Петровича и «Гостья из будущего» - его космический пират незабываем!
Сам же Михаил к своему персонажу из «Большой перемены» относился довольно прохладно, а второй персонаж ему казался комичным из-за несоответствия образа, который артист нес и противоположной образу внешности актёра.
А вот здесь были готовы вступить в спор многие коллеги артиста, которые утверждали, что за отчасти детскими чертами Михаила скрывался настоящий диктатор. Также бытует мнение, что актер был очень ожесточенно настроен в целом к миру. Не поверить этому будет несправедливо, ведь так утверждают люди, знавшие Михаила Ивановича лично.
Миша с детских лет мечтал об актёрской судьбе. Так и случилось. Окончив Щукинское училище, он служил в Малом театре. Что касается близкой дружбы с сокурсниками и коллегами по театру – такого замечено за Михаилом не было. И в вузе, и в театральном закулисье он держался от всех достаточно обособленно.
Объяснения находятся в сложном характере Кононова. По этой причине от него, как говорится, «держались подальше». Творческой жизни это не мешало. Он был из тех, кого принято называть самородками.
Дебют в кино случился, когда артисту было только 22 года. Его заметили, и от режиссеров буквально посыпались предложения. По этой причине, Михаил решил выбрать кинокарьеру и, в результате, совсем ушел из театра.
Михаил Кононов снялся более чем в шестидесяти фильмах, участвовал в телеспектаклях и озвучивал мультфильмы. Самыми запоминающимися ролями стали его роли в фильмах «Начальник Чукотки» и «До, свидания, мальчики», а уж выход на экраны фильмов «Здравствуй и прощай» и «Большая перемена» сделали артиста по-настоящему популярным.
Сам Михаил абсолютно не верил в успех «Большой перемены», исходя из этого, довольно неохотно согласился участвовать в фильме. Режиссер фильма Алексей Коренев с большим трудом уговорил Михаила сниматься, как потом выясниться в судьбоносной для актера роли.
По утверждению очевидцев тех событий, режиссер не раз сожалел, что Михаил остался в картине. Его сложный характер причинял немало неудобств как режиссеру, так и актёрам – Михаил отказывался выполнять требования режиссёра, настаивая на своем видении персонажа, а также часто спорил с актёрами.
В дальнейшем, когда роль Нестора Петровича стала уже визитной карточкой артиста, сам Михаил Иванович своего мнения о картине не изменил. Стержень это или упрямство, трудно сказать.
А может, сложность его характера заключалась всего лишь в том, что он вёл себя честно, как считал нужным, а не так, как ожидали окружающие. Он имел на это полное право. И, в отличие от лицемеров, пользовался этим правом всегда!
Он всегда был слишком требователен как к себе, так и коллегам. К профессии относился очень серьезно. Может, и надо было относиться легче… Но для Михаила Ивановича именно профессия была настоящей отдушиной в жизни. И по его твердому убеждению, он не имел права относиться к работе иначе.
Противоречивость натуры, которая внешне выражалась агрессивным отношением к окружающему миру, нуждалась в каком-то «огнетушителе», которым и являлась его внешность. Но, быть может, именно внешность (совсем не супер-героя) отчасти и была поводом к выражению агрессии.
Существует мнение, что об истинных причинах, по которым он закрылся от окружающих, вел обособленный образ жизни, он предпочитал молчать. А, если он хотел поделиться чем-то, что волновало его, он говорил об этом с мамой.
Но так произошло, по жестокому стечению обстоятельств, мама Михаила умерла ровно на 30-летие сына. И после этого Кононов практически прекратил всякое общение с людьми и утратил доверие к жизни.
А кинокарьера артиста, невзирая на это, процветала. Несмотря на все очевидные сложности характера, о которых уже ходили легенды, он получал бесчисленные предложения сниматься, и позволял себе выбирать роли и режиссеров, с которыми предстояло работать.
В начале 80-х стали происходить перемены, которые были не по душе Михаилу Ивановичу. Он часто отказывался от участия в низкопробных кинопроектах. Принципиальность артиста обеспечила ему забвение со стороны режиссеров. О нём почти не вспоминали. Но он в той ситуации и не сожалел!
Но всё же ему выпала удача сыграть роль Спиридона Егорова в фильме Глеба Панфилова «В круге первом» по сценарию Александра Солженицына. И, справедливости ради, надо сказать, что и Глебу Панфилову тоже повезло, что в его фильме снимался большой артист со сложным характером Михаил Кононов.
16 июля 2007 года Михаила Ивановича не стало. Мы смотрим фильмы с его участием, восхищаемся его талантом и не видим его сложного характера.