Эти слова, по свидетельству очевидцев, сказала Зоя Карнаухова - главная героиня событий, произошедших в Куйбышеве (ныне Самара) в 1956 году и получивших название "Зоино стояние".
Мнения об этой истории противоположные - от полного отрицания до мистического благоговения. Собирая материал для статьи, я посмотрела документальную ленту о Зое, кинофильм А. Прошкина "Чудо" (2009 г.), прочитала много публикаций и интервью.
Давайте попробуем вместе разобраться, что случилось 65 лет назад.
Роковой Новый год
Первыми свидетелями этой странной истории стали обычные молодые люди, которые встретились, чтобы отметить Новый год. Чтобы было веселее, решили собраться парами, но приезжий стажёр Николай, который обещал прийти с Зоей, не пришёл, так что девушка одна была без пары.
Компания весело закусывала, произносились тосты, потом включили патефон, начались танцы. И тут Зоя вскочила на табуретку, сорвала с божницы икону Николая Угодника и воскликнула:
-Раз нет моего Коли, потанцую с другим Николаем!
И закружилась по комнате, прижимая икону к груди. На увещевания подруги, что не дело это - так неуважительно относиться к иконе, она беспечно ответила:
-Ну и ладно! Если Бог есть, то пускай меня накажет!
Если верить очевидцам, в тот же миг раздался гром, по комнате заметался вихрь, раскидавший испуганных молодых людей по стенам, а Зоя, как стояла с иконой в обнимку, так и застыла на месте. Ее тело обрело твердость мраморной статуи, ноги словно приросли к полу, но сердце продолжало биться. Друзья вызвали "скорую помощь".
Никто еще не знал, что в таком состоянии девушке предстоит пробыть до самой Пасхи - 128 дней!
Кстати, гром слышали в эту ночь многие самарцы. Это факт.
Ажиотаж вокруг Зоиного стояния
Приехавшая бригада врачей ничем не смогла помочь девушке: ни сделать укол, ни дать таблеток, ни госпитализировать ее они не смогли. Уже было понятно, что случай из ряда вон выходящий. По городу поползли слухи про "окаменевшую богохульницу".
К дому стал подтягиваться народ. В первые дни, пока не среагировали власти, можно было войти внутрь и увидеть "каменную Зою" своими глазами, поэтому очевидцев было довольно много.
Потом среагировали власти. По всему периметру выставили посты милиции, которые позже усилили конными милиционерами. Толпу, которая все прибывала, сначала уговаривали разойтись, потом даже поливали водой. Свидетели тех событий уверяли, что ежедневно на узкой улочке перед домом собиралось несколько тысяч человек.
Некоторые говорили, что Зоя не молчала - из дома доносились ее крики с просьбой молиться, носить кресты.
Встретилось мне свидетельство сестры одного из милиционеров, которая уговорила брата пустить ее с друзьями взглянуть на окаменевшую девушку. Он ночью впустил их в дом ненадолго. Молодым людям показалось, что от Зои исходил звук, как от работающего трансформатора, но саму ее они не видели, так как тело было полностью покрыто белой простыней.
Реакция властей
1956 год. У власти Хрущев. Религия не запрещена официально, но пропагандируются атеистические ценности. Конечно, такое резонансное свидетельство чуда как "Зоино стояние" было не на руку партийным идеологам. Они видели, что народ обращается к вере, чаще приходит в церковь, крестики раскупаются и становятся дефицитом...
Куйбышевские власти проводят совещание за совещанием, по улицам ходят бригады комсомольцев и агитируют народ не бояться кары божьей, не принимать участия в церковных праздниках, не ходить в церкви, но люди глухи - пример наказания Зои кажется им куда более убедительным!
Решили даже пойти на временную коалицию с православной церковью:
«На пятый день “стояния” епископу Иерониму позвонил уполномоченный по делам религий Алексеев, — пишет в своих воспоминаниях Андрей Савин, занимавший в те годы должность секретаря местного епархиального управления. — Попросил выступить с амвона церкви, назвать этот случай нелепой выдумкой. Это дело было поручено настоятелю Покровского собора отцу Александру Надеждину. Но епархия поставила одно непременное условие: отец Александр должен побывать в том доме и своими глазами во всем удостовериться. Такого поворота уполномоченный не ожидал. Ответил, что подумает и перезвонит через два часа. Но позвонил лишь через два дня и сказал, что наше вмешательство уже не требуется». (https://www.pravmir.ru/kamennaya-zoya/)
В этот период проводятся чистки в рядах городской администрации, спешно назначаются виновные в происшествии.
Все, кто контактировал с Зоей, попали в поле зрения КГБ, с них взяли подписку о неразглашении информации.
До сих пор с дела не снят гриф секретности, хотя документы, созданные "по горячим следам", многое могли бы прояснить. В деле более 20 папок. В них все, что известно о происшествии на ул. Чкалова в Куйбышеве (Самаре). Возможно, когда-нибудь мы все же узнаем, что там случилось...
Чем закончилась история?
Перед Светлой Пасхой, согласно легенде, Зою посетил странный старичок. Он пытался миновать милицейские кордоны, но дважды его не пускали. Только на Благовещение он смог войти в дом. Очевидцы, якобы, слышали, как он спросил у Зои:
- Ну что, устала стоять?
Но из дома на улицу не вышел. А вот девушка начала оживать - мышцы становились упругими, в них восстанавливалась активность, вскоре она смогла отвечать на вопросы:
- Куда делся старец, который был в доме?
- Туда ушел, - показала Зоя на красный угол, где висела божница.
- Как ты выжила так долго без еды и пищи?
- Меня голуби и кормили, и поили.
И еще она непрестанно просила людей молиться и носить кресты:
- Молитесь, молитесь, кресты надевайте! Земля качается, как колыбель!
Говорят, прекращение ее стояния на Пасху предсказал местный старец Серафим, который проводил в доме, где находилась Зоя, водосвятный молебен. Ему же удалось вынуть из ее рук икону Николая Чудотворца. А вот что за старичок дал ей отпущение? Многие думают, что это мог быть сам св. Николай.
Что стало с Зоей?
Самое странное во всей этой истории - отсутствие документальных свидетельств о ее героях. Часто упоминается хозяйка дома Клавдия Болонкина, сама Зоя Карнаухова, ее мать, молодые люди, которые были с ней в ту роковую ночь... И где их фотографии? Возможно, в том самом "секретном" деле, которое все ждет своего часа.
Многие исследователи сходятся на том, что Зою так и не смогли отделить от пола, поэтому вырубали доски, чтобы госпитализировать ее. Другие настаивают, что после "оживления" она сама сошла с места.
Если рассуждать логически, Зою, вероятно, отправили в психиатрическую клинику, и не столько с целью подлечить, сколько изолировать и пресечь "религиозную пропаганду". Какими выходили люди из "советской психушки", все примерно знают. Видимо, и Зоя стала недееспособной.
Есть версия, что она доживала у дальних родственников в другом городе. Их разыскал главный редактор газеты "Благовест"Антон Жоголев в 1989 году. Они отказались что- либо рассказывать и сказали только, что каждый год в январе она лежит в психбольнице. Разрешения на встречу с ней не дали.
Неизвестно также, где сейчас похоронена Зоя: называются и Переделкино, и Троице-Сергиева лавра, но точно не знает никто.
Неподалеку от дома, где все произошло, сейчас поставлен памятник Николаю Чудотворцу, явившему свою мощь в этом месте, как напоминание самарцам о недопустимости богохульства, даже если придерживаешься атеистических взглядов.
В 2000-ых появились новые версии: медицинская - о кататоническом ступоре, свойственном больным шизофренией, историческая - о психической эпидемии и другие. Мне они не показались убедительными. И особенно смущает "секретность" дела.
Кажется, пришла пора вернуться к вопросу и пролить, наконец, на него свет с помощью документальных свидетельств!