Найти в Дзене
"РУССКАЯ РАКЕТА"

Фотофакт как "компромат" эстетики движений на льду

Оглавление


"
никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!..» (М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита")

АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ ФОТОФАКТА

Фигурное катание России на данный момент сроднилось с шоубизнесом настолько, что для сохранения популярности этого вида спорта и его монетизации использует механизмы воздействия на общественное мнение при помощи технологий манипуляций разного уровня.

Поэтому даже то, что мы видим и слышим во время соревнований ( мнение комментаторов, репортажи Первого канала, освещение событий в СМИ) требует серьезного и вдумчивого анализа с целью докопаться до правды.

Без тщательного анализа нам суждено пребывать в плену мифов и навязанных нам мнений о топ-фигуристках России. А для анализа, как известно, нужны факты
и еще раз факты.
Гипотезы мы выстроим на основе представленных фактов и приглашаем всех сделать то же самое.

ФАКТ (лат. Factum — свершившееся) — событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному[1].
В науке факт — это наблюдение, которое было подтверждено так много раз

Поверьте, фотофакты заставляют иногда не просто кардинально изменить сложившуюся позицию, но и приводят довольно часто в состояние недоумения. До такой степени, что хочется крикнуть : "Как раньше можно было не замечать очевидного?!"

КАТЕГОРИЯ "ЭСТЕТИКА ДВИЖЕНИЙ" КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РЕПУТАЦИИ ФИГУРИСТОК

Уже давно наблюдаются споры о женственности, пластике и грации фигуристок. СМИ нас настойчиво убеждают в том, что эстетично на льду , а что нет, и в том, кто из одиночниц на льду творит искусство и весьма компонентен, а кто, наоборот, своей недосягаемой и мощной техникой ультра-си разрушает представление об эстетике.

Именно масс-медиа тиражируют подчас весьма странные рейтинги фигуристок, лоббируют одних и сознательно очерняют репутацию других. В основе этой изощренной игры в общественное мнение лежит продуманная политика влиятельных лиц , не всегда согласующаяся с честным и чистым олимпийским принципом: "Быстрее, выше, сильнее" .

Вследствие этого многие болельщики, одурманенные официальной пропагандой, просто не замечают, как на их глазах происходит откровенное шельмование лучших спортсменок России.

Не замечают и того, что категории: "пластика", "грация", "растяжка" и "эстетика движений" - в данном случае используются вовсе не по назначению, а как универсальный инструмент, созданный для тиражирования репутационных потерь и уменьшения баллов за компоненты "не запланированным" для побед фигуристкам и, наоборот, для лоббирования интересов и побед для назначенных фаворитов.

Но, если не поддаешься на откровенные манипуляции и подключаешь логику, сразу сталкиваешься с вопиющим несоответствием очевидных фактов и умело созданных мифов о юных спортсменках.

Мы уже рассматривали в предыдущей статье , как оценки за компоненты и GOE помогают "продвигать" на пьедестал и делать чемпионками спортсменок, "назначенных" по определенным соображениям влиятельных лиц.

( Об этом можно прочитать в статье по ссылке: )

https://zen.yandex.ru/media/id/5fd804cc9909a1557a0a43b7/komponenty-protiv-tehniki-kak-instrument-shelmovaniia-v-figurnom-katanii-60f02b01634d2008057bf6e9

Но в дополнение к этому хотелось бы продемонстрировать, как происходит манипуляция в формировании общественного мнения даже на обывательском уровне, когда достаточно просто всего лишь смотреть и видеть движения фигуристок на льду с позиции эстетики . Однако многие предпочитают передавать из уст в уста навязанные им штампы восприятия, не желая думать и анализировать.

огинями компонентности и красоты на льду уже назначены и активно пропагандируются Анна Щербакова, Камила Валиева и Дарья Усачева. Немного подзабыли, правда, в этом сезоне об Алене Косторной, которую недавно превозносили до небес в аспекте эстетики катания, а теперь сменили риторику.

Параллельно этому активно тиражируется мысль о некомпонентности уникальной фигуристки Александры Трусовой, которой напрочь отказано в пластике, грации и эстетике движений вопреки противоположным мнениям о ней многих ведущих экспертов фигурного катания мира.

ВАЖНО понимать, что мы являемся свидетелями использования категории "эстетика движений" в фигурном катании как инструмента для лоббирования или уничтожения репутации спортсменок. Риторика меняется, а "факты - вещь упрямая".

Но давайте вместе попробуем всего лишь посмотреть незамыленным взглядом, проанализировать представленные фотофакты и сделать правильные выводы.

ФОТОГРАФИЯ КАК ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ ФАКТ

Появление фотографии в первой половине XIX века кардинально изменило жизнь человечества – теперь любое событие остается в истории в его самых реальных проявлениях. Нельзя не согласиться с Альфредом Штиглицем, утверждавшим, что фотография часто "становится ... более реальной, чем сама реальность».

Alfred Stieglitz
Alfred Stieglitz
Альфред Штиглиц ( 1864-1946) - американский издатель, писатель, владелец галереи и, возможно, самый значимый фотограф 19-20 вв.

Порой всего лишь один снимок стоит тысячи слов, потому что либо доказывает, либо опровергает сказанное людьми, ведь пленка способна передавать нам чувства и эмоции, жесты, характер личности, красоту и эстетику линий в движении. Это бывает подчас красноречивее и убедительнее голословных утверждений предвзятых "критиков".

Запечатленная в кадре реальность может становиться даже уликой для следователей, а уж в спорте она просто незаменима. Неслучайно спортивные эксперты нередко прокручивают кадры выступлений фигуристов , чтоб более детально рассмотреть тот или иной технический элемент, а дл этого кадр останавливают.

Иначе говоря, фотография -это "схваченный" факт бытия, помогающий изучать "остановленную в кадре реальность" и оценивать ее путем беспристрастного анализа. Именно этим предлагаю заняться.

ФОТО КАК КОМПРОМАТ ЭСТЕТИКИ ДВИЖЕНИЙ

Фотографии , сделанные во время выступления фигуристов и являющиеся по сути раскадровкой их движений во время проката, представляют бесценный материал с точки зрения непредвзятой оценки грации, пластики, эстетики движений и красоты линий в контурах движущегося тела.

20 января 2020,
20 января 2020,

Очень показательно в контексте проблемы высказывание великой балерины Майи Плисецкой о ее коллегах и о мастерстве танцовщиков. По ее мнению,

"балерина идеальна, если ее поза на фото в любой момент танца безупречно грациозна".

Отметим, что в момент движения балерина не способна позировать перед камерой, так как сконцентрирована на танце. То же самое относится и к фигуристкам, фотографии которых в момент исполнения программ мы и будем рассматривать, беря на вооружение утверждение Плисецкой.

ГРАЦИЯ И ПЛАСТИКА В ФИГУРНОМ КАТАНИИ

Вероятно, многие "диванные критики" фигуристок, оперируя многими понятиями, не отдают себе отчета в том, какой смысл в них вкладывается. Давайте проясним, чтоб не путаться в координатах на плоскости фигурного катания.

Эстетика движения и красивые линии, пластика и грация — это неотъемлемая часть фигурного катания, имеющая прямое отношение к оценкам за компонентную составляющую программ фигуристов.

1). Грациозность:

Изящество и отличная координация движений называется грацией. Грациозность всех движений говорит о том, что человек уверенно и комфортно чувствует себя в своем теле. Все его перемещения и позы естественны, отточены до совершенства , эстетичны и уместны для воплощения художественного образа.

2). Пластика:

Пластика - это система художественно- выразительных средств, реализованных в процессе воплощения образа. Проще говоря - способность исполнителя передать другому человеку свои индивидуально переживаемые смыслы. А выразительность - собственный стиль, манера подачи этих смыслов. Человеческое тело в подаче смыслов и создании образов - главный и единственный инструмент коммуникации исполнителя со зрителями.

Выразительность пластики и отличная координация тела являются самым важным для эстетики движений тела.

ФОРМУЛА М.М ПЛИСЕЦКОЙ И ФОТОГРАФИИ

Не беремся утверждать, что все наши фигуристки идеально соответствуют определению М.М. Плисецкой, но именно фотографии, сделанные на соревнованиях во время прокатов, помогут нам выделить тех фигуристок, которые выполняют критерии великой балерины. В соответствии с этими критериями мы и будем выстраивать свои гипотезы.

Продолжая мысль Плисецкой, можно обозначить ее формулу мастерства в эстетике движений:

  • частотность неудачных движений и неэстетичных поз на фото свидетельствует о недостаточном профессионализме и мастерстве исполнителя.
  • А для того, чтобы фото запечатлело в движении идеальную позу и продемонстрировало эстетику линий, фигуристка, как и балерина, должна обладать хорошей пластикой и грацией и в совершенстве владеть координацией своего тела.

Не исключено, что представленные в галерее фотофакты явятся неожиданным для многих болельщиков компроматом и разоблачат созданные о компонентности некоторых фигуристок мифы. Или же, наоборот, засвидетельствуют мастерство тех, кто переживает мощный прессинг и циничную пропаганду о некомпонентности.

ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЙ ФИГУРИСТОК

Мы представляем фото фигуристок не с целью опорочить кого-то, а кого-то вознести до небес , но имея единственное желание - просто развенчать мифы , закрепившиеся за каждой из них. Отметим, что эстетика движений, пластика и грация фигуристки напрямую связана с ее компонентностью.

Для анализа и сравнения юных спортсменок нам будут важны критерии эстетики движения тела во время прокатов, а также принцип М.Плисецкой о пластике и грации:

  • фигуристка может считаться "идеальной, если ее позы на фото в любой момент танца безупречно грациозны" и красивы.

АННА ЩЕРБАКОВА

Начинаем с Анны Щербаковой, так как именно она была официальным фаворитом сезона и получала космические баллы за прокаты за счет компонентов.

Смотрим на фотофакты титулованного мастерства Чемпионки мира и трехкратной чемпионки России.

-4
-5
-6
-7

-8

-9

-10
-11

-12

-13

-14

-15

-16

КАМИЛА ВАЛИЕВА

Фавориткой Олимпийских Игр 2022 года, назначенной еще в юниорах , стала 15-летняя Камила Валиева. С прошлого сезона она тоже от судей получала космические баллы за прокаты за счет компонентов и GOE.

Взгляните на фотофакты и оцените сами ее мастерство в аспекте эстетики движений и точности линий.

-17
-18

-19

-20

-21

-22
-23
-24
-25
-26

-27
-28
-29

ДАРЬЯ УСАЧЕВА

Вчерашняя юниорка Дарья Усачева, не завоевавшая за юниорский период серьезных наград , попала в топ-фигуристки Росси, на удивление, стремительно. 15-летней фигуристке, не имеющей ультра-си, ставили гигантские баллы за компоненты, называя ее катание эстетичным.

Взгляните на фотофакты и оцените сами ее мастерство в аспекте эстетики движений и точности линий.

-30
-31
-32
-33

-34

-35

АЛЕНА КОСТОРНАЯ

Алена Косторная всегда выделялась мягким скольжением , и именно ее называли в победный сезон 2019-2020 самой компонентной фигуристкой. Неудачный сезон 2020-2021 поставил эту фигуристку ниже юниорок Валиевой и Хромых и подарил ей место запасной в сборной России на Олимпийский сезон.

Взгляните на фотофакты и оцените сами ее мастерство в аспекте эстетики движений и точности линий.

-36

-37

-38

-39
-40

-41
-42
-43
-44
-45

АЛЕКСАНДРА ТРУСОВА

Александра Трусова в последнем сезоне 2020-2021 пережила серьезный прессинг и шквал критики в свой адрес. Она получала из всех фигуристок , о которых здесь идет речь, самые низкие оценки за компоненты. Именно она благодаря своему тренеру Д.Глейхенгаузу обрела репутацию некомпонентной фигуристки вопреки кардинально противоположным мнениям многих профессионалов.

Взгляните на фотофакты и оцените сами ее мастерство в аспекте эстетики движений и точности линий.

-46

-47

-48

-49

-50

-51

-52
-53

-54

-55

-56

-57

АНАЛИЗИРУЕМ ФОТОФАКТЫ:

Делать выводы о фигуристках мы будем по критериям. Также придерживаемся приципа М.М.Плисецкой.

КРИТЕРИИ ЭСТЕТИКИ ДВИЖЕНИЙ ТЕЛА:

  • 1) точность и завершенность движений в своих амплитудах,
  • 2) четко очерченные красивые линии движений;
  • 3) эстетика и завершенность каждой позы;
  • 4) отточенность и выразительность каждого жеста,
  • 5) естественность поз и жестов;
  • 6) мягкие "танцующие руки";
  • 7) прямая осанка во время проката - условие красоты;
  • 8) пластика как способность при помощи движений, жестов, красивых линий, поз и мимики, отражающей глубину чувств , передавать переживаемые смыслы;
  • 9) движения очищены от впечатления тяжелой работы.

ОЦЕНИВАЕМ И АНАЛИЗИРУЕМ:

1. А.Щербакова:

К фигуристке по всем критериям есть вопросы, так как мы наблюдаем неточность в каждом движении, не видим прямой осанки, отмечаем косолапость при скольжении, работа рук, позы, жесты назвать эстетичными сложно.

Нам кажется, что эта фигуристка является самым спорным претендентом на титул "Богини компонентов" и эстетики движения на льду. В ее арсенале самое большое количество компрометирующих ее фотофактов.

Неслучайно в ее фан-аккаунтах предпочитают выставлять видео или фото, где Анна позирует на камеру статично - на фото в динамике становятся видны недостатки мастерства фигуристки.

2. К.Валиева

Вряд ли представленные фотофакты могут свидетельствовать о Камиле как о Богине компонентов и эстетики. Но однозначно, что фигуристка превосходит в аспекте эстетики чемпионку России и мира Анну Щербакову.

Трудно перехвалить одаренного спортсмена, но в случае Камилы Валиевой перебор в комплиментах ее компонентности явно зашкаливает. Однако по сравнению с Анной Щербаковой компрометирующих спортсменку фотофактов значительно меньше, но их достаточно, чтоб вынести вердикт о том, что над эстетикой движений и красотой линий Камиле нужно еще очень много работать.

3. Д.Усачева

Представленные фотофакты демонстрируют отсутствие яркой индивидуальности у фигуристки, Фотофакты ее явно компрометируют и не говорят в пользу ее мастерства. И все же нам кажется, что даже она превосходит чемпионку мира в аспекте эстетики движения. Дарья - сомнительно компонентная фигуристка, которую перехвалили. Отсутствуют четко очерченные красивые линии движений, прямая осанка и эстетика поз.

4.А.Косторная

В случае Алены Косторной фотофакты явно играют в ее пользу. Мы наконец-то видим компонентную фигуристку. Эстетика и завершенность поз и движении на фото зафиксирована. Также наблюдается легкость и "очищенность" от впечатления тяжелой работы на льду. Мы видим естественность и пластику, хорошую координацию тела, прямую осанку.

Можно вынести вердикт: Алена в аспекте эстетики катания и компонентности превосходит всех выше перечисленных фигуристок, в том числе олимпийскую надежду Камилу Валиеву и чемпионку мира Анну Щербакову.

5. А.Трусова

Александра Трусова может любую фотографию со своих прокатов представлять как факт своей компонентности и мастерства в области эстетики движения. Прекрасная координация тела запечатлена на каждом ее фото. А это и есть грация. Думается, что особый дар Саши - чувство позы, которым фигуристка владеет в совершенстве

Прямая осанка, умение легко и эстетично выполнять сложные технические элементы свидетельствуют о мастерстве , При помощи движений, жестов, красивых линий, поз и мимики, отражающей глубину чувств , ей удается передавать переживаемые смыслы.

Только лишь сложнейший прыжковый контент препятствует тому, чтобы Саша смогла продемонстрировать весь арсенал своего мастерства в области компонентов на полную силу.

Стоит только вглядеться в фотографии, запечатлевшие фрагменты выступлений Саши, как сразу же ловишь себя на мысли о том, что каждая из поз фигуристки напоминает скульптуру: настолько эстетично, филигранно точно и законченно каждое ее движение. Этим может похвастать не каждый фигурист, кроме еще Алены Косторной .

ВЫВОД:

Выдвигаем на основании представленных фотофактов гипотезу о эстетике движений фигуристок и составляем их рейтинг.

1 место -А.Трусова; А.Косторная

2 место - К.Валиева

3 место -Д.Усачева

4 место -А.Щербакова

Обоснование:

1. Наибольшее количество компрометирующих фотофактов у А.Щербаковой, в связи с чем она оказывается на последнем месте в рейтинге , из чего следует , что "Богиней компонентов" и эстетики движений она является лишь по версии влиятельных лиц.
2. Принцип Плисецкой : фигуристка может считаться "идеальной, если ее позы на фото в любой момент танца безупречно грациозны" и красивы.

ВРАЩЕНИЯ ФИГУРИСТОК

БИЛЬМАН АННЫ ЩЕРБАКОВОЙ

-58

БИЛЬМАН КАМИЛЫ ВАЛИЕВОЙ

-59

БИЛЬМАН ДАРЬИ УСАЧЕВОЙ

-60

БИЛЬМАН АЛЕНЫ КОСТОРНОЙ

-61

БИЛЬМАН АЛЕКСАНДРЫ ТРУСОВОЙ

-62

-63

Эталонный бильман исполняет Саша Трусова, держась обеими руками за лезвие конька, что значительно сложнее и требует хорошей гибкости тела и координации. Остальные фигуристки делают допустимые варианты данного вращения, по мнению специалистов, упрощенные.

РАСТЯЖКА У ФИГУРИСТОК:

О растяжке у фигуристок последнее время говорят много, объявляя ее чуть ли не важнейшим феноменом. Но в фигурном катании в отличие от гимнастики, упражнения по растяжке нужны в первую очередь для расслабления напряжения мыщц . А также хорошая растяжка позволяет спортсменке выполнять намного эстетичнее, например, вращения.

Однако не всегда растяжка у фигуристок прямо пропорциональна гибкости и координированности тела, в чем можно убедиться по фотофактам выше ( бильман у разных фигуристок).

Гибкость - диапазон движений в суставе. То есть возможность / способность выполнять упр. с большей амплитудой. Зависит от эластичности мышц.
Растяжка - физ. упражнения, которые помогают ее развить.

Обратимся к мнению профессионала - С.С.Залунина.

Сергей Сергеевич Залунин - балетмейстер-педагог; тренер-преподаватель по хореографии высшей категории в художественной гимнастике и фигурном катании

Вот что он отмечает:

"Надо сказать, что само по себе понятие «растяжка» — это некая фикция, поскольку существует много факторов — кости, суставы, связки, — генетически заложенных природой, от которых в первую очередь и зависит эта самая растяжка.

Самыми податливыми для растяжки являются мышцы, которые надо растягивать, но это должно быть не самоцелью, а средством для выполнения движения, поскольку растянутые мышцы обеспечивают расслабление в определенной фазе движения".

http://mosfigurist.ru/?p=1607

Камила Валиева

-64

Алена Косторная

-65

Анна Щербакова

-66

Дарья Усачева

-67

Александра Трусова

-68
-69

Мы наблюдаем у всех наших фигуристок хорошую растяжку на приблизительно одинаковом уровне. Поэтому выделить как лидера К.Валиеву мы бы не стали - не позволяют фотофакты. Александра Трусова имеет хорошую растяжку для фигурного катания, но по степени растянутости конкурентки ее обходят.

Хотя, что важнее всего, гибкость тела позволяет Саше эстетичнее исполнять бильман и кантилевер, который эксклюзивен.

К сожалению, свою феноменальную растяжку как личный бренд фигуристки не всегда уместно используют в прокатах для смысловой передачи образа: этим грешит, например, Камила Валиева, снижая тем самым эстетику прокатов.

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

"Факт -самая упрямая вещь в мире",- как писал М.А.Булгаков. Благодаря фотофактам мы убедились у универсальном мастерстве Александры Трусовой, которую репутационно унижают не первый сезон , называя некомпонентной фигуристкой. А ее конкуренткам явно незаслуженно поют дифирамбы в аспекте компонентности и эстетики катания.

Но достоинство настоящего спортсмена - не в борьбе с судейским произволом и скандалах, а в работе и в ожидании своего часа вопреки всем обстоятельствам.

И этот час настанет.

Вспомним прекрасную мысль из романа " Мастер и Маргарита":

"…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!..» (М.А.Булгаков )

ТАК БУДЕТ И С САШЕЙ ТРУСОВОЙ: "САМИ ПРЕДЛОЖАТ И САМИ ВСЕ ДАДУТ!"

ЛЮБИТЕЛЯМ РАССУЖДАТЬ О ПАДЕНИЯХ С КВАДОВ:

  • вспомните о том, кто именно из фигуристок исполняет такой же сложный контент, как Саша Трусова.
  • вспомните, сколько раз за сезон откатала чисто свои программы К.Валиева при менее сложном контенте.
  • вспомните, сколько всего квадов за сезон исполнила А.Щербакова и какого качества, а также ее падение с единственного квада на Чемпионате мира.
  • вспомните падение/ спотыкание не с квада, а на дорожке Дарьи Усачевой.
  • вспомните о том, что именно в период пубертата Алена Косторная потеряла свой триксель, а Саша Трусова сохранила все квады и усовершенствовала мастерство в области компонентов и эстетики движений.