Система образования – одна из самых главных проблем современной России. Подавляющее количество студентов недовольно качеством получаемого образования. В международные рейтинги попадет лишь несколько российских вузов, и занимают в них довольно скромные позиции.
Я всего год назад закончил бакалавриат в одном из вузов Нижнего Новгорода на гуманитарную специальность, а сейчас обучаюсь в магистратуре. За годы обучения появилось четкое понимание, что если не начать срочно действовать, то ситуация с качеством высшего образования в России продолжит ухудшаться.
Думаю ни для кого не секрет, что многие студенты получают образование, которое им не нужно. Делают они это лишь ради того, чтобы угодить родителям. Некоторые юноши путем поступления в университет избегают воинской обязанности и получают отсрочку. Как итог, университеты переполнены людьми, которые не заинтересованы в получении образования. Поскольку студенты не чувствуют себя на своем месте, они негативно влияют на весь процесс обучения. Высшее образование теряет свой статус и неспособно выполнять свою главную функцию – выпускать качественных и образованных специалистов.
Главная проблема далеко не в студентах. Они оказываются заложниками системы образования и общественных предрассудков (к примеру, что высшее образование необходимо каждому). Более весомой проблемой является невысокое качество преподавательского состава. Больше половины преподавателей не должны заниматься этим делом. Одни, по причине отсутствия всякого таланта к преподаванию, другие – из-за психологической неуравновешенности. Люди последнего типа, показательно демонстрируя свои властные полномочия перед студентами, компенсируют свою несостоятельность в жизни.
Сильных преподавателей мало и это понятно. Во-первых, сфера образования не может предложить талантливому человеку достойный заработок. Во-вторых, преподавательская деятельность сильно обременена бессмысленной бюрократической работой, которая отнимает много времени и у человека не остается сил заниматься наукой или совершенствовать свои учебные курсы. Поэтому из способных людей в этой сфере остаются только настоящие энтузиасты любящие свое дело. Остальные преподавательские позиции закрываются кем попало. Чему может научить молодого человека преподаватель, который занимает свою должность от безысходности и неспособности проявить себя в другой сфере? Ничему хорошему. Скорее он сможет передать только свою неудовлетворенность жизнью, умножая серость и скудоумие в нашей стране.
Всего в России 742 университета, но серьезный уровень подготовки предлагает лишь малая часть. Обычно это традиционно топовые (по типу МГУ, МГИМО и т.д.) и некоторые технические вузы. Подавляющее большинство университетов создают лишь видимость образовательной деятельности. Выполняют сугубо декоративную функцию. Отсюда вытекает главная проблема высшего образования в России. Отсутствует ориентация студентов. Студенты в этой системе, подобны мертвым душам Гоголя. Университеты зачисляют их в свои ряды и получают на каждого бюджетные деньги. На эти средства и живут вузы, ежегодно выпуская тысячи студентов, которые в дальнейшем не понимают, что им с этим образованием делать.
В системе высшего образования должна пройти фундаментальная реформация, которая позволит подготавливать не просто хороших специалистов, а будет выпускать образованных, ярких и многогранных личностей! А с какими проблемами в процессе образования сталкивались вы или ваши близкие?
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации. Мой канал нуждается в вашей поддержке!