Найти тему
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Нужно ли учить стихи с особенным ребенком, и какую пользу ему это принесет?

Все мы с вами знаем - и родители, и педагоги, что заучивание стихотворений ребёнком, особенно в дошкольном возрасте, благотворно влияет на развитие памяти. Пошёл ребёнок в детский сад - на любой праздник или утренник воспитатели будут учить с ним стихи или песни, в школе - то же самое, но только от того, как ребёнок выучит стихотворение, скорее всего, будет зависеть еще и его оценка. Всё вышесказанное, безусловно, относится к норме развития.

А особенному ребёнку, спросите вы, неужели не нужно учить стихи? Разве это не принесёт пользу для его развития?

Учить нужно обязательно, и польза от таких занятий будет даже больше, чем для обычного ребёнка и больше, чем вы сейчас можете себе представить.

Конечно, такому ребёнку запомнить и воспроизвести стихотворение или песню гораздо сложнее, чем обычному, в силу целого ряда нарушений: внимания, памяти, речи, функций планирования и контроля своей деятельности. Но от того, насколько правильно поведёте себя вы, как педагог или родитель, какие методы и приёмы используете - и будет зависеть конечный результат (о методах и приемах я расскажу в следующей статье). Если при работе с ребёнком с нормой развития, результат будет зависеть в большей степени от него самого, то при работе с особенным ребёнком, результат зависит в первую очередь от вас - от вашего терпения, доброжелательности, и правильного подхода.

Для ребёнка с особенностями развития, запоминание стихов играет важную роль и выполняет сразу несколько задач:

Развитие памяти. У ребёнка с ЗПР, ЗПРР, умственной отсталостью или аутизмом, как правило, нарушено запоминание и последующее припоминание (воспроизведение) информации. Больше всего нарушена словесно-логическая память. Такие дети, чаще всего, запоминают информацию механически, без понимания и осмысления. Но может быть также серьёзно затруднена и механическая память. Правильное, осмысленное заучивание стихотворений развивает как механическую, так и словесно-логическую память.

Ещё не следует забывать о слухоречевой памяти - это возможность запоминать и воспроизводить длинный словесный ряд. Развивается такой вид памяти не только стихотворениями, но и выполнением различных инструкций, сложность (длина) которых постепенно увеличивается. Некоторые упражнения на развитие слухоречевой памяти я показывала в своих видео.

Помимо этого есть такие понятия, как кратковременная и долговременная память, которые также прекрасно развиваются с помощью этого метода. Кратковременная память - это воспроизведение сразу после прочтения, долговременная - отложенное воспроизведение (например, через несколько дней).

Расширение кругозора и словарного запаса. В стихотворениях могут встречаться такие слова, которые мы практически не используем в повседневной жизни. Также могут встречаться обыденные, но непонятные для ребёнка слова. В стихотворениях может сообщаться о каких-то явлениях, сообщаться новые и неизвестные для ребёнка сведения. Таким образом, работа со стихотворением обогащает словарный запас ребенка (хотя бы пассивный, т.е. - для понимания), знакомит с окружающим его природным и социальным миром.

Развитие функций программирования и контроля. Ребёнок с особенностями развития может не сразу включаться в задание, легко отвлекаться на посторонние раздражители, часто не доводить начатое дело до конца и не сверять результат своего действия с образцом (нарушена функция контроля).

Любая целенаправленная психическая деятельность включает в себя:

- постановку цели (что я хочу получить в результате),

- мотив (зачем мне это нужно),

- программу действий по достижению цели (что нужно сделать, этапы),

- выбор средств (как и с помощью чего это сделать),

- контроль за достижением цели (правильно ли я выполняю программу действий),

- коррекцию полученных результатов в соответствии с первоначальной целью или образцом (добился ли я того, чего хотел), если это необходимо.

Заучивание стихотворений помогает развивать все эти функции, планировать свою деятельность, развивает усидчивость и целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, осуществлять самоконтроль и саморегуляцию в процессе деятельности и корректировать результат своих действий в соответствии с образцом.

Развитие чувства ритма. Наша речь и любые наши действия подчиняются определённому ритму и выполняются в определенном, привычном для нас темпе. Если темп и ритм речи нарушается - то речь становится невнятной, смазанной, слишком замедленной или слишком торопливой, запинающейся, спотыкающейся, с неадекватным замедлением или ускорением темпа. Самое распространенное темпо-ритмическое нарушение речи - это заикание (пропевание песен способствует коррекции этого нарушения). Нарушения темпа и ритма также свойственны и движениям, которые часто страдают у детей с подобными речевыми особенностями.

С помощью заучивания и рассказывания/пропевания стихотворений или песен, у ребенка развивается чувство ритма, поскольку в стихотворных строчках ритм - одна из главных особенностей этого жанра. Ритм в стихотворении организовывает речь и движения ребенка, приводит их в систему.

Также, ребенок учится подчинять свою речь определённому темпу и сохранять этот темп на протяжении всего стихотворения. Эти умения являются важными для развития и коррекции устной речи, а также всех движений ребенка.

Из данных умений логично вытекают следующие два, которые также напрямую влияют на разборчивость, четкость и плавность речи:

Развитие дикции. Четкость произношения всех звуков влияет на понимание речи окружающими. В стихотворных строчках легче добиваться правильного произношения, дикции и артикуляции и контролировать это. Если нарушено произношение многих или некоторых звуков, следует начинать с чистоговорок - в них также есть темп, ритм и рифма. Они предназначены для коррекции и автоматизации звуков, для работы над четким, чистым и правильным их произнесением.

Только после того, как ребенок стал произносить звуки правильно - переходите к стихотворениям (чтобы не закрепить в речи неправильное произношение).

Пример чистоговорки
Пример чистоговорки

Развитие речевого дыхания. Правильное речевое дыхание подразумевает короткий, но объемный вдох, и последующий ровный и медленный выдох. Ребёнок должен научиться не брать дыхание в середине слова или фразы, не "захлёбываться", не торопиться как можно скорее произнести фразу по причине нехватки воздуха, не произносить слова или звуки на вдохе - а контролировать силу и продолжительность выдоха, экономить и "растягивать" воздух на длину всей фразы, выдыхать плавно и без толчков. Заучивание стихотворений по строчкам или фразам - наглядно и практически показывает ребёнку границы фразы, формирует понимание о её длительности и учит ребёнка подстраивать, регулировать своё дыхание в соответствии с произносимыми строками. Умение управлять своим дыханием относится к саморегуляции собственной деятельности.

Таким образом, как мы с вами только что убедились, заучивание и рассказывание стихотворений особенным ребёнком решает важные задачи и может серьёзно влиять на его развитие. Работа со стихотворением или песней влияет не только на память ребенка, как может показаться на первый взгляд, но и оказывает коррекционное воздействие на всю психическую сферу.

О том, какие приемы можно использовать, чтобы легче и эффективнее учить стихотворения и тексты с особенным ребенком, поговорим в следующей статье:

Как выучить стихи с особенным ребёнком? Приемы
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ25 июля 2021

Мои статьи на похожие темы:

"Читает, но не понимает..." Учим особенного ребенка осознанному чтению
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ2 июля 2021
Речевое дыхание - что это, и для чего оно нужно? Как его можно развивать?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ3 мая 2021
Ребёнок пишет буквы и цифры зеркально. Каковы причины этого и как исправить?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ12 августа 2021

=================================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту:
asya.defectologist@mail.ru