Найти тему

Древние каменные мосты Шри-Ланки. Построены на века

В древности Шри-Ланка была самодостаточным государством, что являлось важным элементом её экономики.

Для перемещения между деревнями не было необходимости строительства больших дорог, ибо люди в основном проделывали путь пешком. Однако, для связи важнейших, крупных коммерческих и административных центров Шри-Ланки требовалось наличие больших проездных и ровных дорог.

В начале первых столетий эпохи Анурадхапуры, главными административными единицами были Магама в Рухуне и Анурадхапура. Именно между этими крупными городами была построена одна из первых "больших" дорог.
Также, главные дороги соединяли Анурадхапуру с тремя морскими портами, которые были важными торговыми точками Раджарата. Эти порты были Джамбукопапаттана (Дамбакола Патуна), Матота или Махатитта (Мантай) и Гоканна (Тринкомали).

Большая дорога, которая соединяла Анурадхапуру и Дамбаколапатуну, пересекала несколько рек и каналов. В результате, на дороге было возведено несколько каменных мостов. Один из мостов располагался рядом с Анурадхапурой, над рекой Малвату Оя, другой пересекал канал водохранилища в Паваткуламе. Даже в наше время можно увидеть каменные балки и плиты перекрытия этих мостов.

В данное время, на Шри-Ланке обнаружены руины пяти полноценных древних каменных мостов

Первый мост перекинут через реку Малвату Оя.

Мост через реку Малвату Оя. Источник фото: https://trekkingincouture.wordpress.com/2017/01/09/a-city-with-a-history-anuradhapura/
Мост через реку Малвату Оя. Источник фото: https://trekkingincouture.wordpress.com/2017/01/09/a-city-with-a-history-anuradhapura/
Мост через реку Малвату Оя. Автор  фото: sarathkumaraab. Источник: https://www.tripadvisor.nl/Attraction_Review-g304132-d10129807-Reviews-Gal_Palama_Stone_Bridge_over_Malwathu_Oya-Anuradhapura_North_Central_Province.html
Мост через реку Малвату Оя. Автор фото: sarathkumaraab. Источник: https://www.tripadvisor.nl/Attraction_Review-g304132-d10129807-Reviews-Gal_Palama_Stone_Bridge_over_Malwathu_Oya-Anuradhapura_North_Central_Province.html
Мост через реку Малвату Оя. Автор фото: Chamila Lakmal. Источник: https://www.inspirock.com/sri-lanka/anuradhapura/gal-palama-stone-bridge-over-malwathu-oya-a2384934035
Мост через реку Малвату Оя. Автор фото: Chamila Lakmal. Источник: https://www.inspirock.com/sri-lanka/anuradhapura/gal-palama-stone-bridge-over-malwathu-oya-a2384934035

Мост через реку Малвату Оя. Автор фото: sarathkumaraab. Источник: https://www.tripadvisor.nl/Attraction_Review-g304132-d10129807-Reviews-Gal_Palama_Stone_Bridge_over_Malwathu_Oya-Anuradhapura_North_Central_Province.html
Мост через реку Малвату Оя. Автор фото: sarathkumaraab. Источник: https://www.tripadvisor.nl/Attraction_Review-g304132-d10129807-Reviews-Gal_Palama_Stone_Bridge_over_Malwathu_Oya-Anuradhapura_North_Central_Province.html
Мост через реку Малвату Оя. Автор фото: sarathkumaraab. Источник: https://www.tripadvisor.nl/Attraction_Review-g304132-d10129807-Reviews-Gal_Palama_Stone_Bridge_over_Malwathu_Oya-Anuradhapura_North_Central_Province.html
Мост через реку Малвату Оя. Автор фото: sarathkumaraab. Источник: https://www.tripadvisor.nl/Attraction_Review-g304132-d10129807-Reviews-Gal_Palama_Stone_Bridge_over_Malwathu_Oya-Anuradhapura_North_Central_Province.html
Мост через реку Малвату Оя. Автор фото: sunimalr2016. Источник: https://www.tripadvisor.nl/Attraction_Review-g304132-d10129807-Reviews-Gal_Palama_Stone_Bridge_over_Malwathu_Oya-Anuradhapura_North_Central_Province.html
Мост через реку Малвату Оя. Автор фото: sunimalr2016. Источник: https://www.tripadvisor.nl/Attraction_Review-g304132-d10129807-Reviews-Gal_Palama_Stone_Bridge_over_Malwathu_Oya-Anuradhapura_North_Central_Province.html

Второй мост проходит через реку Халпан Эла.

Мост через реку Халпан Эла. Источник фото: http://amazinglanka.com/wp/gal-palama-halpan-ela/
Мост через реку Халпан Эла. Источник фото: http://amazinglanka.com/wp/gal-palama-halpan-ela/

Эти два моста располагаются в Анурадхапуре.

Третий мост переброшен через реку рядом с водохранилищем Махаканадарава.

Мост рядом с водохранилищем Махаканадарава. Источник фото:  http://www.lanka-excursions-holidays.com  https://sinhala.archaeology.lk
Мост рядом с водохранилищем Махаканадарава. Источник фото: http://www.lanka-excursions-holidays.com https://sinhala.archaeology.lk

Четвёртый мост находится в Гириханду Сея, в Тирияя.

Каменный мост в Тирияя. Источник фото: http://amazinglanka.com/wp/tiriyaya/
Каменный мост в Тирияя. Источник фото: http://amazinglanka.com/wp/tiriyaya/

Пятый мост располагается в Каянкерни, в Восточной провинции.

Остатки каменного моста в Каянкерни. Источник фото: http://amazinglanka.com/wp/ancient-stone-bridge-at-kayankerni/
Остатки каменного моста в Каянкерни. Источник фото: http://amazinglanka.com/wp/ancient-stone-bridge-at-kayankerni/
Остатки каменного моста в Каянкерни. Источник фото: http://amazinglanka.com/wp/ancient-stone-bridge-at-kayankerni/
Остатки каменного моста в Каянкерни. Источник фото: http://amazinglanka.com/wp/ancient-stone-bridge-at-kayankerni/

Историческая справка

Предположительно, эти пять древних каменных артефактов принадлежат позднему периоду Анурадхапуры. Сам исторический период Анурадхапуры длился с 377 по 1017 годы нашей эры. Этот период берёт начало, когда Пандукабхайя, король Упатисса Нувара, перенёс главный коммерческий и административный центр в Анурадхапуру и стал первым монархом королевства.

В 415 году нашей эры, китайский монах Фа-Сянь побывал на Шри - Ланке, и позднее утверждал, что в городе Анурадхапуре было четыре главных улицы. Широкие дороги этих улиц были выложены ровными и гладкими кирпичами. Дороги были хорошо спланированы и содержались в прекрасном состоянии.
Со временем, цивилизации Раджарата и Рухуна пришли в упадок, древние каменные дороги были заброшены, и их поглотили джунгли Шри - Ланки.

Из ныне обнаруженных древних каменных мостов лучше всех сохранился мост у водохранилища Махаканадарава.
Он стоит на дороге Анурадхапура - Гоканна (Тринкомали), и пересекает реку Канадарава.

Мост у водохранилища Махаканадарава. Фото из открытого источника: https://www.youtube.com/watch?v=zY-HeeIo2n4
Мост у водохранилища Махаканадарава. Фото из открытого источника: https://www.youtube.com/watch?v=zY-HeeIo2n4
Мост у водохранилища Махаканадарава. Фото из открытого источника: https://www.youtube.com/watch?v=zY-HeeIo2n4
Мост у водохранилища Махаканадарава. Фото из открытого источника: https://www.youtube.com/watch?v=zY-HeeIo2n4

Интересный факт
Современная дорога, которая соединяет два вышеназванных города, практически полностью совпадает с древней дорогой. Это является доказательством хороших инженерных и архитектурных знаний жителей древней Шри - Ланки.

Древние остатки моста Махаканадарава имеют размеры 24 метра в длину и 3 метра в ширину. Перекрытия моста покоятся на 42 прямоугольных опорах 30 на 30 см. Опоры вбиты в грунт на дне реки. Плиты перекрытия моста имеют разный размер: самые большие имеют 2.4 метра в длину и 45 см в ширину. Толщина плит перекрытия моста от 15 до 20 см.

По современным подсчётам, мост Махаканадарава мог выдержать вес нескольких слонов.

Мост у водохранилища Махаканадарава. Фото из открытого источника: https://www.youtube.com/watch?v=zY-HeeIo2n4
Мост у водохранилища Махаканадарава. Фото из открытого источника: https://www.youtube.com/watch?v=zY-HeeIo2n4

Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, оценивайте.