Закончился 2019-2020 учебный год, но с достоинством его преодолели не все. Четырём своим ученикам я не смогла выставить положительные отметки, ибо не дождалась от них за весь год никаких полезных телодвижений.
В классе не работали, в лучшем случае буркнут: "Не понимаю", а чаще просто отмалчиваются, ни одного домашнего задания не выполнено. Разговоры с родителями не помогли, у родителей вообще смежная с детьми жизнь. Не хочу подробности чужой жизни обсуждать, скажу только, что трое детей из неполных и при этом неблагополучных семей, а одного ребёнка воспитывает отец, который пропадает на нескольких работах, чтобы обеспечить семье приличный уровень жизни. Мама мальчика уехала в Москву на заработки и решила не возвращаться.
Я уже рассказывала, как сходила домой к девочке Кристине, у которой я была классным руководителем. На этом беды с ней не закончились. В конце года у девочки выходило 11 двоек за последнюю четверть и четыре за год. А на дистанционном обучении, как все помнят, было запрещено ставить неудовлетворительные оценки, нужно хоть на троечку вытянуть из ребёнка задания.
Я трясла Кристину ежедневно через вк, осаждала её маму там же и вдобавок звонила. Олеся Игоревна брала трубку, говорила что-то вроде: "Да-да, я знаю, что у Кристины не сделаны задания, но она как раз сидит, уроки делает, так что скоро пришлёт". И ничего. Ни одному учителю ни одного задания не прислано.
Звоню повторно через день, и мама притворно ахает в трубку:
- Как ничего не сдала? Она при мне делала, у неё всё есть! Вот я ей задам, паршивке! А я думала, у неё всё нормально.
- А почему вы так думали? В журнале точки да единицы с двойками появляются ежедневно, и я вам не первый раз звоню уже, говорю об этом.
- Ой, да я не заходила в журнал, постоянно с одной работы на другую бегу плюс подработки в выходные. Времени нет, домой прихожу только поспать да помыться.
Ага, я, можно подумать, не вижу вк, как она постоянно фото выкладывает, где она то на машине катается, то на природе отдыхает, купается, то шашлыки жарит. Без детей по большей части.
И, главное, что мне в этой ситуации делать? Все разговоры заканчиваются одинаково и пользы не приносят. Мама ничего в своей жизни менять не хочет, дочь тоже.
Если до дистанта я ещё занималась с Кристиной после уроков, объясняла ей индивидуально тему и с горем пополам могла заставить её выполнить упражнения, то теперь и этого нет. Предлагала ей по скайпу помочь, в ответ: "Не надо, я сама". Получается, я же ещё и навязываюсь.
Плюнуть и отстать, мол, пусть живут, как хотят, тоже не могу - Олесе Игоревне безразлично образование и будущее дочери, ещё и я так же поступлю, разве это по-человечески?
Я думаю, мама просто не верила, что на самом деле поставлю неудовлетворительную оценку, уж не знаю, на что она надеялась, может, считала, что я ради стимвыплат тройку нарисую.
Не угадала, я всё-таки поставила двойку за год. Администрация была в курсе, мы вместе с директором и завучем маме тоже звонили и в школу на разговор вызывали. Кристина была переведена в следующий класс условно, а осенью ей предстояло отчитаться по предметам, за которые вышли плохие отметки.
И тут раздаётся звонок с незнакомого номера. Женщина представляется бабушкой Кристинины и Никиты (ещё один мой двоечник, старший сын Олеси Игоревны) и с первых слов срывается в плач.
- Лалита Вольдемаровна, миленькая, ну не губите, я вас умоляю! - разрыдалась она. - Не ставьте Никитке с Кристиной двойки, они всё исправят, я лично прослежу, сама с ними сидеть буду. Я вам обещаю! Не отнимайте у них право на образование, ведь выгонят же из школы!
Я не могу чужие рыдания слышать, я же не железная и не безжалостная.
- Не выгонят, не переживайте, - попыталась я успокоить бабушку. - Дети условно переведены, осенью сдадут экзамены по этим предметам, за которые двойки получили, и будут дальше учиться. Не паникуйте.
- А если не сдадут?!
- Если возьмутся за ум и всё лето будут усердно учить, непременно сдадут. Только они должны понимать, что лениться нельзя.
- Миленькая, девочка моя, ну поставьте вы им по тройке, умоляю! Хотите, на колени перед вами встану? Не калечьте им жизнь!
И тут я как на стену налетела.
- Минутку! - возмутилась я. - А вы считаете, что это я или школа им жизнь калечим? Не лень самих детей, не попустительство матери?
- Олеська моя - дура полная, бестолковая, - заголосила в ответ собеседница, - но что я с ней сделаю? Всю жизнь с ней маюсь, непутёвой. С детства оторви и выбрось! Помогите хоть детей не упустить, они ни в чём не виноваты!
- А вы знали, что у детей проблемы с учёбой?
- А что толку-то от моих знаний? Что я сделать могла? Олеська на Жанку детей повесила, ей и горя мало, а та не справляется, у ней своих ещё трое. А от меня какая помощь? Самой бы кто помог.
Вот вам и истина - яблочко от яблоньки. Похоже, мать Олесей не занималась, а в итоге девчонка плохая, непутёвая. Теперь, став бабушкой, женщина за своё же поведение, которое дочь переняла, её осуждает.
- Я разве против помочь? - удивилась я. - Я сколько месяцев билась, чтобы дети полноценно получали знания? А результат нулевой. Что я ещё должна сделать? А что должна сделать мать?
- Ну, может, решим как-то? - заюлила бабушка. - Мы уж вас не обидим, отблагодарим.
- Вы лучше объясните детям, что учёба в первую очередь нужна им самим, а не учителям и родным, это лучшей благодарностью будет.
- Я прослежу, милая, прослежу лично, чтобы учились. Исправите двойки?
- От меня решение не зависит, теперь дети осенью перед комиссией отчитываться будут, что наверстали пропущенное. Покажут знания - исправим.
- А без этого никак? Чтобы прямо сейчас решить? Уж мы сделаем, что скажете. Платно к вам на занятия поводим или ещё что.
Неприятное чувство такое мной завладело. Учить детей не хотим, о их будущем думать - тем более. Хотим, чтобы сейчас к нам не привязывались, не указывали на ошибки и плохими не считали. Даже заплатить за это готовы.
- Все вопросы решайте с администрацией, - резко обрываю просьбы бабушки.
- Может, до этого не будем доводить, сами как-нибудь?
- Все вопросы решайте с администрацией.
- Я же за детей переживаю, вся душа изболелась. Теперь им света белого не взвидеть, все гулять будут летом, отдыхать, а они за учебниками просидят. А потом опять целый год впереди, сложный. Жалко же детей!
- Все вопросы решайте с администрацией.
Бабушка поняла, что дальнейшие уговоры бесполезны, и распрощалась.
А у меня на сердце тяжело и больно, и сделать ничего нельзя. Идти на поводу у таких людей нельзя. Мало того, что я должна буду обосновать, каким волшебным образом двойки превратились в тройки (попросят меня, например, показать выполненные работы, а их, уверена, я не добьюсь, только себя подставлю), такая уступка грозит впоследствии вседозволенностью. Дети так же продолжат наплевательски относиться к учёбе, уверенные, что любую проблему можно решить иначе.
Ну уж нет, такое без меня. Помочь, позаниматься с детьми я согласна, поощрять их путь по наклонной - увольте.