Найти тему
Литература и история

Весеннее настроение из 1871 года

Трудно найти того, кто никогда не видел, не писал сочинений по мотивам или даже не пытался перерисовать картину Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели", оригинал которой сегодня хранится в Третьяковской галерее. У этого полотна есть особая магия, которую живописец создал с помощью кисти, словно волшебник, использовавший для этого некий диковинный артефакт. В чем же секрет этого волшебного действа? Попытаемся разобраться!

Начало работы над первыми эскизами датируется мартом 1871 года. В то время Саврасов находился в селе Молвитино, более известном в позднейшие периоды как Сусанино. Там он с натуры решил запечатлеть весну и, как все мы знаем, преуспел в этом. Он сделал несколько набросков, которые сегодня имеют цену, конечно, меньшую, чем готовый рисунок. Заканчивал свой шедевр художник уже в городе. Он так поступал всегда — только первые эскизы делал с натуры, вдохновляясь ее атмосферой.

Село Сусанино (Молвитино)
Село Сусанино (Молвитино)

На изображении можно увидеть три березы. Все лишены четких и прямых линий. Их стволы изгибаются под разными углами, что особенно бросается в глаза, когда мы говорим о крайнем слева растении, наиболее толстом и значимом для композиции. Над голыми еще ветками кружат грачи — первые вестники приближающегося тепла. Они вьют или обновляют свои гнезда, создавая динамику на картине, делая ее живой. Кажется, будто птицы вот-вот сорвутся с холста и закружат над головами людей, собравшихся полюбоваться их священнодействием. Задний фон — это колокольня и покосившийся забор. Спустя годы там откроют музей, посвященный Сусанину — герою, который завел врага в непроходимые места ему на погибель, заплатив за подвиг собственной жизнью. Экспозиция сделана таким образом, чтобы симметрия была нарушена. Большая часть художественных элементов сконцентрирована в правой со стороны зрителя части картины. На оставшейся половине, можно найти таящий снег, лужи, небо. Живописец использовал очень мало цветов в погоне за натуралистичностью своего пейзажа. Он выбрал белый, разные оттенки голубого, коричнево и серого, местами переходящего в черный.

В целом картина получилась нетипичной для своей эпохи именно из-за отсутствия гармоничных пропорций и четких контуров. Но ее магия, конечно, не в технике, а в результате ее использования. Главное достижение Саврасова, которому неоднократно пришлось перерисовывать полотно для коллекционеров (так им понравилась работа), в умелой передаче атмосферы. Даже человек, который видит ее впервые, понимает, о каком времени года идет речь. Он словно вдыхает особый аромат весны, в котором морозность уходящей зимы смешивается с предвкушением тепла. Он ощущает прикосновение холодного ветерка к коже. Но он несет в себе надежду и вызывает не только мурашки по коже, но и вдохновение. Описывать словами такой шедевр живописи все равно что пытаться сделать очерк о путешествии — интересно и очень сложно. Ведь вслед за Саврасовым каждый, кто смотрит на полотно, отправляется в Молвитино-Сусанино и наслаждается сельской жизнью в середине марта.

Картина, может, и хорошо передаёт весеннюю атмосферу в селе, но сама эта атмосфера... Вот как может нравится грязь, слякоть, серость и прочие "прелести" ранней весны? Или у вас другое мнение? Пишите комментарии!
Спасибо, что читаете блог, подписываетесь, ставите лайки и делаете репосты.
Желаю читателям счастья и здоровья!
8888

Читайте также:

Символы, зашифрованные в картине Сандро Боттичелли "Весна"

Кем были репинские "бурлаки на Волге"

Хорошие книги современных авторов с доставкой на дом