Трудно найти того, кто никогда не видел, не писал сочинений по мотивам или даже не пытался перерисовать картину Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели", оригинал которой сегодня хранится в Третьяковской галерее. У этого полотна есть особая магия, которую живописец создал с помощью кисти, словно волшебник, использовавший для этого некий диковинный артефакт. В чем же секрет этого волшебного действа? Попытаемся разобраться!
Начало работы над первыми эскизами датируется мартом 1871 года. В то время Саврасов находился в селе Молвитино, более известном в позднейшие периоды как Сусанино. Там он с натуры решил запечатлеть весну и, как все мы знаем, преуспел в этом. Он сделал несколько набросков, которые сегодня имеют цену, конечно, меньшую, чем готовый рисунок. Заканчивал свой шедевр художник уже в городе. Он так поступал всегда — только первые эскизы делал с натуры, вдохновляясь ее атмосферой.
На изображении можно увидеть три березы. Все лишены четких и прямых линий. Их стволы изгибаются под разными углами, что особенно бросается в глаза, когда мы говорим о крайнем слева растении, наиболее толстом и значимом для композиции. Над голыми еще ветками кружат грачи — первые вестники приближающегося тепла. Они вьют или обновляют свои гнезда, создавая динамику на картине, делая ее живой. Кажется, будто птицы вот-вот сорвутся с холста и закружат над головами людей, собравшихся полюбоваться их священнодействием. Задний фон — это колокольня и покосившийся забор. Спустя годы там откроют музей, посвященный Сусанину — герою, который завел врага в непроходимые места ему на погибель, заплатив за подвиг собственной жизнью. Экспозиция сделана таким образом, чтобы симметрия была нарушена. Большая часть художественных элементов сконцентрирована в правой со стороны зрителя части картины. На оставшейся половине, можно найти таящий снег, лужи, небо. Живописец использовал очень мало цветов в погоне за натуралистичностью своего пейзажа. Он выбрал белый, разные оттенки голубого, коричнево и серого, местами переходящего в черный.
В целом картина получилась нетипичной для своей эпохи именно из-за отсутствия гармоничных пропорций и четких контуров. Но ее магия, конечно, не в технике, а в результате ее использования. Главное достижение Саврасова, которому неоднократно пришлось перерисовывать полотно для коллекционеров (так им понравилась работа), в умелой передаче атмосферы. Даже человек, который видит ее впервые, понимает, о каком времени года идет речь. Он словно вдыхает особый аромат весны, в котором морозность уходящей зимы смешивается с предвкушением тепла. Он ощущает прикосновение холодного ветерка к коже. Но он несет в себе надежду и вызывает не только мурашки по коже, но и вдохновение. Описывать словами такой шедевр живописи все равно что пытаться сделать очерк о путешествии — интересно и очень сложно. Ведь вслед за Саврасовым каждый, кто смотрит на полотно, отправляется в Молвитино-Сусанино и наслаждается сельской жизнью в середине марта.
Картина, может, и хорошо передаёт весеннюю атмосферу в селе, но сама эта атмосфера... Вот как может нравится грязь, слякоть, серость и прочие "прелести" ранней весны? Или у вас другое мнение? Пишите комментарии!
Спасибо, что читаете блог, подписываетесь, ставите лайки и делаете репосты.
Желаю читателям счастья и здоровья!
8888
Читайте также:
Символы, зашифрованные в картине Сандро Боттичелли "Весна"