Найти тему
Lia Ermial

Философия любви и красоты Итальянского Возрождения.

В конце 14 - в начале 15 века на смену мрачному Средневековью в Европу, а именно в Италию, пришло Возрождение. Т.к. католическая церковь переживала период упадка, люди стали стремиться к философии, нацеленную на земные проблемы, отставив проблемы религии в сторону. Самой главной отличительной чертой Возрождения является гуманизм — концепция, в которой человек считается высшей ценностью. В период данной эпохи в людях пробуждается интерес к античности, следовательно, отсюда и появился термин "возрождение".

Правда, не стоит превращать деятелей эпохи Возрождения в безбожников и атеистов, ведь если рассуждать здраво, то большинство заказов как раз исходило от церкви, т.е. в каком-то плане мы можем назвать церковь одним из основных спонсоров данной эпохи.

Возрождение сделало акцент на то, что человек подобен Богу и что Бог присутствует в каждом из нас: в творчестве, сознании, в душе. Cовременное общество относится к понятию любви и красоты как к некоторым проявлениям химических реакций и шаблонов, навешанных нам индустрией моды. В эпоху Ренессанса представления о данных понятиях существенно разнились с нынешними: любовь словно соединялась с красотой в одно целое.

Всем нам сложно представить эпоху Возрождения без таких выдающихся мастеров своего дела, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Франческо Петрарка, Галилео Галилей, Николай Коперник, Рафаэль и многие другие. Каждый сумел внести свой вклад в различных областях литературы, науки, философии, живописи.

Леонардо да Винчи. "Витрувианский человек" (1490г.)
Леонардо да Винчи. "Витрувианский человек" (1490г.)

Итальянское Возрождение тяжело представить без Леонардо да Винчи, чьи исследования и искусство шли бок о бок и были фактически неразделимы. До сих пор многие загадки, оставленные им и пронесенные сквозь века, остаются для лучших умов современности всего лишь неразрешимой загадкой. У Леонардо была одна увлекательная особенность: он не заканчивал картины, потому что считал, что незаконченность подстать нашей жизни, а законченность напротив приравнивается к смерти. Он стал одним из первых кто в своих художественных работах сумел добиться рельефности и объемности изображения. Такого эффекта удалось добиться при помощи игры светотени. К примеру, на картине "Мадонна Литта" (1490-1491г.) перед нами предстает женщина-мать, кормящая грудью младенца. Фигура Мадонны озаряется внутренним светом материнства. Выразительные и понятные детали картины вырисовывают перед нами определенный сюжет, ведь если присмотреться, то на груди у Мадонны еще некогда зашитые разрезы для кормления грудью, вновь разорваны. Это говорит нам о том, что женщина отучает своего ребенка от грудного вскармливания, но не удержалась и в последний раз решила насладиться прелестями раннего материнства. Картина переисполнена нежностью и теплотой, от нее исходит истинная любовь, безмятежность младенчества. Леонардо явил свету много прекрасных картин: "Мона Лиза" или "Джаконда" по сей день покрыта завесой тайны, чем привлекает огромное количество теорологов и искусствоведов. Стоит отметить еще одну его работу:"Тайная вечеря" (1495-1498). Это фреска является олицетворением библейского сюжета: последнего ужина Христа в окружении своих учеников. По мнению различных экспертов, на картине изображен тот самый момент, когда Иисус сообщает о том, что один из его последователей окажется предателем. Леонардо да Винчи в 1490 году создал свой самый знаменитый рисунок"Витрувианского человека". Он должен был послужить иллюстрацией для собрания трудов древнеримского архитектора Витрувия, который в своих трудах уделял особое внимание пропорциям человека. Рисунок получился настолько совершенным, что впоследствии пропорции, соблюденные в нем, приобрели каноническое значение. Вклад, который внес Леонардо в мировую художественную культуру поистине неоценим. В своих трудах он будто опережал свое время на много веков вперед.

Леонардо да Винчи."Тайная вечеря" (1495-1498)
Леонардо да Винчи."Тайная вечеря" (1495-1498)

Самые светлые и возвышенные представления об идеалах гуманизма мы можем наблюдать в произведениях Рафаэля Санти. Он впитал в себя все достижения его предшественников, но при этом, создав свой собственный идеал человеческой красоты, окруженный архитектурой и прекрасными пейзажами. Он был известен не только как выдающийся художник, но и как поэт, архитектор, монументалист и поэт. Мадонны стали самыми знаменитыми его работами. Они идеализированно прекрасны и являются символом всепрощающей и безмятежной материнской любви. Нежные и светлые, их взгляды прикованы к младенцам, их образы лиричны в них появляется некоторая доля сентиментальности и чрезмерного восхищения внешней красотой героев. С 1508 года Рафаэль переезжает в Рим, где попадает в список приглашенных художников при папском дворе. Именно там его жизнь сильно меняется, а его имя теперь стоит в ряду с величайшими мастерами поколения. Он работает над многочисленными фресками, его работы разительно отличаются от подобных произведений других мастеров, прежде всего, своей масштабностью. Его фрески выражали светское начало над церковно-религиозным. Однако из всех фресок, выполненных Рафаэлем, стоит отметить работу под названием "Афинская школа". Данное произведение является синтезом гуманистических идей Ренессанса и античной культуры. Изображенные на полотне философы не принадлежали к Афинской школе как таковой и были лишь формально объединены, но именно это порождают главную идею этой фрески: стремление человека к познанию. На фреске можно рассмотреть таких философов как Аристотель, Платон, Сократ, Алкивиад, Пифагор, Эвклид. Характеры персонажей объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. "Сикстинская Мадонна" (к созданию которой художник приступил в 1515 году), этот алтарный образ долгое время являлся каноном в мире искусства. В образе своей Мадонны Рафаэль смог обойти всех своих современников, ведь его Мадонна обращена прямиком к зрителю, она не занята ребенком, не витает в своих мыслях, как на его прошлых работах. Его новая Мадонна как будто ведет диалог со зрителем, она плавно спускается по белоснежным облакам. В ее глазах можно прочитать тревогу, растерянность, материнскую любовь и некий страх за будущее ее любимого сына. Она уже знает, что ее ребенок послужит некой жертвой, но готова принести его в жертву ради спасения человечества. Ее образ переполнен драматизмом и каждое ее движение выразительно, что делает композицию динамичной, яркой и живой. Его образы свободны и изящны, именно поэтому они так легко воспринимаются зрителями. Рафаэль прожил короткую жизнь, но оставил после себя длинный увековеченный след.

Рафаэля Санти. "Афинская школа"
Рафаэля Санти. "Афинская школа"

Творчество гениального скульптура, архитектора и живописца Микеланджело Буонарроти знаменует собой высочайший подъем и расцвет эпохи Возрождения. Одной из самых знаменитых его скульптур можно считать "Давида". Многие предшественники Микеланджело изображали его как молодого юношу с лавровым венком на голове. Буонарроти показал нам иную сторону Давида: он изобразил его сильным и мужественным молодым человеком, который полон решимости в своем взгляде. Руки и ступни были расширены намеренно, таким образом этот эффект придает еще больше мощи и монументальности. Его кисть правой руки опущена вниз и слегка сжата, что свидетельствует о том, что юноша находится в боевой готовности, хотя на первый взгляд его тело и выглядит довольно-таки спокойно.

Микеланджело Буонарроти. "Давид"
Микеланджело Буонарроти. "Давид"

Микеланджело и Рафаэль оказались в Ватикане примерно в одно время. Весной 1508 года Буонарроти начинает свою работу по украшению фресками потолка Сикстинской капеллы. Первая половина сводов была готова к осени 1510 года. Поначалу мастер не был доволен своей работой в полной мере, поскольку данный стиль был незнаком ему, замысел произведения несколько раз менялся, но Микеланджело с блеском справился с этой задачей. Все сюжеты капеллы расположены так, чтобы их можно было рассматривать, двигаясь от алтаря к выходу. Ранее живописец не работал над пейзажным фоном, поэтому природа и архитектура даны лишь условно. Образы пророков и сивилл размещены по краям ансамбля, а в середине потолка мастер изобразил библейские сюжеты. Например, "Грехопадение и изгнание из Рая", в центре этой композиции находится ствол дерева познания добра и зла, обвитый змеевидным хвостом дьявола. Слева изображен момент грехопадения. Мы видим обнаженную Еву, которая лежит на камне, ее лицо не излучает ни целомудрия, ни чувственности, а лишь ум и волю, она принимает яблоко от Змея-искусителя, образу которого автор придал человеческие черты. Справа же мы можем наблюдать сцену изгнания. На фоне светло-голубого неба, убегающий Адам пытается прикрыть собой Еву, что сжалась от страха быть настигнутой мечом ангела. Фигуры словно окутаны светом, от них на землю ложатся тени. На их лицах мы ясно можем видеть не раскаяние и стыд, а скорее страх перед неизвестностью и горечь поражения. Протянутая слева рука Змея-искусителя в сторону Евы и рука ангела с мечом- с правой образуют некую арку, таким образом, соединяя два сюжета воедино. В данной истории отсутствует религиозное благоговение, автор показал только факт библейского события и красоту человеческого тела. Расписывая Сикстинскую капеллу, Микеланджело не чувствовал себя связанным с существующей иконографической традицией. Важной темой своего творчества он сделал красоту человека, его духовную мощь и неограниченные возможности. Всю свою жизнь мастер творил, в каждое свое детище он вкладывал частицу своей души. Его архитектурные, скульптурные и живoписные произведения известны всему миру и являются истинной гордостью итальянского народа.

Микеланджело Буонарроти. "Грехопадение и изгнание из Рая"
Микеланджело Буонарроти. "Грехопадение и изгнание из Рая"

Существует мнение, что современная философия плотно упирается своими корнями в эпоху Возрождения. Художники данной эпохи были не просто Творцами, они были еще и философами. Их изображения человека возносились до небесных, тем самым, выводя на передний план земные ценности. Все больше доминировали идеи о естественном познании мира и человека, при этом упор делали на труды античных времен. Также в литературе стали исключать книжные споры, которые не приводили ни к чему разумному, а скорее наоборот сильнее затуманивали сознание людей. Ренессансная теория любви проникла и в Европейские города через литературу, архитектуру или живопись. Каждое произведение искусства несет в себе определенный замысел, определенный сюжет. Творения тех лет озадачивают нас вопросами, мы будто сливаемся с их картинами, чтобы лучше понять и изучить их. Все, что существует в нашем культурном обществе сейчас является многовековой эволюцией ценностей и традицией, но то, что когда-то сотрясло Европу в период с 14 по 15 век, продолжает и сейчас сотрясать, но уже весь современный мир.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц