Все знают историю подвига летчика-истребителя лейтенанта Алексея Петровича Маресьева, который после ампутации ног в 1942 году вернулся в небо, продолжал летать с протезами и стал в 1943 году Героем Советского Союза.
Однако мало кому известно, что без ног продолжали летать и биться с врагом более десятка летчиков – командир 2-го истребительного авиаполка полковник Александр Иванович Грисенко, командовавший на завершающем этапе войны авиадивизиями; комэск 239-го ИАП капитан Георгий Павлович Кузьмин (летал после ампутации ступни левой ноги и трети ступни правой ноги), удостоенный за совершенные подвиги звания Героя Советского Союза; командир звена 128-го бомбардировочного авиаполка старший лейтенант Илья Антонович Маликов, также удостоенный геройского звания (воевал без правой ноги до колена и искалеченной левой ногой) и др.
Наш рассказ – о героических летчиках морской авиации.
Боевая традиция – никогда не сдаваться была заложена в авиации российского флота еще в годы Первой Мировой войны.
Александр Николаевич Прокофьев-Северский стал авиатором в 1914 году, когда в Российском императорском флоте начали создавать авиагруппы для ведения морской разведки. Летом 1915 года в его аэроплане сдетонировала бомба, он получил тяжёлейшие травмы, лишился правой ноги. Научившись ходить, а потом и летать на протезе, Прокофьев-Северский добился именного повеления Николая II и продолжил воевать с врагом в воздухе[1].
В годы Великой Отечественной войны трое морских летчиков воевали с врагом после ампутации ног.
Иван Степанович Любимов (1909-2000)
Иван Любимов родился в 1909 г. в селе Глушково Курской губернии. С 1933 года служил в ВВС Черноморского флота. В годы войны воевал в морской авиации.
9 октября 1941 года Любимов был сбит в бою над Перекопским перешейком. Тяжело раненым совершил вынужденную посадку. Он лишился ступни левой ноги, правую с трудом удалось сохранить. Однако Любимов вернулся в строй и вскоре начал летал с протезом. С октября 1942 года - командир авиаполка, который вскоре стал гвардейским (11-й ГИАП ВВС ВМФ).
С октября 1943 года Любимов командовал 4-й истребительной авиадивизией ВВС Черноморского флота. За годы войны совершил 174 боевых вылета, сбил 6 самолётов противника лично и 2 в паре.
22 января 1944 года гвардии полковник Любимов был удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны Любимов стал генерал-майором авиации и военным профессором. До 1953 года он возглавлял ПВО Черноморского флота, затем преподавал в Военной академии Генерального штаба. Скончался в 2000 году в Москве, на 92-м году жизни.
Захар Артемович Сорокин (1917-1978)
Захар Сорокин родился в 1917 году на станции Глубокое Томской губернии (ныне - Новосибирской области).
В годы Великой Отечественной войны – летчик 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота. 25 октября 1941 года, также за полгода до Маресьева, он совершил в воздушном бою таран, повредив свой самолёт, который упал в тундре. Шесть суток Сорокин полз по снегу, получив сильнейшее обморожение. В госпитале ему ампутировали обе ступни. Освоив протезы, летчик написал письмо наркому ВМФ СССР и в порядке исключения был возвращен в свою часть, где продолжил летать, обеспечивая охрану морских караванов. Сбил более 10 вражеских самолетов. Был награжден советскими боевыми орденами и медалями, а также орденом Британской империи V класса. 19 августа 1944 года гвардии капитану Сорокину было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны он продолжал служить в авиации Черноморского флота. Занимался литературной деятельностью. Автор 12 книг. Умер в 1975 году, похоронен в Москве.
Леонид Георгиевич Белоусов (1909-1998)
Леонид Белоусов родился в 1909 году в г. Одессе.
Зимой 1938 года Белоусов в сложных метеоусловиях совершил на самолете И-16 вынужденную посадку. Самолет загорелся, летчик получил серьезные ожоги. Он перенёс множество пластических операций. В начале Великой Отечественной войны Белоусов - командир эскадрильи 13-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота. В результате развившейся болезни обгоревших ног началась гангрена. В тыловом госпитале в Алма-Ате ему ампутировали сначала правую ногу (выше колена), а затем и левую ногу (под самое колено).
В 1944 году Белоусов добился возвращения в свой полк, к тому времени - 4-й гвардейский. В его составе совершал боевые вылеты на прикрытие кораблей и разведку. Гвардии майор Л. Г. Белоусов произвёл около 300 боевых вылетов. Летал на Ла-5, сбил 3 самолёта противника.
Геройское звание ему было присвоено только в 1957 году. После увольнения работал в аэроклубе. Умер 7 мая 1998 году, на 90-м году жизни. Похоронен в Санкт-Петербурге.
[1] С 1918 г. проживал в США, стал авиаконструктором и теоретиком боевого применения стратегической авиации, его называют одним из основоположников американских ВВС.