Экологическая повестка за последние три года прочно вошла в политический контекст, уровень загрязнения окружающей среды невозможно скрыть или исправить измененным сбором статистических данных, пора принимать действенные меры. Лесные пожары, загрязнение атмосферного воздуха, свалки и полигоны, истощение и загрязнение рек, варварская вырубка лесов, беспощадная эксплуатация сельскохозяйственных земель, массовые гибели животных, птиц и морских обитателей и многое другое - все это результаты промышленной индустриализации, которые нам необходимо разрешить.
Опубликованная Стратегия национальной безопасности РФ от 2 июля 2021 года утверждена Указом президента РФ № 400 расширена новыми главами, а в частности Экологическая безопасность и рациональное природопользование, что нам это дает?
Впервые в повестку национальной безопасности были включены пункты формирующие государственную политику России в части экологической безопасности. Они созвучны международным целям устойчивого развития утверждённым в 2015 году и разработанному ранее национальному проекту экология в 2018 году. В целом Россия медленно, но верно идет в сторону углеродной нейтральности, снижение воздействие на окружающую среду и развитие циклической экономики, перестроить устоявшиеся процессы за один год не получается. Но давайте ближе к тексту стратегии.
Сформированы 18 задач на которые можно опираться при формировании федеральных и региональных программ, а также оценке рентабельности инвестиций. Сформированные задачи уже откликаются с нормативно-правовой базой формируемой в государстве, давайте рассмотрим пункт 83 и подпункт 8 снижение объемов образования отходов производства и потребления, развитие индустрии их утилизации и вторичного использования. Приоритетным направлением государственной политики, является предотвращение образования отходов - это положение закреплено в федеральном законе с 2015 года, стратегия подчеркивает значимость этого тезиса.
Последние изменения в Статья 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предписывают расходование средств экологического сбора на развитие отрасли обращения с отходами, а также обустройство мест (площадок) накопления отходов. На оснований внесенных изменений региональные власти вправе подавать заявки на развитие в своем регионе раздельного сбора отходов, за счет средств федерального бюджета.
статья 24.5, п.11. Средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора направляются на обеспечение утилизации отходов от использования товаров индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, а также на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, возведение некапитальных строений (сооружений), которые необходимы для осуществления деятельности в области обращения с отходами, их модернизацию и обустройство мест (площадок) накопления отходов.
Внесенные уже изменения соответствуют ранее опубликованной концепции развитие системы расширенной ответственности производителя, утвержденной Викторией Абрамченко, в которой одной из задач указанно совершенствование механизмов расходования средств экологического сбора.
Новой редакции Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" расширены полномочия Российского экологического оператора, публично-правовая компания сформирована указом Президента, теперь ответственна за формирование единой федеральной государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, а также систему учета твердых коммунальных отходов. ППК РЭО уже приступила к формированию реестра переработчиков и если вы не получили от компании письмо, направите им запрос самостоятельно https://reo.ru/, чтобы не оказаться за бортом реформы.
Вносимые изменения направлены на развитие прозрачности обращение с отходами, так на сайте Министерства природных ресурсов и экологии РФ собранные данные о рекультивации полигонов захоронение отходов и других объектов накопленного экологического вреда https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/genuborka/
Еще одним существенным изменением в Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" стало изменение термина транспортировка отходов. Понятие расширенно на железнодорожный, воздушный, внутренне водный и морской транспорт, теперь любое перемещение отходов на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, это усилит регулирование при межрегиональном перемещении отходов. Ранее понятие распространялось только на автомобильный транспорт. Также внесены изменения в требования по транспортированию отходов (статья 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), устранено противоречие, теперь транспортирование отходов будет регулироваться структурами координирующими перевозку грузов, в том числе опасных.
В целом внесенные изменения, можно рассматривать как позитивные и соответствующие концепции и стратегии описанной правительством и президентом.
В государственной думе на рассмотрении еще ряд положений направленных на корректировку системы расширенной ответственности производителя https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#departments=14&StartDate=null&EndDate=null&npa=116740%20 ID проекта: 02/04/06−21/116 740, посмотрим что получим в итоге.
Еще один доклад Виктории Абрамченко http://kremlin.ru/events/president/news/66217 в очередной раз подчеркивает значимость вопросов экологической безопасности и формирование новой культуры обращения с отходами на всех уровнях: общество, государство, бизнес.
В последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле, говорит в своей стратегии Президент, вынуждена не согласиться в сроках воздействия, интенсивное воздействие на окружающую среду идет не меньше 50 лет в России. В последние десятилетие мы столкнулись с последствиями антропогенной нагрузки и стадией принятия ответственности за годы безрассудного природопользования.