Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Житие несвятого Николая Некрасова. Глава III

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, пламенная гамарджоба, или как вам угодно!

Прежде чем начать следующую главу цикла, хотел бы ответить на некоторые читательские комментарии к главе предыдущей.

Марина12 совершенно справедливо отмечает: «Странно, что Автор намеренно отодвинул детство Героя, Н.А. Тяжелые отношения с отцом, безденежье и давящая обстановка в семье - это те условия, которые сильно повлияли на Некрасова: ни при каких условиях он не хотел пережить это вновь, поэтому Н.А. был равнодушен к бедствиям благодетелей»

Да, да, и тысяча раз «да»! Все мы «родом из детства», и все сформировались как личности из того, «кто» нас воспитал и «что» нас окружало. Я, разумеется, собирался погрузиться в детские годы Некрасова, но сделать это не сразу, а, скорее, ближе к концу цикла – в виде такой... «приставной» главы... Уж так задумал! Обидно, что пришлось «разоблачиться», пожертвовав интригой повествования, но...

Очень интересно пишет Роман Зотов: « В житиях Дмитрия Ростовского есть одно, которое меня всегда очень трогало — это коротенькое житие одного монаха, имевшего, заведомо всей братии, много недостатков и, несмотря на то, явившегося в сновидении старцу среди святых в самом лучшем месте рая. Удивлённый старец спросил: чем заслужил этот невоздержанный во многом монах такую награду? Ему отвечали: «Он никогда не осудил никого». Лев Толстой»

Видимо, Роман весьма прозрачно намекает на моё право как автора высказываться по поводу некоторых... не совсем благовидных поступков Некрасова. Роман, и мыслях не было! Я же сам написал во второй главе (уж извините за самоцитирование): «Как мне видится – судить не нам! Кто мы вообще такие?» И уж точно - не собираюсь осуждать Поэта и далее. «Никого нельзя судить. Человек в горе и в унижении становится ребёнком» - писал Блок. Некрасов испытал многое. И он – велик... «даже в падении своём» (это уже Чехов). А вот следовать по биографии Некрасова согласно выбранному абсолютно осознанно названию «Житие несвятого...» - это интересно!

Однако, продолжим!..

Во второй главе мы расстались с нашим героем в момент принятия им любопытнейшего решения... А что, если применить полученный им при издании своих альманахов опыт к предприятию собственному? Составить прямую конкуренцию Краевскому? А ведущий сотрудник – знамя отечественной журналистики – Белинский! Под этот гордо реющий стяг подтянутся ведущие литературные силы, а уж он–то, Некрасов, постарается устроить всё наилучшим образом! Дерзко? Смело? Да, несомненно... Краевский – величина. Но у него уже более нет Белинского. А у Некрасова – нет журнала!.. Начать дело новое, открыть свой журнал в николаевской России – вещь совершенно фантастическая, немыслимая. Стало быть, необходимо арендовать уже существующий журнал у кого-нибудь. И такой человек нашёлся! Пётр Александрович Плетнёв, друг самого Пушкина, давно уже тяготящийся возложенным на него редактированием пришедшего в упадок «Современника».

Человек с внешностью голливудского шерифа - Пётр Александрович Плетнёв. Крайне интересная личность, дружбою с которым дорожили и Пушкин, и Жуковский, и Гоголь. Между прочим, ректор Санкт-Петербургского Университета
Человек с внешностью голливудского шерифа - Пётр Александрович Плетнёв. Крайне интересная личность, дружбою с которым дорожили и Пушкин, и Жуковский, и Гоголь. Между прочим, ректор Санкт-Петербургского Университета

Переговоры с Плетнёвым прошли успешно, но в дело неожиданно вмешались опекуны наследников Пушкина - нынешний муж Натальи Николаевны Пётр Ланской и Михаил Виельгорский: безо всяких на то юридических оснований они, решив, что права детей ущемлены, подали протест в управление цензуры. Вопрос был решён в пользу Некрасова, но, как говорится, «осадочек остался», символический переход «Современника» «от Пушкина к его литературным преемникам» (читай - Некрасову!) не состоялся... Досадно.

Между тем, длительное время находящегося на излечении Белинского Некрасов извещает о своей неудаче со сборником «Левиафан»: закапризничали авторы (Гончаров), вещь ушла к Краевскому (Достоевский), Панаев не поспевает, от других – ни слуху, ни духу (Тургенев), Краевский... (весьма нелестные эпитеты), и вообще – как бы было замечательно, если бы Белинский переуступил ему материалы «Левиафана» для нового журнала! (Это при том, что какие-то произведения вообще уже были выкуплены фактически «за спиною» Белинского!) И что же сам Белинский? Он не только соглашается, но и горячо поддерживает Некрасова!

Появление нового «старого» журнала сопровождалось поистине удивительной по масштабу того времени рекламной кампанией – например, был напечатан огромный тираж афишек, с оказией отправлявшихся по крупным городам Империи. Первый номер «Современника» вышел в свет в начале 1847 года: в нём были статьи Белинского, стихи и проза Тургенева, "Тройка" Некрасова, «Роман в девяти письмах» Достоевского и множество других достойных материалов. Не ударили лицом в грязь и последующие ежемесячные книжки журнала – март, например, был ознаменован началом публикации «Обыкновенной истории» Гончарова. А роман Герцена «Кто виноват?» вообще рассылался подписчикам бесплатно (грамотный маркетинговый ход!) в качестве приложения к январскому выпуску.

Первая ласточка - детище Белинского и Некрасова
Первая ласточка - детище Белинского и Некрасова

Однако же «победоносная», казалось бы, война с «ограбленным» на сотрудников Краевским не была такой уж победоносной! Наличие на литературном рынке сразу двух «серьёзных» журналов отнюдь не спровоцировало гибель одного из них! Напротив – породило процесс «коммерциализации»: популярные авторы (в том числе, из тех, которые должны были последовать за Белинским в «Современник» и только в "Современник») получили возможность выбора. И выбор этот не всегда делался в пользу "Современника"!

«Первый год, 47, успех блистательный. Было 2000 подписчиков; вместо прежней платы по рублю, мы, ввиду успеха журнала, обязались платить 3000 рублей Плетневу в год. В 48 году было более 2800 подписчиков...» - рассказывает Некрасов. Так-то оно так... Но в итоге надежды на скорую гибель «Отечественных записок» его – как редактора - и Белинского, пожертвовавшего ради «Современника» буквально всем, не оправдались ничуть. Окружение Белинского явно скатывалось в сторону коммерческой выгоды и «двурушничества», Краевский не жалел средств, буквально вырывая новые вещи авторов из «портфеля» «Современника». Самое любопытное из всего этого – финансовая сторона вопроса взаимоотношений Белинского (напомню – «бренда» нового «Современника») и Некрасова. Нечётко изначально очерченные (или оговорённые) обязательства журнала перед ведущим его автором и уж точно Главным Идеологом привели к тому, что один оказался Хозяином, а другой – Сотрудником. Кто из них кто – полагаю, объяснять не нужно. Непрактичность Белинского была общеизвестна, но такой некрасовский гешефт привёл к совершенно неожиданному для Николая Алексеевича эффекту. Соратники «неистового Виссариона», призванные в «журнал Белинского», по факту оказались в журнале Панаева (давшего средства) и Некрасова, и никакие уверения Белинского в обратном уже не помогали. На репутации Некрасова появилось жирнейшее пятно, отмыть которое возможным не представилось до самой его смерти – во всяком случае, для некоторых литераторов.

"Мариинский дворец". В.С.Садовников
"Мариинский дворец". В.С.Садовников

«Бизнес есть бизнес, ничего личного» - как теперь говорится. Перешагнув через Краевского (ещё недавно Некрасову столь необходимого и желанного), последний осуществляет небезвыгодные для него негоции с фактически уже принадлежавшим Белинскому «Левиафаном», а затем вытесняет Белинского за пределы редакторской верхушки... Комментарии излишни. Даже при моём искреннем желании трактовать Некрасова, в некотором роде, российским Мартином Иденом, есть некоторые этапы его биографии, с трудом поддающиеся какому-либо... разумному объяснению с морально-этической точки зрения. Осуждению – нет. Скорее – недоумению...

Ещё дальновидный папаша маленького Павлуши Чичикова говаривал: "Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»
Ещё дальновидный папаша маленького Павлуши Чичикова говаривал: "Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»

Мол – как же так? Великий русский поэт... А вот, судари, как-то так! «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» - сказал Пушкин, и это истинная правда. Другое дело, что представить Пушкина, «кидающего», скажем, Дельвига на пару тысяч – вещь практически невозможная. Более того – вспомним Вяземского, бескорыстно помогшего ссыльному Пушкину издать (правда, со своим, несколько далёким от просьб самого Пушкина, предисловием) «Бахчисарайский фонтан» за баснословных тогда три тысячи рублей, и не взявшего за это ни алтына. Времена поменялись? Едва ли, честь и порядочность обитали и обитают во вневременном континууме! Существенная разница в происхождении и воспитании? Не исключено... Ведь ни Вяземский, ни Пушкин точно никогда не думали о куске хлеба (в данном контексте - не метафора) на завтрашний день. Вспоминается замечательный эпизод из телефильма «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, когда меценат Чарский, придя к очаровавшему его своим искусством Импровизатору, с ужасом наблюдает, как тот на его глазах с жадностью лавочника принимается за подсчёт сулящихся ему дивидендов.

"Однако... надобно подумать о моем первом вечере. Как вы полагаете? Какую цену можно будет назначить за билет, чтобы публике не слишком было тяжело и чтобы я между тем не остался в накладе? Говорят, la signora Catalani 8 брала по 25 рублей? Цена хорошая..." (С)
"Однако... надобно подумать о моем первом вечере. Как вы полагаете? Какую цену можно будет назначить за билет, чтобы публике не слишком было тяжело и чтобы я между тем не остался в накладе? Говорят, la signora Catalani 8 брала по 25 рублей? Цена хорошая..." (С)

Да, «вторая натура» Некрасова сослужила ему скверную службу. Потому – оправдаем же его хоть творчеством!

****************

А по заведённой в нашем цикле традиции в качестве литературного прибавления е сегодняшней главе – стихотворение «Нравственный человек», впервые вышедшее в печать в мартовской книжке «Современника». Чрезвычайно интересная жанровая вещица!

1
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла.
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил... Он вызвал — я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
2
Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил;
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
3
Крестьянина я отдал в повара,
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью;
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
4
Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
Их дом блестящ и полон был как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла...

А в следующей главе – личная жизнь Некрасова, карты-картишки и ода «вешателю»

ГЛАВА I

ГЛАВА II

ЗДЕСЬ - ПОЛНЫЙ каталогизированный гид по каналу

ЗДЕСЬ – краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ»

С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ