Многим уже известно, что семилетние крестьянские дети могли полноценно обеспечить себя в бытовом плане и помогали родителям по хозяйству. Даже если вы ни разу не читали исторических и социологических статей на эту тему, то «Маша и медведь» и «Гуси-лебеди» точно вам знакомы.
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(...)
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».
— А кой тебе годик?— «Шестой миновал...
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
Некрасов, "Крестьянские дети", отрывок
Так вот. У современных детей точно есть куда больше возможностей обеспечить свой быт, чем у их ровесников сто и двести лет назад. Например, еда.
В три года ребенок точно может сам взять йогурт, налить воды (из небольшого кувшина), сложить бутерброд из подготовленных ингредиентов, насыпать хлопья, разогреть что-то в микроволновке. Он сам может положить порцию из общей миски, помыть овощи и фрукты. Привлекайте его к этим делам! Да, поначалу что-то будет пролито, а что-то – просыпано. Научите малыша прибрать за собой, это тоже полезный навык.
С трехлетним ребенком можно вместе: готовить горячие бутерброды, пиццу, блины и оладушки, гренки, омлеты и сырники (здесь еще и лепку можно потренировать): то есть все, где нужно разложить нарезанные элементы или смешать их. Налить на сковородку. Переворачивать – дело пострашнее и посложнее, но если не спешить и не нервничать, то уже к пяти годам вы вполне можете со стороны наблюдать, как ваш ребенок готовит на всю семью завтрак.
К пяти уже можно научить ребенка чистить овощи (сначала отваренные, потом – сырые), резать салаты, лепить котлеты, варить макароны. Совершенно точно можно доверить ему греть блюда в микроволновке.
К семи годам объясните, как готовить суп – сначала варим бульон, потом засыпаем овощи или крупы. Про каши легче рассказать а примере гречки – ведь они развариваются в несколько раз, а это сложно. Гречку можно замочить на ночь, а утром разогреть – наглядный эксперимент, еще и очень полезно. Еще можно готовить запеканки, выкладывая ингредиенты затейливыми узорами.
Конечно, вам стоит проследить за безопасностью процесса: объяснить, что нажимать можно, а что – нет, как не обжечь руку и многое другое.
Совместное приготовление пищи не только помогает научить процессу: ребенок чувствует себя частью семьи, он участвует в важном деле, вносит посильный вклад. Еда, приготовленная самостоятельно, покажется вкуснее (если вовремя похвалить повара), так можно развивать пищевые интересы и мягко вводить в жизнь правильные привычки (жарить самому трудно, а запечь легко; или приготовить на пару в мультиварке). После готовки нужно сервировать стол, убрать с него, помыть посуду. Это не будет казаться тяжкой обязанностью, когда ты видишь весь процесс целиком.
Ну и главное: гордость в глазах ребенка, впервые приготовившего вам завтрак, придумавшего новый рецепт, выбравшего в нужные продукты – это свет, за которым не так заметны бардак на кухне и прочие бытовые мелочи. Может, у вас раскрывает талант новый Гордон Рамзи?
У Вас есть вопросы? Пиши в комментарии или на почту info@tochka-rosta.ru и мы обязательно Вам ответим!
Добавляйтесь в друзья:
►Instagram - "Точка Роста"